Interested Article - Моргунов, Алексей Алексеевич
- 2020-04-21
- 1
Алексе́й Алексе́евич Моргуно́в ( 9 (21) октября 1884 , Москва — 15 февраля 1935 , Москва ) — российский и советский художник, внебрачный сын пейзажиста Алексея Саврасова . Находился в центре художественной жизни русского авангарда , от которого впоследствии полностью отошёл. Как авангардист начинал с неопримитивизма с сильным влиянием фовизма , создал значительные работы в кубофутуризме , был сооснователем (вместе с Казимиром Малевичем и Иваном Клюном ) ; в советское время эволюционировал в неоклассицизм и закончил соцреализмом . Как и отец, был болен алкоголизмом и склонен к запоям .
Биография
Алексей Моргунов — внебрачный сын пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова — родился 9 (21) октября 1884 года в Москве .
Учился в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (1899—1902, 1909) и в частных студиях Константина Коровина и Сергея Иванова . В 1904 году, в двадцатилетнем возрасте, был принят в Московское товарищество художников и начал участвовать в выставках (вышел из этого объединения в 1910 году) . Посещал интеллектуальный салон Константина Крахта . В 1909—1910 годах Моргунов путешествовал по Германии , Франции и Италии , где изучал современную западноевропейскую живопись. Большое влияние на него оказали импрессионисты , Пьер Пюви де Шаванн , Эдуард Мане , Гюстав Курбе , Поль Сезанн . В начале 1910-х годов художник держал мастерскую на Остоженке в Москве (Остоженка, 57 ), получившую известность под названием «Моргуновка»; она была местом встречи левых живописцев и своеобразным клубом и «свободной академией» для рисования натуры .
Вернувшись в 1910 году из путешествия по Европе, в котором он погрузился в европейский протоавангард , Алексей Моргунов естественным образом примкнул к самой радикальной группе русских художников во главе c Михаилом Ларионовым . Группа получила название по первой, проведённой в конце 1910-го — начале 1911 года, выставке — « Бубновый валет ». Моргунов не был ключевым участником этого объединения, но не был и аутсайдером среди 37 участников первой выставки. Именно Моргунов выполнил выставочную афишу одного из самых знаковых событий мирового авангарда . Аристарх Лентулов спустя двадцать с лишним лет вспоминал об этом:
Моргунов сделал в середине холста по циркулю круг, который в центре слегка сдвинул, и в каждой из половин нарисовал бубнового валета, одного вверх головой, другого вниз, как это есть на картах. Поле было покрыто оранжевым цветом, и чёрными буквами написано: «выставка картин Б. В.» («Бубнового валета»). Идущему по улице и читающему эту вывеску вполне могло показаться, что здесь не только картины, но и что-нибудь вроде игорного дома .
Влияние «Бубнового валета» на раннее авангардное творчество Алексея Моргунова было определяющим: в своих работах этого времени он сочетал фовизм и неопримитивизм в редакции Михаила Ларионова . Позже, как и многие ведущие русские авангардисты, Моргунов прошёл через увлечение кубофутуризмом . В выставках и диспутах «Бубнового валета» Алексей Моргунов участвовал вплоть до 1914 года, фактически уже отойдя от художественной идеологии и «Бубнового валета», и нового детища Михаила Ларионова — « Ослиного хвоста », в единственной выставке которого в 1912 году он также участвовал.
В 1914—1915 годах Алексей Моргунов был одним из ближайших сподвижников Казимира Малевича , вместе с Моргуновым и Иваном Клюном основавшего . Начало феврализму было положено на публичном диспуте «Бубнового валета» 19 февраля 1914 года по старому стилю в зале Политехнического музея . Малевич, заявивший на диспуте о низвержении разума, и провоцировавший диспутантов Моргунов пришли на диспут с прикреплёнными на лацканах пиджаков деревянными ложками. Председательствовавший Пётр Кончаловский был вынужден закрыть собрание после слов Моргунова: «У меня от доклада Тугендхольда сделалось расстройство желудка, притом утомил, дурак…»
Фотография гуляющих 1 марта 1914 года с ложками в петлицах по Кузнецкому Мосту Малевича и Моргунова попала в московские газеты. Вне газет осталась фотография троицы февралистов-«лошкарей» с Клюном, сделанная в тот же день, чуть ранее, в художественном ателье на Арбате .
