Скры́тый трек
(иногда также
секретный трек
,
трек-призрак
) — музыкальный (как правило,
песенный
) фрагмент на
компакт-диске
,
аудиокассете
,
виниловой записи
или другом музыкальном носителе, опубликованный таким образом, чтобы затруднить возможному слушателю его обнаружение. В некоторых случаях данный фрагмент просто не приводится в перечне композиций данного издания; в других случаях используются более замысловатые методики. В отдельных редких случаях скрытые треки являются лишь результатом каких-либо ошибок в
мастеринге
аудиозаписи.
В ряде случаев сложно судить, можно ли считать тот или иной трек скрытым. Например, композиция «
Her Majesty
» (считающаяся одним из первых классических примеров использования данной техники) из альбома
Abbey Road
группы «
Битлз
» изначально не упоминалась в описании альбома, однако впоследствии обрела определённую популярность и в настоящее время публикуется в переизданиях альбома как отдельная композиция.
Содержание
Причины использования
В большинстве случаев скрытые треки включаются в музыкальное издание лишь для того, чтобы удивить слушателя или с целью создания комического эффекта. Однако, иногда включение скрытых треков происходит и по другим причинам:
В отдельных случаях скрытые треки используются для того, чтобы включить в издание какой-либо запрещённый материал. Например, в американском издании альбома
Loco Live
группы
Ramones
песня «Carbona Not Glue» опубликована в виде скрытого трека (после песни «Pet Sematary», семнадцатый трек
) в связи с тем, что слово
Carbona
являлось
зарегистрированной торговой маркой
и открытая публикация этой песни оказалась бы незаконной.
Иногда упоминание о песне не приводится в описании альбома в связи с тем, что композиция включается в альбом в самый последний момент, когда сопровождающие полиграфические материалы уже отпечатаны. Таковы, например, композиции «Train in Vain» в первом издании альбома
London Calling
группы
The Clash
и песня «Freedom» из альбома
Driving Rain
Пола Маккартни
.
Иногда песня включается в альбом в виде скрытого трека из-за низкого качества записи (как правило, в таких случаях речь идёт о «живом» исполнении); такова композиция «All By Myself» из альбома
Dookie
группы
Green Day
.
Композиция «Bite Me» в альбоме
Off the Deep End
«Странного Эла» Янковича
(заключающаяся в шестисекундном громком крике) была опубликована в виде скрытого трека, звучащего через десять минут после последней композиции, с целью напугать слушателей, забывших отключить CD-проигрыватель
.
Альбом
The X-Files: The Album
(содержащий музыку из саундтрека к фильму «
Секретные материалы: Борьба за будущее
», вышедшему на экраны через две с половиной недели после официального выхода диска) содержит необычный скрытый трек, который начинает звучать на 10 минуте и 13 секунде последней композиции (примерно через пять минут после её окончания). Данный трек состоит из комментариев создателя сериала «
Секретные материалы
»
Криса Картера
, который раскрывает отдельные детали мифологии сериала
. Целью включения данного трека было как порадовать убеждённых фанатов сериала, так и заинтересовать возможных новых поклонников (которым нужно было бы более детально ознакомиться с сериалом, чтобы понять смысл разъяснений). Можно сказать, таким образом, что данный скрытый трек был маркетинговым ходом. Начало данного трека именно на 10:13 последней композиции обыгрывает название продюсерской компании «Ten Thirteen Productions», основанной Картером в 1993 году.
Композиция
Скипа Спенса
«Land of the Sun» была включена в качестве скрытого трека в
трибьют-альбом
More Oar: A Tribute to the Skip Spence Album
, подготовленного с целью помочь Спенсу с оплатой медицинских услуг (альбом был записан за несколько дней до смерти Спенса и выпущен вскоре после его смерти; Спенс, однако, успел послушать его). На включении данной песни настоял продюсер Билл Бентли, который посчитал, что это станет многозначительным завершением альбома.
Группа
Coldplay
включила целых два скрытых трека («Chinese Sleep Chant» и «The Escapist») в свой альбом
Viva La Vida
. По разъяснениям участников группы, они пытались увеличить ценность альбома (включив в него две «бесплатных» песни), чтобы поднять продажи «за те же деньги»
.
Технология создания
Виниловые пластинки
могут быть
многосторонними
— на стороне пластинки в реальности имеется две различных дорожки (при этом то, что услышит слушатель, будет зависеть от того, в какую точку пластинки попадёт
игла звукоснимателя
). Примечательными примерами подобной техники являются альбомы
The Monty Python Matching Tie and Handkerchief
(группы «
Монти Пайтон
», 1973 год)
и
Opiate
(группы
Tool
, 1992 год)
.
