Interested Article - За туалетом. Автопортрет
- 2021-10-07
- 1
«За туалетом. Автопортрет» — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1909 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 3868). Размер картины — 75 × 65 см .
Картина была написана Серебряковой в конце 1909 года, когда она жила рядом с селом Нескучное Курской губернии (ныне в составе Харьковской области Украины ) . По словам художницы, зима в том году наступила рано, всё вокруг было занесено снегом, а в доме было тепло и уютно, и она «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете» .
По настоянию художника Евгения Лансере , брата Зинаиды Серебряковой, автопортрет был послан в Петербург , где он был представлен на VII выставке Союза русских художников , которая в начале 1910 года переместилась туда из Москвы . Работа была хорошо встречена публикой и критиками. В частности, художник Валентин Серов высказал мнение, что «автопортрет у зеркала… очень милая свежая вещь» , а художник и критик Александр Бенуа писал, что Серебрякова «подарила русскую публику таким прекрасным даром, такой „улыбкой во весь рот“, что нельзя не благодарить её» . Прямо с выставки картина была приобретена Третьяковской галереей .
Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами « Баня » (1913, ГРМ ), « Жатва » (1915, ОХМ ) и «Беление холста» (1917, ГТГ ) .
Описание
Композиционно картина представляет собой изображение художницы, отражённой в зеркале, — видна рамка зеркала, а свеча с подсвечником в левом нижнем углу показана дважды, вместе со своим отражением. Молодая женщина, изображённая на картине, смотрит на себя в зеркало и расчёсывает волосы . Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры» . Хотя мотив с использованием зеркала кажется довольно простым, изображение реальной свечи и её повторения привносит в композицию необычность, оригинальность , затейливость и остроумность .
Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане — на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом, играет и переливается, как драгоценности». Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна . На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания .
Тёплые тона, которыми написана женская фигура, связывают яркие краски переднего плана с холодным голубовато-зеленоватым фоном. При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. По словам искусствоведа Валентины Князевой , это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане, и натюрморт, и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Рама зеркала служит композиционным обрамлением портрета и усиливает эффект пространственной глубины изображения, а её тёмный цвет подчёркивает светоносность палитры .
Исполнение полотна было многосеансным — Серебрякова «писала многослойно, тщательно моделировала формы, чётко прорабатывала детали». На лице, руках и платье — гладкая поверхность краски, лишь в некоторых местах заметны фактурные мазки. Такая манера письма позволила подчеркнуть глубину и звучность цвета, а также создать тонкие переходы между тонами .
История
В сентябре 1905 года Зинаида Лансере вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова, который в то время был студентом, а впоследствии стал инженером-путейцем. В ноябре того же года она выехала в Париж , где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер . После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом , входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины ) . 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок — Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года — второй сын, Александр (Шура) . В 1906—1908 годах Серебрякова в основном работала над пейзажами, изображениями крестьян, а также другими картинами из деревенской жизни. Среди её работ этого периода встречаются и портреты, и автопортреты . Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками .
В письме к искусствоведу Алексею Савинову от 20 июня 1966 года Зинаида Серебрякова рассказывала, что лето 1909 года она тоже проводила в Нескучном, а осенью решила остаться на несколько месяцев в тех же краях, но не в имении, а на хуторе рядом с селом — в доме, принадлежавшем её мужу, который в то время находился в командировке. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Она вспоминала: «Зима в этот год наступила ранняя, всё было занесено снегом — наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя — но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете» .
В другом письме, написанном примерно в тот же период и адресованном искусствоведу , Зинаида Серебрякова так описывала обстоятельства, сопутствовавшие написанию автопортрета :
В этот год я решила остаться подольше в нашем имении и не уезжать в Петербург — как обычно, в сентябре. Муж мой Борис Анатольевич был „на изысканиях“ в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в „деревню“ и вместе вернуться с двумя детьми в Петербург. Зима наступила ранняя и снежная — весь наш сад, и поля, и дороги занесло снегом, „моделей“ из крестьян нельзя уж было получить. Тема „автопортрета“ у всех художников самая обычная… Думаю, что и „За туалетом“ я рисовала недолго — так как в молодости я рисовала очень быстро.
В начале декабря 1909 года, когда работа над автопортретом ещё не была завершена, Серебрякова получила письмо от своего брата Евгения Лансере , в котором он предлагал ей показать какие-нибудь новые работы на петербургских выставках. Художница решила послать в Петербург «За туалетом» и ряд других произведений . В январе 1910 года две более ранние картины Серебряковой — «Автопортрет» (1905) и «Портрет моей няни» (1908) — были показаны на Выставке современного женского портрета, проходившей в редакции журнала « Аполлон » .