Помимо эпатажа и алогизма в февралистских полотнах Алексея Моргунова, по наблюдению Александры Шатских , «присутствуют те самые плоскости правильных очертаний, что своим молчаливым взиранием так тревожили будущего супрематиста » Малевича . Однако в супрематизм Моргунов не попал. Шатских так пишет об этом:
Вынужденная цезура в творческих отношениях, о которой Малевичу пришлось сообщить Матюшину 28 сентября 1915 года («Моргунов сдал совсем и пришёл в ужасное состояние») была вызвана не «интриганством» супрематиста, которое понапрасну пытаются инкриминировать ему, а потомственным заболеванием отпрыска Саврасова. Чудовищные запои омрачали жизнь и отца, и сына .
На два года Моргунов почти полностью выпал из художественной жизни, частично вернувшись в неё только в раннесоветское время . После Октябрьского переворота с 1918 года был членом коллегии ИЗО Наркомпроса ; в 1920—1921 годах работал в закупочной и тарифной комиссиях Наркомпроса . В 1918—1920 годах был профессором живописи в Первых Свободных государственных художественных мастерских . Был членом Пролеткульта , входил в группу « » в . В 1920-е годы художник обратился к неоклассицизму , а в последние годы жизни писал картины в стиле соцреализма . Моргунов входил также в Общество московских художников (ОМХ); несколько его картин («Днепрострой», «РионГЭС», «Туапсе. Нефтепровод», «Туапсе. Рабочий посёлок») в 1930-е годы были репродуцированы издательством ОМХ на открытках .
Алексей Моргунов умер в пятидесятилетнем возрасте в Москве 15 февраля 1935 года — в один год с Казимиром Малевичем.
Семья и родственные связи
- Отец — Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897), российский художник .
- Мать — Екатерина Матвеевна Моргунова (около 1856 — около 1920) .
- Сестра — Надежда Алексеевна Моргунова .
- Внучатый племянник (правнук отца по первому и единственному браку) — Олег Борисович Павлов (1921—2014), советский и российский художник .
Участие в групповых выставках
Прижизненные выставки
- 1904 — 24-я Периодическая выставка, Москва , Исторический музей (с картиной «Лес»)
- 1908 — 27-я Периодическая выставка, Москва , Московское общество любителей художеств (с картиной без названия)
- 1910 — 7-я выставка Нового общества художников , Санкт-Петербург , Пассаж (с картинами «Вечер», «Цветы», «Осень»)
- 1910—1911 — « Бубновый валет », Москва , декабрь 1910 — январь 1911 (с картинами Nature morte , Paris , Luxembourg , Aprè smidi , «За столиком», «Пейзаж», «Сосны»)
- 1911 — 2-я выставка картин общества художников « Союз молодёжи », Санкт-Петербург
- 1912 — Выставка картин группы художников « Ослиный хвост », Москва , Московское училище живописи, ваяния и зодчества (с картинами «Чаепитие», «Зима», Nature morte , «Цветы», «Мясники», «Пейзаж», «Пейзаж», «Окно», «Пейзаж», «Зимний пейзаж», «В ресторане», «Пейзаж», «Мясная лавка», «В чайной», «За столом», «Пляска», «Перед грозой», «Пейзаж», «В чайной»)
- 1912 — Выставка картин « Мир искусства »
- 1913 — Выставка картин общества художников « Бубновый валет » (с 10 картинами)
- 1913—1914 — Выставка картин общества художников « Союз молодёжи », Санкт-Петербург , 10 ноября 1913 — 10 января 1914
- 1914 — Выставка картин общества художников « Бубновый валет » (с картинами «Пейзаж», «Голова старика», «Цветы», «Цитрист», «Франт» [рисунок], «Автопортрет», «Чернильница», «Графин с вином»)
- 1915 — 1-я футуристическая выставка картин «Трамвай В» , Петроград , Малый зал Императорского общества поощрения художеств (с картинами «Цветы», «Голова старика», «Музыкальный инструмент», «Автопортрет», «Франт», «Алкоголь», «Пейзаж», «Скачки», «Гимназист», «Завтрак», «Портрет дамы», «Авиатор», «Куритель опиума», «Матрос», «Почтальон», «Всадник»)
- 1916 — «Магазин», Москва
- 1917 — «Московский салон», Москва
- 1919 — 5-я государственная выставка картин, Москва
- 1922 — Берлин
