Interested Article - Мрачные картины
- 2021-07-06
- 1
« Мрачные картины » ( исп. Pinturas negras , встречается буквальный перевод « Чёрные картины »; 1819 — 1823 ) — название серии из четырнадцати фресок Франсиско Гойи , написанных в технике al secco (на стене, по увлажнённой штукатурке). Были созданы для стен своего дома, который он приобрел в феврале 1819 года , с интересным названием Дом Глухого , полученным ещё при жизни бывшего владельца, вероятно, страдавшего глухотой. Эти фрески переносились на холст с 1874 года , на сегодняшний день они хранятся в музее Прадо в Мадриде .
Цикл картин, которым Гойя не дал названий, был каталогизирован в 1828 году другом художника и включает следующие работы: Атропос или Судьба , или Старик и монах , , Поединок на дубинах , Шабаш ведьм , , , , , Паломничество к источнику Сан-Исидро , Собака , Сатурн, пожирающий своего сына , Донья Леокадия Соррилья и Фантастические видения или Асмодей .
В 1823 году дом Гойи вместе с настенными росписями стал собственностью его внука Мариано Гойи, скорее всего таким образом Гойя пытался сохранить своё имущество от возможной конфискации после восстановления абсолютной монархии и репрессий со стороны Фердинанда VII . В течение 50 лет после своего создания Мрачные картины были неизвестны широкой общественности (за исключением нескольких специалистов, по описанию Шарля Ириарте ) . В 1874 году по просьбе французского банкира начал перевод картин со штукатурки на полотно . Этот процесс занял несколько лет. Д’Эрлангер намеревался продать картины на Всемирной выставке в Париже , однако в 1881 году он принёс их в дар музею Прадо , где они и выставляются в наше время.
«Мрачные картины» и их история
В феврале 1819 года Гойя приобрёл усадьбу на берегу реки Мансанарес , недалеко от , с видом на луга Сан-Исидро. Он рассчитывал, что сможет там жить вместе с Леокадией Вайс, не привлекая внимания и избегая сплетен, так как та была замужем за купцом Исидоро Вайсом. У Леокадии, вероятно от связи с художником, родилась дочь Росарита. Между февралём и ноябрём 1819 года, до того, как Гойя серьёзно заболевает — об этом свидетельствует картина Гойю лечит доктор Аррьета (1820) — художник начинает расписывать стены своего дома. Доподлинно известно, что Мрачные картины были написаны поверху более ранних изображений, которыми Гойя воспользовался как основой, как например для Поединка на дубинах .
Если изначальные картины по своему беззаботному настрою были аналогичны работам арагонского периода, то можно предположить, что на решение Гойи закрасить их повлияли приступы болезни, возможно, вместе с бурными событиями Либерального трёхлетия . склонен считать, что первоначально нарисованные картины принадлежат кисти Гойи, и он использовал свои материалы вторично; однако предполагает, что картины «уже украшали стены Кинта-дель-Сордо, когда имение было приобретено» . В любом случае, работать над картинами на своей вилле Гойя мог начиная с 1820 года. Завершение работ не может датироваться после 1823 года, так как в это время Гойя переезжает в Бордо и оставляет имение своему внуку Мариано , возможно, опасаясь репрессий со стороны властей после падения Риего . В 1830 году Мариано де Гойя передаёт своё имущество отцу, Хавьеру де Гойя.
Существовала теория, приписывающая создание Мрачных картин Хавьеру де Гойя (сыну художника); однако Босаль и Глендиннинг, крупнейшие исследователи творчества Гойи, отвергли эту теорию. Трудно представить, чтобы такой необычный факт не был бы известен современникам. Техника рисунка, качество мазка, гротескное изображение людей, навязчивые темы, которые также присутствуют в предшествующих и последующих работах, делают необоснованным приписывание авторства Хавьеру де Гойя.
Антонио Бругада указывал на наличие семи картин на первом этаже и восьми на втором, однако впоследствии в музей Прадо попало только четырнадцать. Шарль Ириарте , посетивший ферму позднее, также описывает картины, известные в настоящее время и указывает на то, что из стены был вырван большой кусок. Многие искусствоведы считают, исходя из схожести стиля и тематики, что пятнадцатой картиной является Головы в пейзаже (Нью-Йорк, коллекция Стэнли Мосс) .