В середине февраля 1910 года из Москвы в Петербург переместилась VII выставка Союза русских художников , на которой и была впервые показана картина «За туалетом» . Евгений Лансере так описывал эту картину в письме к Константину Сомову от 18 февраля 1910 года (называя «Шурой» художника Александра Бенуа , дядю Серебряковой) :
Но у неё будет на выставке вещь несравненно значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама déshabillée . Расчёсывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Всё очень просто, всё точная копия натуры, но вместе с тем Шура находит, что в ней есть «стиль». Она всем чрезвычайно нравилась; Шура советует назначить за неё 500 р…
Картина «За туалетом», представленная на выставке вместе с тринадцатью другими произведениями художницы, была хорошо встречена публикой и критиками . В частности, художник Валентин Серов в письме к Илье Остроухову от 31 марта 1910 года сообщал: «Серебрякову видел — автопортрет у зеркала… очень милая свежая вещь» . Прямо с выставки картина «За туалетом» была приобретена Третьяковской галереей вместе с двумя другими работами Серебряковой — «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)» .
Впоследствии картина «За туалетом» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке «Женщина в русской живописи», организованной в 1925 году в Третьяковской галерее , а также на персональных выставках Серебряковой — 1965—1966 годов, проходившей в Москве, Киеве и Ленинграде, и 1987 года, проводившейся в Москве . Она также была одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Зинаиды Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи .
Этюд к картине, датированный 1909 годом, находится в собрании наследников Серебряковой . В списке произведений художницы, приведённом в монографии Валентины Князевой (1979), было указано, что наброски к картине, исполненные акварелью и карандашом на бумаге, находились в собраниях сына художницы Евгения Серебрякова (Ленинград) и семьи А. А. Сидорова (Москва). Кроме этого, там же упоминался другой вариант картины «За туалетом», написанный маслом на холсте .
Отзывы
Художник и критик Александр Бенуа посвятил работам Серебряковой значительную часть своей статьи о VII выставке Союза русских художников, в которой, в частности, он подробно остановился на оригинальности и других достоинствах её автопортрета . Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой „улыбкой во весь рот“, что нельзя не благодарить её»; он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное» . Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим» .
Искусствовед Алексей Савинов отмечал отсутствие в автопортрете Серебряковой всяких следов надуманности и манерности, характерных для живописных работ начала XX века. Эту работу он характеризовал как простую, но долговечную и в художественном смысле подлинную в её «здоровом и бодром реализме»: «Свет заливает радостным сиянием белую комнату, и мы чувствуем, в какие ослепительно-солнечные снежные дни совершалась работа: „Мороз и солнце, день чудесный…“» .
В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой, искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы, и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз; её чувства отмечены естественностью проявления; а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки .
Искусствовед Валентина Князева отмечала, что автопортрет «За туалетом» стал для Серебряковой программным. Она писала, что художница «создала в нём образ гармонически совершенного человека, впервые подошла к написанию картины, используя и развивая некоторые традиции искусства прошлого». По словам Князевой, картина представляет собой одновременно итог раннего творчества Серебряковой и, во многом, отправную точку для дальнейшего творческого поиска .
Примечания
- ↑ , с. 321, № 1149.
- (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 11 августа 2017. 3 марта 2016 года.
- ↑ , с. 38—50.
- ↑ (HTML). Региональное информационное агентство «Курск» — riakursk.ru (5 апреля 2017). Дата обращения: 26 апреля 2017. Архивировано из 4 июня 2021 года.
- ↑ , с. 52.
- ↑ , с. 40.
- ↑ , с. 55.
- ↑ , с. 7.
- ↑ , с. 57.
- ↑ , с. 17.
- ↑ , с. 466.
- ↑ , с. 45.
- , с. 7.
- , с. 52—53.
- , с. 30—31.
- ↑ , с. 53.
- , с. 20.
- , с. 41.
- ↑ , с. 54.
- , с. 217.
- , с. 33.
- , с. 23—30.
- .
- , с. 44.
- , с. 437.
- , с. 429.
- (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 24 апреля 2017. Архивировано из 22 августа 2019 года.
- , с. 222.
- , с. 318.
- , с. 127.
- , с. 21.
- , с. 9—10.
- , с. 180—182.
Литература
- Бенуа А. Н. Художественные письма. 1930—1936 / И. П. Хабаров. — М. : Галарт , 1997. — 408 с. — ISBN 5-269-00919-6 .
- Евстратова Е. Н. . — М. : ОЛМА Медиа Групп , 2013. — 536 с. — ISBN 9-785-373-04169-0.
- Ефремова Е. В. . — М. : , 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8 .
- Князева В. П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М. : Изобразительное искусство , 1979. — 256 с.
- Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб. : Аврора , 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7 .
- Русакова А. А. Зинаида Серебрякова. — М. : Молодая гвардия , 2008. — 227 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03108-1 .
- Савинов А. Н. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М. : Художник РСФСР , 1973. — 54 с.
- Сарабьянов Д. В. Об автопортретах Зинаиды Серебряковой // Зинаида Серебрякова. Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника. — М. : Советский художник , 1986. — 254 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3 .
- Зинаида Серебрякова: живопись, графика. — М. : Дом Нащокина , 2003. — [136] с. — ISBN 5-00-002077-4 .
Ссылки
- (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 11 августа 2017.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 1 мая 2017.
- (HTML). www.rodon.org. Дата обращения: 1 мая 2017.
- 2021-10-07
- 1