Interested Article - Призрак Оперы (роман)

«При́зрак О́перы» ( фр. Le Fantôme de l’Opéra ) — готический роман Гастона Леру , который печатался по частям в газете « Ле-Голуа » с 23 сентября 1909 года по 8 января 1910 года и позже был издан отдельным романом. На создание романа Леру вдохновил только что построенный театр оперы в Париже , который до сих пор является одним из самых знаменитых театров в мире. Сам Леру посвятил роман своему младшему брату Жозефу.

Полагают, что пыточная комната, красочно описанная автором в романе, является не чем иным, как зеркальным залом « », представленным на Парижской выставке 1900 года (см. Перельман «Занимательная физика. Кн. 1»).

По сюжету романа было предпринято несколько театральных постановок и снято несколько фильмов . Самой первой известной экранизацией романа стал фильм 1925 года . Ещё большую популярность роман получил после выхода мюзикла 1986 года , который вошёл в число самых долгоиграющих представлений на Бродвее .

В России роман был впервые опубликован в январе 1911 года — почти одновременно с выходом первого английского издания книги. Книга была издана Типолитографией «Свет» под названием « Тайна Привидения Большой Оперы » и поскольку перевод делался не с отдельного издания, а с газетного, то в нём отсутствовали предисловия, сноски и посвящение.

Сюжет

В Парижском оперном театре происходят странные явления: падают декорации, люстры, слышатся необычные звуки, пропадают вещи, происходят несчастные случаи. Ходят слухи о призраке, обитающем в театре, которого даже видели некоторые работники (что не мешает им описывать его весьма по-разному). Однако новая дирекция настроена весьма скептически. Она не следует советам предыдущего руководства, в результате чего, в частности, таинственным образом теряют значительную сумму денег.

А в театре тем временем идёт постановка оперы « Фауст ». Приму Оперы Карлотту, отсутствующую несколько дней по «болезни», с успехом заменяет молодая дублёрша-хористка Кристина Даэ. На каждой репетиции присутствует влюблённый в неё виконт Рауль де Шаньи. Дело в том, что молодой человек давно знаком с восходящей звездой — когда-то они вместе отдыхали у моря. Но холодность Кристины пугает робкое сердце Рауля. Он следит за девушкой и обнаруживает её странную связь с человеком в маске смерти.

Голос увлекает Кристину сквозь стены её уборной в самое сердце оперного театра, туда, откуда невозможно убежать. Обладатель голоса и есть человек в маске смерти. Кто же скрывается под ней? Он страшен, его кожа желта и бугриста, глаза светятся в темноте, а нос провалился внутрь черепа… Девушка в ужасе умоляет перед заточением, коим является для неё брак с Призраком, дать ей шанс увидеть свет в последний раз.

Влюблённые Кристина и Рауль договариваются о побеге. Призрак, подслушавший их разговор, похищает девушку. Её ищут полиция, дирекция, брат Рауля, но тщетно. Лишь одному служащему театра по имени Перс известно о тайных ходах, которые могут привести к логову Призрака. Он предлагает свою помощь виконту и рассказывает ему всю историю «чудища».

Человек, одарённый во многих областях, фокусник и иллюзионист, талантливый инженер, архитектор, музыкант и композитор, тот, кого в оперном театре называют Призраком, родился с лицевыми дефектами. Не зная родительской любви и ласки, он ещё в детстве был вынужден убежать из дома. Он объездил полмира, носил множество имён. Вернувшись после своих странствий в Париж, он принял участие в строительстве здания «Гранд-Опера», в подвалах которого и соорудил себе тайное жилище.

Путь к острову посреди подземного озера, где Призрак держит Кристину, лежит через камеру пыток. Эрик (таково его подлинное имя) с помощью хитроумных механизмов собственного изобретения едва не лишает жизни Рауля и его провожатого Перса. Но искренняя клятва верности Призраку, данная Кристиной, спасает их от смерти.

Любовь Кристины и Рауля, самопожертвование девушки, верность клятве, её чистый поцелуй и сочувствие к нему, Призраку — всё это трогает давно похороненные светлые чувства в душе Эрика. Он отпускает её, поскольку любит, однако хочет, чтобы она была счастлива.

Теперь его единственное желание — быть похороненным в оперном театре.