Ещё одним нерешённым вопросом является первоначальное местонахождение картины
, о которой неизвестно, висела ли она на первом или на втором этаже. Без учёта этой детали первоначальное размещение картин в Кинто-дель-Сордо было следующим :- Первый этаж : Это была большая прямоугольная комната. На длинных стенах было по два окна рядом с короткими стенами. На них висели две большие картины: справа, если смотреть от входной двери, и Шабаш ведьм слева. На дальней короткой стене, напротив входа в центре находилось большое окно, справа от него находилась , а слева Сатурн, пожирающий своего сына . Около двери висели Донья Леокадия Соррилья (напротив Сатурна ) и или Старик и монах напротив Юдифи .
- Второй этаж : Комната имела те же размеры, что и на первом этаже, но на длинных стенах было по одному окну в центре, каждое из которых справа и слева окружало по одной картине. На правой стороне ближе ко входу находилась Паломничество к источнику Сан-Исидро дальше от входа. На левой стороне находились соответственно Атропос или судьба и Поединок на дубинах . На дальней короткой стороне были справа и слева. На ближней ко входу стене справа находилась « Собака », а слева ещё одна картина, предположительно « ». и
, вероятно, находились над входной дверью, Глендиннинг считает, что эта картина находилась на первом этаже.
Расположение и состояние картин в Кинто-дель-Сордо известны благодаря фотографиям, сделанным известным фотографом Шарль Ириарте опасались, что Мрачные картины исчезнут в очень короткое время . Благодаря этим фотографиям мы знаем, что картины были обрамлены гипсовой лепкой, как и двери, окна и фриз. Стены были оклеены, как это в те времена было принято во дворцах и домах буржуа, обоями Королевской обойной фабрики, учреждённой Фердинандом VII . На первом этаже на обоях были изображены фрукты и растения, на втором — геометрический орнамент. Кроме того, на фотографиях запечатлено состояние картин до переноса на полотно, например, мы можем видеть на фотографии, что существовал правый фрагмент Шабаша ведьм , не сохранившийся до наших дней.
в 1874 году. Фотографии были заказаны одним из владельцев дома (Родольфо Кумоном или бароном д´Эрлангером), чтобы сохранить для потомков изображения этих произведений искусства, существованию которых угрожала активная спекуляция недвижимостью в этом районе и в связи с чем историки искусства Крусада Вильямиль иАнализ
Начиная с 1820, когда Гойя обращается к стилю возвышенного и прекрасного , в котором и написаны Мрачные картины , у современников художника просыпается интерес к его работам. Концепция этого художественного направления была разработана Эдмундом Бёрком в его произведении Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного (1757) и оно распространилось по всей Европе во второй половине XVIII века. Распространение романтизма привело к тому, что публика стала ценить в художнике оригинальность по сравнению с другими, и такие знатоки искусства, как , писали, что для современного общественного вкуса предпочтительны угрюмые меланхоличные произведения, полные «невообразимых страха и слёз» .
Среди искусствоведов распространена точка зрения, что Мрачные картины создавались Гойей в состоянии психологического и социального давления. Одним из важнейших факторов было осознание художником упадка физической силы, что он не мог не ощущать, живя с Леокадией Вайс, женщиной, которая была намного моложе его, а также вследствие тяжёлой болезни в 1819 году, когда он находился при смерти, что нашло отражение в цветовой гамме и тематике работ.
С другой стороны, Гойя писал эти картины в 1820-х годах (о чём, впрочем нет никаких документальных подтверждений), и к этому моменту он уже оправился от своей болезни. Сатирическое изображение религиозных сцен (паломничества, процессии, инквизиция ) или гражданских беспорядков (например, в Поединке на дубинах или в предполагаемом изображении собрания или заговора в Читающих мужчинах ; также существует политическая интерпретация сюжета Сатурна : государство пожирает своих подданных) согласуется с политической нестабильностью в Испании после того, как военные во главе с Риего потребовали от короля соблюдения конституции 1812 г. Период 1820—1823 хронологически совпадает со сроками завершения работ. По всей видимости темы и палитра картин стали возможны в условиях отсутствия политической цензуры в период реставрации абсолютной монархии. С другой стороны, многие персонажи Мрачных картин (дуэлянты, монахи и монахини, инквизиторы) представляют старый порядок , существовавший до идеалов Великой французской революции .
