Interested Article - Покровский собор (Кимры)
- 2020-06-06
- 1
Покро́вский собо́р ( Собор во имя Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы ) — православный храм в городе Кимры , построенный в 1816 — 1825 годах. К собору также прилегали Троицкий храм и колокольня, возведённые в 1829 — 1832 годах, вместе они образовывали единый ансамбль. Комплекс был уничтожен в ходе антирелигиозной кампании в 1930-е годы .
Предыстория
В 1688 году царевна Софья Алексеевна пожаловала село Кимры вместе с 71 деревней, а также «таможню со всеми строениями и таможенным сбором» боярину Александру Петровичу Салтыкову в вотчинное владение в связи с женитьбой его дочери . На средства Салтыкова, в частности, в селе на левом берегу Волги была возведена каменная Троицкая церковь. В 1807 году в Кимрах произошёл крупный пожар, в результате которого храм сильно пострадал: купол церкви мог в любой момент обрушиться, внутренне убранство также было повреждено .
Сохранилось единственное изображение этой церкви на копии, сделанной с гравюры А. Грекова «Вид на село Кимра с луговой стороны» (1772 год). Оригинал находился в Калининском краеведческом музее (ныне — Тверской государственный объединённый музей ), в годы оккупации Калинина немецкими войсками в ходе Великой Отечественной войны был утерян, копия представлена в экспозиции Кимрского краеведческого музея .
История
Строительство и дореволюционный период
После пожара было решено построить новый храм. Денежные средства были собраны по подписке прихожанами, главными жертвователями братья Василий, Михаил и Яков Малюгины, а также Д. В. Башилов с сыновьями . 16 сентября 1816 года храм по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Серафима был заложен .
Строительство Покровской церкви было завершено в 1825 году, 30 сентября 1825 года храм был освящён протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синицыным при содействии местного духовенства . Через некоторое время братья Малюгины подали прошение о переименовании церкви в собор, подкрепив просьбу 20 тысячами рублей в пользу храма и его причта . 21 марта 1830 года Святейший Синод удовлетворил прошение и наименовал храм собором .
В период с 1829 года по 1832 год в непосредственной близости от Покровского собора были возведены Троицкая церковь и трёхъярусная колокольня. В 1847 году были закончены работы по росписи стен собора, выполненные московским художником И. С. Широкиным. Денежные средства на эти работы были пожертвованы местным купечеством .
В мае 1837 года в селе Кимры проездом побывал Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II . По сохранившимся воспоминаниям, 7 мая 1837 года, около 3-х часов дня, когда высокий гость ещё только подъезжал к селу, раздался звон колоколов всех кимрских храмов. Сельчане торжественно встретили Великого Князя, под восторженные приветствия он проследовал до места, где предстояла смена лошадей. Увидев Покровский собор, он пожелал побывать в нём. Внутри Александр осмотрел убранство храма, приложился к иконам. В половине четвёртого цесаревич со свитой покинул село. Позднее, в послании отцу, императору Николаю I , от 7 мая Великий князь отдельно отметил «церковь, построенную совершенно по образцу московского Успенского собора » .
В 1856 году село Кимры посетил драматург А. Н. Островский . Писатель побывал на службе в Покровском соборе, о чём написал в своём дневнике .
В 1859 году в Кимрах произошёл крупный пожар, уничтоживший почти всё село. Местный краевед Алексей Степанович Столяров (1866 — 1939 или 1940) так описывал произошедшее в своей книге «Село Кимры и его обитатели» :
15 июня 1859 г. в 12 часов дня загорелся пустой сарай… Утверждают, что это был поджог… В самое короткое время чуть не все село охвачено было пламенем. Спасли жители только деньги, а имущество, движимое и недвижимое сгорело. Жар был так силен, что даже под защитою высокого берега Волги, на значительном расстоянии от горевших домов, стоять было невозможно и жители, так сказать, отступили в самую Волгу. Когда пожар подходил к концу, набежала страшная туча, разразился гром, полил проливной дождь. Казалось, наступило светопреставление. Вдруг к ужасу обезумевших жителей, раздался страшный треск. С колокольни собора упал колокол весом в тысячу пудов, проломив свод колокольни. Колокол упал на каменный церковный помост.
В августе 1866 года село посетили наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III ) с братом, Великим князем Владимиром Александровичем . Кимряки готовились к визиту царственных особ: по сторонам дороги, от Волги в гору (так называемый Владимирский съезд), была высажены берёзы, в половине горы была установлена арка с вензелем имени цесаревича, на горе, поднявшись, построили такую же; была устроена дорожка из теса, с перилами, по которой были разостланы ковры и рассыпаны цветы . Примерно в 3 часа дня 10 августа 1866 года пароход с гостями причалил к берегу. Цесаревич и его брат были торжественно встречены, после чего препровождены в Покровский собор. В храме прошла торжественная служба, по окончании которой гости приложились к святому кресту и местным иконам, а затем под восторженные крики сельчан, вернулись на пароход и продолжили путешествие .
В 1892 году Кимры Великий князь Владимир Александрович с целью инспектирования войск и учреждений Петербургского военного округа . Утром 13 июня он прибыл в село, где был торжественно встречен сельчанами, ровно в 10 часов утра вошёл в Покровский храм. Соборный протоиерей в кратком приветствии упомянул о том, что 26 лет назад Великий князь и его брат, ныне император Александр III, «посетили этот святой храм» . Выслушав приветственную речь, Владимир Александрович приложился к кресту и был окроплён святой водой, а затем остался слушать тотчас начавшуюся божественную литургию, по окончании которой ему в «память посещения и моления Его в этом святом храме» была поднесена храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В исходе 12-го часа Великий князь покинул село на пароходе .
