Interested Article - Якун Слепой

Рунический камень из Смоланда , содержащий упоминание о «ярле Хаконе»

Яку́н Слепо́й ( др.-рус. Якунъ, Акунъ , от др.-сканд. Hakon, Hakun ) — предводитель отряда варягов , который возглавлял киевскую дружину в битве при Листвене . Предположительно дядя или дед Шимона Африкановича .

Исторические сведения

Якун упоминается в древнерусских летописях и в Киево-Печерском патерике . Согласно Повести временных лет , Ярослав Мудрый , в связи с политической борьбой со своим братом Мстиславом Храбрым , послал в 1024 г. за море за варягами. Из-за моря и пришёл Якун с варягами на помощь Ярославу. Летописец отмечает, что Якун «слѣпъ, и луда у него златомъ истькана» . С приходом Якуна киевский князь Ярослав пошёл войной на Мстислава. В свою очередь Мстислав услышав про это, направился со своей дружиной к Листвену . В этом месте и произошла битва между ними — «сѣча сильна и страшна». С одной стороны участниками были северяне ( черниговцы ) и дружина ( тьмутараканцы ) Мстислава, а с другой варяги во главе с Ярославом и Якуном. В этом бою Ярослав потерпел поражение и бежал. Вместе с ним бежал и Якун, потеряв свою золотую луду (см. ниже) на поле брани. Ярослав вернулся в Новгород , а Якун ушёл за море . В некоторых летописях ещё и дополняется тем, что Якун после ухода за море там и умер .

В Киево-Печерском патерике о нём говорится несколько раз. Вначале Якун упоминается как брат варяжского князя Африкана. Дальше идёт пересказ летописных данных: «иже отбѣже от золотыа руды, бияся полком по Ярославе с лютым Мъстиславом» . Затем Якун выступает как гонитель сыновей Африкана (Фрианда и Шимона ), которым пришлось на Русь отправиться ко двору Ярослава Мудрого . От Шимона производили свой род Вельяминовы , Воронцовы , Аксаковы и некоторые другие дворянские роды.

Прозвище «Слепой»

Прозвище Якуна «Слепой» происходит из трактовки летописного текста — «и бе Якунъ слепъ» . В таком контексте прочитал автор патерика епископ Симеон , первым дав Якуну прозвище «Слепой» . Помимо данного отрывка, была полемика и вокруг названия «луды» — под этим названием понималась маска, повязка, верхняя одежда, плащ и т. д. В Густынской летописи Якун также назван Слепым, но под лудой понимается златотканная одежда .

Дореволюционная полемика

У В. Н. Татищева по поводу Якуна отмечается, что он был слаб глазами и имел золотую завеску на глазах . Н. М. Карамзин был солидарен с В. Н. Татищевым, только называя луду повязкой . Н. П. Ламбин первым стал сомневаться в правильности слова «слѣпъ», использованного летописцем. Он возражал против того, чтобы считать Якуна слепым, так как все его действия противоречат этому. Скорее предположить, что «слѣпъ» — это результат искажения переписчиков, и вернее было бы читать «сь лѣпъ», то есть «красив», как и под лудой понимать верхнюю одежду, а не повязку .

Далее были те, кто принимал поправку Н. П. Ламбина, и были те, которые возражали ему. С. М. Соловьёв считал обоснованной трактовку «слепъ» как «слепой», но был согласен с тем, что под лудой нужно понимать верхнюю одежду . Помимо этого, он не исключал такую возможность, как буквальное прочтение летописцем скандинавского имени Hakon — «одноглазый» . М. С. Грушевский соглашался с предложенным Н. П. Ламбиным трактовкой летописного текста . А. А. Шахматов напротив, возражал против такого осмысления, считая верным «слѣпъ», но понимал под лудой маску .

Советская и современная полемика

Дискуссия вокруг прозвища продолжалась и дальше, однако сторонников прежней трактовки (от «слѣпъ») уже было не так много. В советское время её поддерживали Д. И. Абрамович , А. Поппэ и др. Однако возобладала точка зрения Н. П. Ламбина о «сь лѣпъ», её поддержали как старые исследователи Д. С. Лихачёв , О. Прицак , так и современные Е. В. Пчёлов , А. А. Гиппиус , С. М. Михеев , А. А. Шайкин .