Примечания
-
Было предложено несколько вариантов названий картин. Ранние варианты принадлежат Антонио Бругаде и появились уже после смерти Гойи.
После смерти Гойи Антонио Бругада провел инвентаризацию его работ и предложил свои названия для каждой из картин этого цикла, которые в некоторых случаях позднее были уточнены или изменены искусствоведами.
Оригинальный текст (исп.)Después de la muerte de Goya, Antonio Brugada había realizado un inventario de estas obras y había propuesto una serie de nombres para cada una de ellas, nombres, que en algunos casos, fueron completados o cambiados posteriormente por la crítica especializada. - Charles Yriarte, Goya, sa vie, son oeuvre (1867).
-
Cfr.
Valeriano Bozal (2005), dsg. 2, c. 247:
Сальвадор Мартинес Кубельс (1842—1914) реставратор музея Прадо и академик Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, перенёс на холст картины по заказу купившего в 1873 году поместье барона Фредерика Эмиля д’Эрлангера (1832—1911). Мартинес Кубельс выполнял эту работу вместе со своими братьями Энрике и Франсиско Валериано (…)
Оригинальный текст (исп.)Salvador Martínez Cubells (1842–1914), restaurador del Museo del Prado y académico de número de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, trasladó las pinturas a lienzo por encargo del que en aquel momento, 1873, era propietario de la quinta, el barón Fréderic Emile d'Erlanger (1832–1911). Martínez Cubells realizó este trabajo ayudado por sus hermanos Enrique y Francisco (...) Valeriano Bozal, Francisco Goya, vida y obra (2 части.), Мадрид, Tf. Editores, 2005, вып. 2, с. 247, ISBN 84-96209-39-3 .] - Valeriano Bozal (2005), vol. 2, сс. 248—249.
- ↑ Glendinning (1993), с. 116.
- Arnaiz (1996), с. 19.
- 23 сентября 2015 года. (исп.)
- Реконструкции можно найти на веб-сайтах от 1 января 2009 на Wayback Machine и от 5 ноября 2012 на Wayback Machine
- María del Carmen Torrecillas Fernández, от 21 ноября 2011 на Wayback Machine , том XIII, выпуск 31, 1992, с. 57 и далее.
Литература
- ARNAIZ, José Manuel, Las pinturas negras de Goya , Madrid, Antiqvaria, 1996. ISBN 978-84-86508-45-6
- BENITO OTERINO, Agustín, La luz en la quinta del sordo: estudio de las formas y cotidianidad , Madrid, Universidad Complutense, 2002. ISBN 84-669-1890-6
- BOZAL, Valeriano, Francisco Goya, vida y obra , (2 vols.) Madrid, Tf., 2005. ISBN 84-96209-39-3 .
- —, «Pinturas negras» de Goya , Tf. Editores, Madrid, Tf., 1997. ISBN 84-89162-75-1
- GLENDINNING, Nigel, «The Strange Traslation of Goya’s Black Paintings», The Burlingon Magazine , CXVII, 868, 1975.
- —, The Interpretation of Goya’s Black Paintings , London, Queen Mary College, 1977.
- —, Goya y sus críticos , Madrid, Taurus, 1982.
- —, «Goya’s Country House in Madrid. The Quinta del Sordo», Apollo , CXXIII, 288, 1986.
- —, Francisco de Goya , Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993. D.L. 34276-1993
- HAGEN, Rose-Marie y Rainer Hagen, Francisco de Goya , Colonia, Taschen, 2003. ISBN 3-8228-2296-5 .
- YRIARTE, Charles, trad. al español por Enrique Canfranc y Lourdes Lachén, Goya , Zaragoza, Departamento de Educación y Cultura, 1997. ISBN 84-7753-644-9 .
Ссылки
- Blanca Flaquer (dir.), Valeriano Bozal (asesor), [vídeo en línea], La mitad invisible , www.rtve.es, 3 января 2011. (исп.)
- (исп.)
- (исп.)
- (исп.)
- на сайте Университета Сарагосы. (исп.)
- , poema de Antonio Buero Vallejo. (исп.)
- (англ.) .
- Valeriano Bozal, , Enciclopedia en línea , Museo del Prado, 2004—2008. (исп.)
- 2021-07-06
- 1