Персонажи

Иллюстрация Андре Кастеня к первому американскому изданию романа (1911)
  • Филипп, граф де Шаньи
  • Арман Моншармен и Фирмен Ришар
  • Дебьенн и Полиньи
  • Мерсье
  • Габриэль
  • Мифруа
  • Реми
  • Инспектор
  • Шах и Султан
  • Ла Сорелли
  • Малышка Жамм
  • Мадам Валериус

Переводы на русский язык

На данный момент известно о семи переводах романа на русский язык .

Первый перевод был выпущен в 1911 году под названием « Тайна Привидения Большой Оперы » и был выполнен некой С. Солововой. Хотя он сохранился до сегодняшнего времени, известно только одно переиздание с этим переводом того же 1911 года, где название было заменено на « Призрак парижской Большой Оперы ». Данный перевод, очевидно, делался с газетного издания, а не с книжного, потому что в тексте отсутствуют авторские сноски.

О публикации романа в эпоху Советского Союза данных нет.

Активно в России роман начал переиздаваться только с 1992 года. На сегодняшний день самым часто издаваемым (а потому и самым популярным) русским переводом романа является перевод Владимира Новикова, который впервые был издан в 1993 году. Однако Новиков при переводе допустил несколько смысловых ошибок:

  1. Посвящение « A mon vieux frère Jo » он перевёл как « Моему старшему брату Джо » (хотя Жозеф Леру был младшим братом Гастона и посвящение в правильном переводе выглядит как « Моему брату-старине Жо »);
  2. Фальшивую ноту « un crapaud », которую по милости Призрака издаёт Карлотта, Новиков перевёл дословно как « жаба », хотя во французском языке «жаба» в этом контексте аналогична русскому «дать петуха»;
  3. Знаменитые фигурки Эрика «кузнечик» и «скорпион» Новиков перевёл как «ящерица» и «скорпион», хотя оригинальное « la sauterelle» переводится именно как «кузнечик».

В 2004 году, уже после смерти Новикова, другая переводчица, Серафима Васильева, издала перевод Новикова, сделав в нём несколько правок (насколько позволяли владельцы авторских прав на перевод), в числе которых «ящерица» была всё-таки заменена на «кузнечика», хотя остальные две вышеупомянутые неточности перевода Новикова остались в изначальном виде.

Вторым по популярности является перевод Дарьи Мудролюбовой, впервые изданный в 2000 году, хотя у неё аналогично присутствуют «ящерица» и «скорпион» .

Адаптации

  • Наиболее известен мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера ( англ. The Phantom of the Opera , 1986 ), постановка которого до сих пор идёт с неизменным успехом в лондонском королевском театре ( His Majesty's Theatre ). Мюзикл был экранизирован Джоэлем Шумахером .
  • Призрак оперы (1989): режиссер Дуайт Х. Литтл, в главных ролях: Роберт Инглунд и Джилл Шолен. Это довольно садистская и кровавая версия истории, хотя в этом отношении она больше похожа на оригинальный роман, чем некоторые более романтические версии. Повсюду присутствует фаустовский мотив, и в фильме представлены отрывки из оперы Гуно "Фауст" - как в оригинальном романе. В этой версии Призрак был красивым молодым человеком, который продал свою душу дьяволу в обмен на то, чтобы его любили только за его музыку - его уродство - это способ дьявола убедиться, что его любят ни по какой другой причине. Дополнительным нововведением является то, что вместо того, чтобы надевать маски, Призрак вшивает свою маскировку ниткой и иголкой в кожу.
  • Группа Iron Maiden посвятила роману песню, а песня из мюзикла Ллойда Уэббера была перепета многими группами ( Nightwish , Dreams of Sanity , Unreal , Roman Rain ).
  • Рэй Брэдбери сказал, что идею рассказа « Вельд » ему подкинула камера пыток Эрика.
  • В 2011 году в России вышли две книги, написанные по роману Гастона Леру, — М. Таргис «Дар скрипача» и О. Немон «Реквием».
  • Роман « Маскарад » Терри Пратчета во многом обыгрывает изначальное произведение.

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 августа 2015. 17 февраля 2015 года.
  2. // Википедия. — 2016-12-11.

Ссылки

  • Роман «Призрак Оперы» (фр.) и [lib.ru/DETEKTIWY/LERU/opera.txt в русском переводе]
Источник —

Same as Призрак Оперы (роман)