Interested Article - Костаки, Георгий Дионисович

Гео́ргий Диони́сович Коста́ки ( греч. Γεώργιος Κωστάκης , прозвище — Грек ; 20 июня [ 3 июля ] 1913 , Москва 9 марта 1990 , Афины ) — советский коллекционер греческого происхождения и подданства; крупнейший коллекционер русского авангарда .

Биография

Родился в 1913 году в Москве в семье греческого коммерсанта, иммигранта с острова Закинф Дионисия Спиридоновича Костаки и Елены Эммануиловны Костаки. Был третьим из пяти детей . Имел греческое подданство. Работая в 1930-е годы шофёром в греческом посольстве, возил дипломатических работников в антикварные магазины и постепенно сам втянулся в коллекционирование .

Я собирал и старых голландцев, и фарфор, и русское серебро, и ковры, и ткани. Но я всё время думал о том, что если буду продолжать всё в том же духе, то ничего нового в искусство не принесу. Всё то, что я собирал, уже было и в Лувре , и в Эрмитаже , да, пожалуй, и в каждом большом музее любой страны, и даже в частных собраниях. Продолжая в том же духе, я мог бы разбогатеть, но… не больше. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное.
Как-то совершенно случайно попал я в одну московскую квартиру… Там я впервые увидел два или три холста авангардистов, один из них — Ольги Розановой … Работы произвели на меня сильнейшее впечатление. <…> И вот я купил картины авангардистов, принёс их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и в них ворвалось солнце. С этого времени я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году .

С 1940 года он был шофёром в английском посольстве. Затем перешёл в посольство Канады, где в течение 37 лет, с 1942 по 1979 год работал завхозом. Заведовал местной советской прислугой посольства: шоферами, садовниками, поварами и горничными, ежедневно отчитываясь перед самым младшим чиновником посольства. Имел высокую зарплату и дипломатический статус.

Собрал большую коллекцию живописи. Она хранилась и выставлялась прямо в квартирах Костаки: сначала на Ленин­ском проспекте, потом на проспекте Вернадского. Здесь собирались большие компании — художники, поэты, музы­канты. В гостях у Костаки в разное время побывали Лев Ландау , Марк Шагал , Гленн Гульд , Игорь Стравинский , Микеланджело Антониони , Дэвид Рокфеллер .

Владел также коллекцией старинной русской игрушки, которую выкупил у наследников актера Николая Церетелли .

В 1973 году ездил по миру с серией лекций по русскому искусству, в том числе 9 октября 1973 выступил с лекцией в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке .

В 1977 году уехал со своей семьёй из СССР в Грецию . При этом меньшую часть коллекции вывез с собой, большую был вынужден подарить Третьяковской галерее , музею имени Андрея Рублева (коллекцию икон), музею-заповеднику « Царицыно » .

В 1988 году находился на лечении в Стокгольме, так как не доверял греческим больницам, так же как ранее советским. Скончался в 1990 году. После его смерти греческое государство выкупило часть коллекции Костаки и поместило её в основанном в 1997 году Государственном музее современного искусства в Салониках .

Семья

  • Жена — Зинаида Семёновна Костаки.

Отец сам не пел, но он играл на гитаре и часто аккомпанировал маме. Она действительно была очень красива, её даже когда-то приглашали сниматься в кино. Папа влюбился в неё с первого взгляда и чуть ли не через месяц знакомства предложил выйти за него замуж. Когда они поженились, им было по девятнадцать лет, в двадцать лет мама уже родила первого ребёнка. Детей в семье было четверо, три дочери и сын. Конечно, мама, вспоминая иногда, что папа не дал ей закончить медицинский техникум и засадил основательно на всю жизнь дома, переживала об этом. Но у неё была другая стезя, другая миссия — она была женой коллекционера и поддерживала своего мужа. Она беспрекословно выполняла то, о чем он её просил. Доходило до того, что когда ему нужно было расплачиваться за какую-нибудь картину, а денег не было, он говорил: «Зина, снимай шубу». Сколько раз так было, что он привозил ей из-за границы шубу и через какое-то время эту шубу забирал, «конфисковывал» для новых художественных приобретений, в том числе и картин молодых авторов, которых впоследствии прозвали нонконформистами .