- 1925 — 3-я художественная выставка картин калужских и московских художников
- 1929 — 2-я выставка картин и скульптуры Общества московских художников, Москва , Парк культуры и отдыха (с картинами «Зрители» [эскизы], «Сидящая женщина», «Идущий мальчик», Nature morte , «Пейзаж»)
- 1929 — «Дети в искусстве», Москва (с картиной «В татарской школе»)
- 1929 — Exhibition of contemporary art of Soviet Russia, Нью-Йорк , Grand Central Palace (с картиной Boat Landing )
- 1931 — 6-я выставка « », Москва (с картинами «Кавказ», «Туапсе», «Хоста», «Шоссе Сочи — Сухум»)
- 1931 — 3-я передвижная выставка, Свердловск , Магнитогорск , Омск , Новосибирск , Кузбасс , Семипалатинск , Алма-Ата , Ташкент , Самарканд , Ростов-на-Дону , Краснодар , Грозный , Новороссийск , Совхоз «Гигант», Минск , Смоленск (с картиной «Нефтепровод в Туапсе»)
- 1932 — Юбилейная выставка « », Ленинград, Государственный Русский музей (с картинами «Днепрострой», «Шоссе Сочи — Сухум», «Хоста. Чёрное море»)
- 1933 — Передвижная художественная выставка (с картиной «Туапсе. Нефтепровод»)
Посмертные выставки
- 2004—2005 — Русский авангард из собрания Российского государственного архива литературы и искусства («АРХИВажный авангард»), Москва , Государственная Третьяковская галерея (8 июня — 15 августа 2004); Санкт-Петербург , Государственный Русский музей (11 августа — 12 сентября 2005)
- 2005 — «Бубновый валет», Москва , Государственная Третьяковская галерея , 1 февраля — 15 мая
Местонахождение произведений
- Государственная Третьяковская галерея («Портрет»)
- Государственный музей современного искусства (Салоники) («Стоящая фигура (авиатор)», «Лаборатория авиатора», «Натюрморт с гребнем», «Натюрморт с колесом»)
- Чикагский институт искусств («Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова»)
- Государственный Русский музей («Композиция с буквой Ю»)
- Ярославский художественный музей («Мясная лавка»)
- Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки («Под розовой тенью»)
- Калужский музей изобразительных искусств («Чайная № 5»)
- Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко («Композиция № 1»)
- Таганрогский художественный музей («Демонстрация»)
- («Река Томь», «Профиль плотины», «Лунная ночь», «Сосны», «Дорога в Хосту», «Туапсе», «Декоративный мотив», «Здравница Кисловодск», «Кисловодск», «Зима. Дворик», «Усадьба с башнями», «Цветы», «Пейзаж», «Днепрострой»)
- («Композиция», 1915–1916). Средства на реставрацию картины были собраны при помощи краудфандинга в 2021 году.
Сочинения
- Ган Ал. , Моргунов А., Малевич К. Задачи искусства и роль душителей искусства // . — 23 марта 1918 года. — № 25 .
- Моргунов А. К чёрту! // . — 29 марта 1918 года. — № 30 .
- Моргунов А. Заколдованный круг // . — 4 апреля 1918 года. — № 35 .
- Моргунов А. А. [Воспоминания] // Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. — М. , 1997. — Т. I .
Комментарии
- По другим сведениям, Саврасов с начала 1880-х годов был женат на матери Алексея Моргунова Е. М. Моргуновой вторым браком .
- Отсюда — феврализм .
Примечания
- ↑ , с. 138.
- ↑ , с. 37.
- ↑ . Официальный сайт Российского государственного архива литературы и искусства . Дата обращения: 8 ноября 2014. 4 января 2019 года.
- ↑ . Сайт «Прошлый век». Дата обращения: 6 ноября 2014. 17 февраля 2015 года.
- ↑ . ARTinvestment.RU accessdate=2014-11-06. Дата обращения: 6 ноября 2014. 19 ноября 2014 года.
- . Официальный сайт Государственного музея искусств имени И. В. Савицкого. Дата обращения: 6 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
- Поспелов, Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — 2-е изд., доп. — М. : , 2008. — С. 272. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903888-01-6 .
- Поспелов, Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — 2-е изд., доп. — М. : Пинакотека, 2008. — 288 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903888-01-6 .