На индексируемых носителях (таких как компакт-диски) используются другие способы:
Создание отдельной индексной точки для композиции, которая не упоминается в описании альбома.
Помещение скрытой песни в конце какого-либо из треков (обычно последнего, но это не обязательно) после относительно долгого периода тишины. Такова, например, композиция «Endless, Nameless» в альбоме
Nevermind
группы «
Нирвана
»
.
Помещение скрытой композиции в пространство между индексированными позициями аудиодиска (чаще всего — в пространство перед первой проиндексированной композицией; такие случаи нередко упоминаются как
Track 0
или
Hidden Track One Audio
). Подобные композиции могут быть обнаружены и прослушаны лишь при помощи «ручной» промотки содержимого диска назад; на некоторых моделях проигрывателей подобные скрытые треки вообще не могут быть озвучены. Примером использования подобной техники может послужить композиция «Me, White Noise» в альбоме
Think Tank
группы
Blur
.
Использование многих пустых индексированных областей диска (воспринимаемых аудиопроигрывателем как полноценные, но пустые треки с одной лишь 2-секундной тишиной). Такой приём использовался, например, в альбоме
Гленна Данцига
Danzig 4
, где композиция «Invocation» звучала лишь 66-м треком после множества пустых треков
.
Возможно также создание таких аудиодисков, на которых скрытые треки могут прослушиваться лишь с помощью компьютера.
Известные или примечательные скрытые треки
Композиция «
Her Majesty
» группы «
Битлз
» (из альбома
Abbey Road
) нередко считается первым скрытым треком в истории
популярных звукозаписей
(композиция звучит через 14 секунд после окончания финальной песни «
The End
»; в оригинальных изданиях альбома данная композиция никак не упоминалась, хотя и была выделена в отдельный трек в поздних переизданиях). Ещё более ранним примером скрытого трека в творчестве «Битлз» можно считать окончание песни «
A Day in the Life
» из альбома
Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band
, где после затухания финального аккорда (длящегося около 40 секунд) сначала звучит пауза, затем следует несколько секунд ультразвука, а после него — небольшой отрывок записи, в котором участники группы поют что-то нечленораздельное, при этом при каждом повторении записанного фрагмента меняется его
(сначала от центра влево, потом к центру и направо); данный фрагмент в официальной дискографии «Битлз» никогда не обозначался, его авторство доподлинно неизвестно.
Песня «Whoops Now» в альбоме
janet.
Джанет Джексон
представлена в виде скрытого трека. Впоследствии она была опубликована в виде сингла (вместе с песней «What’ll I Do»); данный сингл достиг девятой позиции в
британском чарте синглов
и первой позиции в новозеландском чарте синглов.
Песня «
I’ll Be There for You
» американской группы
The Rembrandts
обрела большую популярность в 1995 году из-за её использования в сериале «
Друзья
». В связи с этим группа решила добавить её в свой третий альбом
LP
(1995 год) в самый последний момент, когда печатные материалы для альбома были уже готовы. В результате песня оказалась скрытым треком (впрочем, поверх пластиковой упаковки альбома всё же был наклеен стикер, рекламирующий эту песню).
Один из двух скрытых треков в альбоме
The Miseducation of Lauryn Hill
(1998 год) американской исполнительницы
Лорин Хилл
, кавер-версия песни «
Can’t Take My Eyes Off You
», был номинирован на премию «
Грэмми
» в 1999 году в категории «Лучшее женское вокальное поп-исполнение». Это — первый случай, когда какой-либо из скрытых треков был номинирован на «Грэмми».
Песня «Mr. E’s Beautiful Blues» американской группы
Eels
была выпущена в виде скрытого трека в альбоме
(2000 год)
. К тому времени композиция уже пользовалась определённой популярностью, так как была выпущена на сингле, достигшем 11 позиции в
британском чарте синглов
.
Кавер-версия песни «Big Yellow Taxi» (авторства
Джони Митчелл
) была выпущена группой
Counting Crows
в альбоме
Hard Candy
(2002 год) в виде скрытого трека.
Песня «Eeyore» группы
Slipknot
из одноимённого альбома
Slipknot
была опубликована в виде скрытого трека.
Песня «Skin (Sarabeth)» группы
Rascal Flatts
была опубликована в альбоме
Feels Like Today
(2004 год) как скрытый трек. В середине 2005 года альбом был переиздан уже с упоминанием данной песни; одновременно она была выпущена в виде сингла
.
«The Goblin King» с участием группы
Rammstein
является скрытым треком в песне «Dying Breed» шотландской группы
Nazareth
в альбоме
The Newz
(начинается с 9:05). Виниловое издание альбома этого трека не содержит.