Банту (языки)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сомалийские банту (также джарир , гоша и мушунгули ) — этническое меньшинство в Сомали , проживающее в южной части страны у рек Джубба и Уэби-Шабелле . Они являются потомками нескольких бантоидных народов , большинство из которых были проданы в рабство из Юго-Восточной Африки в Сомали и другие страны Северо-Восточной Африки и в Азию . Банту этнически, фенотипически и культурно отличны от народа сомали , они оставались маргинальным сословием .
Сомалийских банту не следует путать с людьми народа суахили , которые живут в приморских городах и говорят на диалектах бантоидного языка суахили.
Численность сомалийских банту до гражданской войны была около 80 000, большинство из которых проживало между реками Джуба и Уэби-Шабелле , а последние исследования содержат цифры около 900 000 человек .
Словосочетание «сомалийские банту» — это этноним , придуманный поставщиками гуманитарной помощи вскоре после окончания гражданской войны в 1991 году для различения народа банту в Сомали, которому требовалась срочная помощь, и других бантоидных народов по всей Африке, которым срочное вмешательство не было нужно. Этот неологизм попал в СМИ. До гражданской войны этих людей называли просто «банту», а также «гоша», «мушунгули» или «джарир» .
Около 2500—3000 лет назад носители прабанту начали тысячелетнюю миграцию на восток от своего изначального места проживания на территории современных Нигерии и Камеруна . Они отправились в Центральную Африку, южную и восточную часть континента .
Вероятно, некоторое количество сомалийских банту являются потомками переселенцев с запада Африки, хотя большинство происходят от банту, населивших юго-восточную часть континента, и позже проданных в .
Работорговля по Индийскому океану имела несколько направлений и со временем менялась. Для удовлетворения спроса арабские работорговцы увозили множество чернокожих силой в Египет, на Аравийский полуостров , Персидский залив , Индию , на Дальний Восток , острова Индийского океана, в Эфиопию и Сомали .
С 1800 по 1890 от 25 000 до 50 000 чёрных африканских рабов были проданы на Занзибарском рынке в Сомали . Большинство рабов было из народов яо , зарамо , , , макуа из Танзании , Мозамбика и Малави , а также миджикенда из Конго . Совокупность этих народов называется «мишунгули», это зигульское слово «люди», которое также означает «работник», «иностранец» и «раб» .
Рабы-банту работали на плантациях сомалийцев у рек Уэби-Шебеле и Джуба, собирая зерновые и хлопок .
В 1840-х первые беглые рабы стали селиться в долине Джуббы. К началу 1900-х там жили около 35 000 человек.
Итальянское колониальное правительство отменило рабство в Сомали в начале XX века, Хотя некоторые банту оставались в рабстве до 1930-х, продолжая испытывать презрение и дискриминацию .
Банту также продолжали заниматься принудительным трудом на итальянских платнациях, тогда как сомалийцы отвергали «умственный труд» , а также потому, что итальянцы считали сомалийцев более высокой расой , чем банту .
Банту называют себя просто «банту», те, кто помнят своих предков в Восточной Африке, называют себя «шанбара», «шангама» или «вагоша». Те, чьи предки сами мигрировали на юг, называют себя «мушунгули» .
Хотя некоторые банту стали говорить на сомалийском (или диалекте языка ), большинство использует один из бантоидных ( , зигуа) .
В отличие от сомалийцев, большинство из которых являются кочевыми скотоводами, банту занимаются натуральным сельским хозяйством . У банту более кудрявые волосы, сами они ниже ростом, темнее и с более выраженной мускулатурой .
Большинство банту приняло ислам , который начали исповедовать, чтобы избежать рабства . В колониальный период некоторые начали переходить в христианство . Несмотря на это, многие банту продолжают исповедовать анимистические верования предков, верить в одержимость , магию и проклятия , многие религиозные традиции походят на те, что исповедуют банту Танзании .
Многие банту сохранили древнюю социальную организацию, а племена , откуда они родом, служат социальной стратификации . Более тонкое разделение происходит на основе матрилинейного родства или согласно разделению при исполнении церемониальных танцев .
Некоторые банту старались вписаться в сомалийскую патрилинейную социальную стратификацию для обеспечения себе безопасности , их сомалийцы зовут «шигато» или «шигад», буквально «притворяющиеся» ); среди самих банту такие люди также подвергаются насмешкам, хотя в целом гражданская война укрепила связи банту .
Браки между банту и сомалийцами крайне редки, а дети, рождённые в смешанных союзах, обычно подвергаются остракизму .
Во время гражданской войны в Сомали многие банту были вынуждены покинуть свои дома в низовьях Джубы из-за боевиков-сомали Банту, отличающиеся внешне от остального населения и почти не имевшие оружия, становились жертвами насилия и грабежей, осуществлявшихся вооруженными боевиками. .
Спасаясь от голода, тысячи банту отправились в лагеря беженцев, например, в Кении, большинство не планирует возвращаться. В 2002 году Международная организация по миграции (МОМ) переселила беженцев-банту на 1500 км на северо-восток для обеспечения их безопасности .
В 1999 году США сделало банту из Сомали приоритетным направлением; Госдепартамент предложил план перерасселения банту в США . В 2003 году первые банту начали переезжать в США, и к 2007 году число переселенцев равнялось 13 000 .
Около тысячи банту были перевезены в Солт-Лейк-Сити , примерно столько же — в Денвер , Сан-Антонио и Тусон . Первоначальные идеи по расселению банту в мелких городах были отброшены из-за протестов местного населения. Известны случаи расселения банту в городах, где уже находятся множество сомалийцев, , Колумбус , Атланта , Сан-Диего , Бостон , Сиэтл , около тысячи банту живёт в Льюистоне . Переселению банту посвящён фильм .
До переселения в США предпринимались попытки по возвращению банту на земли их предков в юго-восточной части Африки, и среди самих банту это часто желательный сценарий; многие уходят из лагерей беженцев в Танзанию .
Изначально Танзания поддерживала данную инициативу, однако UNHCR не предоставляет никакой помощи и социальных гарантий правительству, кроме того, начался поток беженцев из Руанды , всё это заставило Танзанию отозвать предложение о расселении банту .
Мозамбик , другая прародина банту, также отказалась от переселения их на свои территории, узнав об инициативе США, ссылаясь на недостаток ресурсов и возможную политическую нестабильность .
К концу 2000-х годов ситуация в Танзании улучшилась: банту начали выдавать гражданство .