  • Дети:
    • Костаки (Дымова), Инна Георгиевна
    • Костаки, Алики Георгиевна (р. 1939 ) — греческий галерист, искусствовед. Член совета директоров Музея современного искусства в Салониках .
    • Костаки, Наталья Георгиевна — греческий и российский художник.
    • Костакис, Александр Георгиевич
  • Внуки:
    • Страментова-Костаки, Катерина (дочь Алики Костаки) — греческий дизайнер, антиквар .
    • Денис Александрович Костакис (сын Александра)
    • Елена Ильинична Дымова (дочь Инны)
    • Георгий Валерьевич Нечаев (сын Натальи)
    • Дария Владимировна Зажирей (дочь Натальи)
    • Дмитрий Владимирович Зажирей (сын Натальи)
    • Зинаида Владимировна Зажирей (дочь Натальи)

Коллекция русского авангарда

« Зелёная полоса » Ольги Розановой , с которой якобы началась коллекция Костаки, была подделкой

На обороте картины Климента Редько «Восстание» ( 1925 ), купленной у вдовы художника Татьяны Фёдоровны Редько, Костаки незадолго до передачи картины Третьяковской галерее написал: «Картина века, самое великое произведение революционной России. Георгий Костаки. Москва, 14 апреля 77 года» .

Коллекция включала живопись и графику представителей русского и советского авангар­да: Поповой, Родченко, Малевича, Шагала, Кандинского, Клюна, Клуциса, Древина, Редько, Татлина, Пуни, Эндеров, Матюшина, Чашника, Эль Лисиц­кого, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Лидии Мастерковой .

Коллекция русских икон

Большой вклад в нынешнюю экспозицию внес художник-антиквар Шитиков Евгений Петрович , который на протяжении многих лет пополнял коллекцию Костаки. Пополнение коллекции происходило не на платной основе — целью антикваров была сохранность русской темперной живописи — благодаря этому многие бесценные иконы сохранены в идеальном состоянии и представляются на многих выставках мира. [ источник не указан 3120 дней ]

Коллекция нонконформистов

По правде сказать, вести три линии — авангард, икону и молодых художников — финансово было трудновато. <…> В 50-е годы была сравнительно небольшая группа — 10—12 человек — людей очень талантливых: Рабин , Краснопевцев , Плавинский , Вейсберг и многие другие. На протяжении ряда лет каждый год я покупал по одной, по две вещи у каждого из этих художников. Многие мне дарили свои работы. Так составилась коллекция .

Библиография

Иконография (живопись)

Примечания

  1. George Costakis // (нидерл.)
  2. (англ.) — 2013.
  3. . Forbes.ru . Дата обращения: 19 февраля 2021. 1 сентября 2020 года.
  4. , Зажирей Владимир . от 11 февраля 2010 на Wayback Machine // Русское искусство. — 2008 .
  5. Картина Ольги Розановой « Зелёная полоса » (1917).
  6. (рус.) . Arzamas . Дата обращения: 19 февраля 2021. 23 января 2021 года.
  7. Дата обращения: 12 марта 2011. Архивировано из 29 апреля 2011 года.
  8. Avant-Garde. Masterpieces of the Costakis Collection / Editor Miltiades Papanikolaou. — Thessaloniki, 2001. — ISBN 960-86806-1-1 .
  9. . museum-az.com . Дата обращения: 19 февраля 2021. 18 января 2021 года.
  10. Дата обращения: 12 марта 2011. 10 марта 2011 года.
  11. . Дата обращения: 12 марта 2011. Архивировано из 17 ноября 2014 года.
  12. Лебедева Ирина . от 7 октября 2013 на Wayback Machine . Передача радио « Эхо Москвы » «Собрание Третьяковки». 3 февраля 2008 года .
  13. . Дата обращения: 13 марта 2011. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  14. . от 23 июля 2011 на Wayback Machine . Х., м. 80х82.
  15. (недоступная ссылка) // . — 15 декабря 2005 года .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Костаки, Георгий Дионисович