- Аристарх Лентулов. Воспоминания. Цит. по: Поспелов, Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — 2-е изд., доп. — М. : Пинакотека, 2008. — С. 272. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903888-01-6 .
- , с. 14.
- , с. 32.
- , с. 36.
- , с. 38.
- , с. 38—39.
- . Официальный сайт Российской национальной библиотеки. Дата обращения: 8 ноября 2014. Архивировано из 8 ноября 2014 года.
- ↑ Новоуспенский, Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. — М. — Л. : Искусство , 1967.
- ↑ Ксения Ларина . // Эхо Москвы . — 26 февраля 2006. 8 ноября 2014 года.
- Моргунов, А.А. (Москва, 1-я Мещан., Банный пер., д. Прохорова). № 241. Лес // Двадцать четвертая Периодическая выставка в здании Императорского Российского Исторического Музея. Московское Общество Любителей Художеств, состоящее под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Фёдоровны: [Каталог]. — М. , 1904. — С. 15, 25 .
- Моргунов А. А. № 178. [без названия] // Двадцать седьмая Периодическая выставка в помещении Московского О-ва любителей художеств, состоящее под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Фёдоровны. Малая Дмитровка. Первое издание: [Каталог]. — М. , 1908. — С. 15 .
- А. А. Моргунов. Москва, Малый театр, кв. К.В. Кандаурова. № 173. Вечер. № 174. Цветы. № 175. Осень. // Седьмая выставка Нового Общества Художников 1910 года. СПб. Невский, 48. Здание Пассажа: [Каталог]. — СПб. , 1910. — С. 18 .
- Каталог выставки «Бубновый Валет». Декабрь — январь. 1910—1911 г.г.. — М. , 1910.
- Поспелов Глеб . Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — Издание 2-е, дополненное. — М. : , 2008. — С. 271. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903888-01-6 .
- Каталог 2-й выставки картин Общества Художников «Союз молодежи». — СПб. , 1911.
- Поспелов Глеб . Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — Издание 2-е, дополненное. — М. : , 2008. — С. 273. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903888-01-6 .
- Каталог выставки картин «Мир Искусства». — 1-е изд. — СПб. , 1912.
- Поспелов Глеб . Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — Издание 2-е, дополненное. — М. : , 2008. — С. 279. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903888-01-6 .
- Союз Молодежи. Каталог выставки картин. Невский, 73. С 10 Ноября 1913 г. по 10 Января 1914 г.. — СПб. , 1913.
- Поспелов Глеб . Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. — Издание 2-е, дополненное. — М. : , 2008. — С. 282. — 3000 экз. — ISBN 978-5-903888-01-6 .
- Моргунов, Алексей Алексеевич. (Москва, Лаврушенский, 9-3). № 27. Цветы. № 28. Голова старика. № 29. Музыкальный инструмент. № 30. Автопротрет. № 31. Франт. № 32. Алкоголь. № 33. Пейзаж. № 34. Скачки. № 35. Гимназист. № 36. Завтрак. № 37. Портрет дамы. № 38. Авиатор. № 39. Куритель опиума. № 40. Матрос. № 41. Почтальон. № 42. Всадник // 1-я Футуристическая Выставка картин Трамвай В. [Петроград]. Малый зал Императорского Общества Поощрения Художеств. Каталог. — Пг. : Тип. Имп[ераторских] Т[еатров], 1915.
- А. А. Моргунов. (Ул. Кропоткина, Полуэктов пер., д. № 6). № 236—250. [№ 236—238. Зрители (эскиз[ы]). № 239. Сидящая женщина. № 241. Идущий мальчик. № 242. Nature morte. № 243. Пейзаж] // Каталог [второй] выставки картин и скульптуры Общества Московских Художников. Со статьями Игн. Хвойника и Н. М. Москва. Парк культуры и отдыха. — М. : Издание ОМХ; Типография «Москопромпечать», 1929. — С. 5—6, 19—20 .
- Моргунов А. А. В татарской школе, масло // Дети в искусстве. Каталог выставки живописи, рисунка, кино-фото, полиграфии и скульптуры на тему: Жизнь и быт детей Советского Союза. Главискусство Н. К. П. — слёту пионеров / Игн. Хвойник (вст. ст.), К. Козлова (оформл.), Ю. Пименов (рисунки). — М. : Главискусство Наркомпроса, 1929. — С. 9 .