И. Н. Данилевский поддержал версию Н. П. Ламбина, но сделал некоторое уточнение. По его мнению, указательное уточнение «сь» («сь лѣпъ» — «слѣпъ») было нужно летописцу для игры слов, вкладывая тем самым символический смысл в летописный рассказ о битве под Лиственом — Ярослав «хромец» и Якун «слепец» .

Происхождение

Ни в летописях, ни в патерике ничего не сказано о происхождении Якуна. Тем не менее историки не оставляют попыток отождествить его с одной из фигур, известных по скандинавским сагам. Так, Г. З. Байер считал Якуна сыном шведского короля Олафа . Ф. А. Браун не сомневался в шведском происхождении Якуна и Африкана . О. Прицак предположил, что летописного Якуна можно отождествить с норвежским ярлом Хаконом Эйрикссоном (ум. 1029 г. ), сыном норвежского правителя Эйрика , который упоминается у Снорри Стурлусона . С этим предположением согласны современные исследователи С. М. Михеев , Е. Кабанец и др.

С. М. Михеев, в частности, поддерживает версию тождества Якуна с Хаконом, указывая также на то, что в год Лиственской битвы Хакона не было в Норвегии, и о судьбе его в это время известно мало; на то, что в сагах подчеркивается красота Хакона (а Якун «сь лѣпъ»); и наконец на то, что в трех сагах упоминается о золотой повязке, которыми были перетянуты его волосы (Якун в битве при Листвене теряет «золотую луду»).

А. Г. Кузьмин выводил имя Якун из кельтского Aconius/Acuinus .

Потомки

Согласно родословцам , от Якуна происходит дворянский род Якуниных . Родословная Беклея Фёдорова Якунина, составленная в 1625 году, называет внуком Якуна Шимона Африкановича Якунина, который в Киево-Печерском патерике назван племянником Якуна Слепого. Таким образом, наряду с безусловностью наличия на Руси рода, происходящего от Якуна, следует отметить отсутствие каких-либо однозначных свидетельств о его потомстве . Источники сходятся на том, что сыном Шимона был боярин Георгий Шимонович , от которого прослеживают свою родословную Якунины, Вильяминовы, Воронцовы и еще ряд дворянских родов.

В Норвегии у Якуна осталась дочь Бодиль, вышедшая замуж за датского ярла , их потомки стали основателями Шлезвигской династии.

В художественной литературе

  • Судьбе Якуна посвящена баллада А. К. Толстого « » (1870).
  • Как ярл Якун, военачальник Ярослава Мудрого, выступает в историческом романе А. П. Ладинского ( 1973 ).
  • В фантастической повести Е.Лукина «Катали мы ваше солнце» Гакона Слепого (он же Гакон Золотая Луда) и его дружину варягов призывает на помощь князь Всеволок для войны против брата Столпосвята. Впрочем, битва не состоялась и варяги ушли.

Примечания

  1. Согласно переводу Д. С. Лихачёва, этот отрывок читается как Якун «красив и у него имелся плащ, вытканый золотом». — См.: Лихачёв Д. С. , при участии А. А. Алексеева и А. Г. Боброва. Текстология (на материале русской литературы X—XVII вв.). — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 158.
  2. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., статьи и коммент. Д. С. Лихачёва, под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — СПб.: Наука, 1996. — С. 65, 202.
  3. Софийская первая летопись // Полное собрание русских летописей. — Л.: Российская академия наук, 1925. — Т. V. — Вып. 1. — С. 125.
  4. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики / Подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. — М.: Наука, 1999. — С. 7, 109.
  5. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики / Подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. — М.: Наука, 1999. — С. 7, 8, 109, 110.
  6. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. — Л.: Академия наук СССР, 1926. — Т. I. — Вып. 1. Повесть временных лет. — Стб. 148.
  7. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики / Подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. — М.: Наука, 1999. — С. 7, 109, 388.
  8. Комментарии // Повесть временных лет / Подг. текста, перев., статьи и коммент. Д. С. Лихачёва, под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — СПб.: Наука, 1996. — С. 479.
  9. Густынская летопись // Полное собрание русских летописей. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — Т. XL. — С. 51.
  10. Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времён. — М.: Императорский Московский университет, 1773. — Кн. II. — С. 103.
  11. Карамзин Н. М. История государства Российского. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1818. — Т. II. — С. 23.
  12. Ламбин Н. П. О слепоте Якуна и его златотканой луде: Историко-филологическое разыскание // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1858. — Ч. 98. — С. 33—76.
  13. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — Спб.: Общественная польза, 1896. — Кн. 1. Т. I—V. — Стб. 203.
  14. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — Спб.: Общественная польза, 1896. — Кн. 1. Т. I—V. — Стб. 205.
  15. Грушевський М. С. Історія України-Руси. — Львів: Наукове Товариство ім. Шевченка, 1905. — Т. II. — С. 20.
  16. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. — С. 646.
  17. Абрамович Д. І. Києво-Печерський патерик (Вступ. текст, примітки). — К.: Всеукраїнська Академія наук, 1930. — С. 112.
  18. Поппэ А. В. Родословная Мстиши Свенельдича // Летописи и хроники. 1973 г. — М.: Наука, 1974. — С. 87—89.
  19. Лихачёв Д. С. , при участии А. А. Алексеева и А. Г. Боброва. Текстология (на материале русской литературы X—XVII вв.). — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 158.
  20. Пріцак О. Походження Русі. Стародавні скандинавські джерела (крім ісландських саг). — К.: Обереги, 1997. — Т. I. — С. 446—447.
  21. Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 89.
  22. Гиппиус А. А. Бегство от плаща: Заметки о «золотой луде» Якуна «Слепого» // Terra Slavica / Terra Balcanica. К юбилею Т. В. Цивьян. Балканские чтения 9. — М.: Российская Академия наук, Институт славяноведения, 2007. — С. 52.
  23. Михеев С. М. Варяжские князья Якун, Африкан и Шимон: Литературные сюжеты, трансформация имен и исторический контекст // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. — 2008. — № 2 (32). — С. 27.
  24. Шайкин А. А. Повесть временных лет: История и поэтика. — М.: Русская панорама, 2011. — С. 157.
  25. Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов) // Отечественная история. — 1993. — № 1. — С. 87.
  26. Якун (Слепой) // Русский биографический словарь. — СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1913. — Т. 25. — С. 114.
  27. Браун Ф. А. Фрианд и Шимон, сыновья варяжского князя Африкана // Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. — СПб.: Императорская Академия наук, 1902. — Т. VII. — Кн. 1. — С. 360.
  28. Пріцак О. Походження Русі. Стародавні скандинавські джерела (крім ісландських саг). — К.: Обереги, 1997. — Т. I. — С. 447.
  29. Михеев С. М. Варяжские князья Якун, Африкан и Шимон: Литературные сюжеты, трансформация имен и исторический контекст // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. — 2008. — № 2 (32). — С. 27—29.
  30. Кабанець Є. Скандинавське відлуння у історії Києво-Печерської лаври // Історико-географічні дослідження в Україні: Збірник наукових праць. — 2009. — Вип. 11. — С. 89—90.
  31. Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов (К постановке проблемы) // Вопросы истории. — 1974. — № 11. — С. 54‒83.
  32. РГИА. Ф. 1343.Оп. 37. Д. 29000.
  33. ortnit. . Деяния русов. Потерянные царства Европы. (29 июля 2020). Дата обращения: 30 октября 2022. 30 октября 2022 года.

Литература

  • Браун Ф. А. Фрианд и Шимон, сыновья варяжского князя Африкана // Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности. — СПб.: Императорская Академия наук, 1902. — Т. VII. — Кн. 1. — С. 359—366.
  • Гиппиус А. А. Бегство от плаща: Заметки о «золотой луде» Якуна «Слепого» // Terra Slavica / Terra Balcanica. К юбилею Т. В. Цивьян. Балканские чтения 9. — М.: Российская Академия наук, Институт славяноведения, 2007. — С. 52—58.
  • Кабанець Є. Скандинавське відлуння у історії Києво-Печерської лаври // Історико-географічні дослідження в Україні: Збірник наукових праць. — 2009. — Вип. 11. — С. 86—109.
  • Ламбин Н. П. О слепоте Якуна и его златотканой луде: Историко-филологическое разыскание // Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1858. — Ч. 98. — С. 33—76.
  • Михеев С. М. Варяжские князья Якун, Африкан и Шимон: Литературные сюжеты, трансформация имен и исторический контекст // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. — 2008. — № 2 (32). — С. 27—32.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Якун Слепой