- Exhibition of contemporary art of Soviet Russia: painting, graphic, sculpture. Grand Central Palace, New York, February, 1929 / Christian Brinton (foreword), P. Novitsky (introduction). — New York: Amtorg Trading Corporation, 1929.
- А. А. Моргунов. Кавказ: № 184. Туапсе. № 185. Хоста. № 186. Шоссе Сочи — Сухум // [Шестая] выставка «Крым и Кавказ — здравницы С. С. С. Р.». Москва. Кузнецкий мост, 11. [Каталог] / Н. А. Семашко (вст. стат.). — М. : Всероссийское Кооперативное Т-во «Художник», 1931. — С. 60 .
- Моргунов, А. А. № 86. Нефтепровод в Туапсе. 1930 г. Б. акв. // Каталог [третьей] передвижной выставки. Живопись, рисунок, графика, плакат, текстиль. Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов-на-Дону, Краснодар, Грозный, Новороссийск, Совхоз «Гигант», Минск, Смоленск / Н. Маслеников (Вст. ст.: Третья передвижная). — М. : Сектор Искусств Наркомпроса РСФСР; Изд. В. К. Т-ва «Художник», 1931. — С. 23 .
- Моргунов, Алексей Алексеевич. (Москва, Полуэктов пер.). № 1304. Днепрострой. 1932. — х.м. № 1305. Шоссе Сочи — Сухум. 1932. — х.м. № 1306. Хоста. Чёрное море. 1932. — х.м. // Художники РСФСР за 15 лет. Каталог юбилейной выставки. Живопись, графика и скульптура / М. П. Аркадьев , Игорь Грабарь , Н. Пунин (вст. статьи). — Л. : ГРМ , 1932. — С. 66 .
- Моргунов А. А. Туапсе. Нефтепровод. 1931 // Передвижная художественная выставка. Живопись, рисунок, гравюра, офорт. [Каталог] / (вст. ст.). — М. : Всекохудожник , 1933.
- . Официальный сайт Российского государственного архива литературы и искусства. Дата обращения: 8 ноября 2014. 8 ноября 2014 года.
- . Сайт «Музеи России». Дата обращения: 8 ноября 2014. 8 ноября 2014 года.
- . Официальный сайт Государственного музея современного искусства (Салоники). Дата обращения: 6 ноября 2014. 6 ноября 2014 года.
- . Официальный сайт Чикагского института искусств. Дата обращения: 8 ноября 2014. 8 ноября 2014 года.
- . Сайт «Русский музей. Дополненная реальность». Дата обращения: 6 ноября 2014. Архивировано из 6 ноября 2014 года.
- . Официальный сайт Калужского музея изобразительных искусств. Дата обращения: 8 ноября 2014. 13 декабря 2014 года.
- . Официальный сайт Таганрогского художественного музея. Дата обращения: 6 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
- . Официальный сайте Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Дата обращения: 8 ноября 2014.
Литература
- РГАЛИ . Ф. 1938. Оп. 1. Ед. хр. 41; Ф. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 1298; Ф. 665. Оп. 1. Ед. хр. 35; Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 739.
- Забытые страницы советского искусства // Искусство . — 1974. — № 3 . — С. 32—37 .
- Котович Т. В. // Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. — Мн. : Экономпресс, 2003. — С. . — ISBN 985-6479-30-4 .
- Шатских А. С. Февралист-«лошкарь» Моргунов // Казимир Малевич и общество Супремус. — М. : , 2009. — С. 37—39. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8 .
- Моргунов, Алексей Алексеевич (Morgunov, Alexei) // Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог (Russian Museum. Painting. First Half of the 20th Century. Catalogue) / В. Леняшин (научный редактор тома) и др. — СПб. : Русский музей , , 2011. — Т. 11: Л, М . — С. 138—140 .
- Сарабьянов А. Д. // Энциклопедия русского авангарда / Авторы-составители В. И. Ракитин , А. Д. Сарабьянов; научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. II: Биографии. Л—Я . — С. 138—140 . — ISBN 978-5-902801-11-5 .
Ссылки
- . Официальный сайт Российского государственного архива литературы и искусства . Дата обращения: 8 ноября 2014.
- . Сайт «Прошлый век». Дата обращения: 6 ноября 2014.
- . ARTinvestment.RU. Дата обращения: 6 ноября 2014.
- . Официальный сайт Государственного музея современного искусства (Салоники) . Дата обращения: 6 ноября 2014.
- 2020-04-21
- 1