6 мая 1901 года в Кимры специальным поездом из Москвы прибыла икона Иверской Божьей Матери, которую в дар Покровскому собору прислал настоятель Свято-Афонского Андреевского Скита ( Греция ) Архимандрит Иосиф с братией. Тысячи жителей села и окрестностей вышли встречать святыню. По случаю прибытия иконы в переполненном прихожанами Покровском соборе было проведено торжественное богослужение, затянувшееся до полной ночи. Икона стала считаться «покровительницей Кимр» .
В 1901 году в Покровском соборе был крещён будущий советский писатель А. А. Фадеев . Метрическая книга, содержащая запись о крещении, хранится в Кимрском краеведческом музее .
Соборный ансамбль был центром всего села и являлся гордостью кимряков. Главная кимрская площадь — Торговая, была переименована в Соборную. Улица, ведущая от Троицкого храма вглубь села была названа Троицкой (в советское время улица носила имя Розы Люксембург , в 1992 году вновь обрела прежнее название ). Как писал А. С. Столяров, ни один кимряк не начинал никакого дела, не отслужив молебен перед местной святыней — иконой Спаса Нерукотворного, считавшейся чудотворной .
По данным на 1901 год к Покровскому собору было приписано около 5000 прихожан (2611 человек из села Кимры, остальные являлись жителями более десятка окрестных деревень). В 1911 году при храме была открыта церковно-приходская школа , ей было выделено двухэтажное здание .
-
Вид с Вознесенской (Заречной) стороны на центральную часть и Покровский собор
-
Вид с правого берега Волги на левобережный Владимирский съезд и Покровский собор
-
Вид с колокольни Вознесенской церкви на центральную часть. Фото М. П. Дмитриева
Советский период
3 [16] июня 1917 село Кимры получило статус города .
В 1925 году в Кимрах было широко отпраздновано 100-летие Покровского собора, на торжества прибыл Тверской митрополит Серафим. Вскоре после этого местные власти развернули в печати кампанию против храма. Было выдвинуто предложение закрыть храм, в частности, по причине того, что колокольный звон мешает нормальной жизни города. 15 февраля 1929 года в секретариат ВЦИКа было направлено ходатайство о закрытии храма .
В 1930 году Московский облисполком постановил закрыть Покровский собор. Предлагалось разместить в здании храма агитационный центр, превратить в «культурный очаг», но затем эти предложения были отвергнуты. С куполов было снято золотое покрытие, сброшены кресты. Предпринимались попытки разобрать собор, но это не удалось из-за особой технологии кладки стен. Весной 1936 года храм был взорван, на его месте сразу же начались работы по возведению клуба промкооперации Кимрского кожпромсоюза, который открылся в ноябре 1938 года (в 1942 году в этом здании обосновался Кимрский театр драмы и комедии . Строительные материалы от взорванного Покровского собора пошли на строительство школы, которая была возведена за 8 месяцев и открыта 1 сентября 1937 года.
Троицкая церковь просуществовала вплоть до 1938 года, в ней расположились зернохранилище и сушилка для лесоматериалов. 10 декабря 1936 года проектная группа коммунального отдела горсовета приступила к составлению проекта по переоборудованию храма под музей, но в 1937 году работы были прекращены . В мае 1938 года президиум горисполкома постановил разобрать его и колокольню на кирпич .
Архитектура и внутреннее убранство
Покровский собор
Архитектура собора сочетала в себе элементы древнерусской архитектуры , русского ампира и классицизма . Мощный, почти кубический в основном объеме, храм был увенчан пятью массивными световыми барабанами с луковичными куполами . Фасады членились тосканскими пилястрами , карниз был декорирован мутулами . Окна второго света были обрамлены ампирными наличниками и полуциркулярными нишами в виде закомар . Световые барабаны декорированы пилястрами и классическим фризом, их окна венчали килевидные навершия . Храм имел три престола: главный, средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый — всех святых, левый — Святых апостолов Петра и Павла .
Внутри собора располагался 5-ярусный иконостас, выполненный в русско-византийском стиле , его высота составляла 22 аршина, ширина — 35. Освещали храм пять паникадил, главное из которых, из литой меди, посеребрённое, и весило 52 пуда .
Троицкая церковь
Троицкий храм, в отличие от Покровского, был отапливаемым . Он был гораздо ниже собора и увенчан единственной световой главой. Фасад церкви членится тосканскими пилястрами, на высоте трапезной, соединявшей её с колокольней, имелись портики, поддерживаемые тосканскими колоннами. Главный престол был назван а Живоначальной Троицы , правый — Тихвинской иконы Божьей Матери, левый носил имя святителя Николая Чудотворца .
По богатству внутреннего убранства церковь мало в чём уступала Покровскому храму: стены были украшены росписью, иконостас с позолоченной резьбой имел шесть ярусов. Гордостью храма были четыре иконы, подаренные селу царями Иваном , Петром Алексеевичами и их сестрой царевной Софьей Алексеевной в тот период времени, когда его владельцем был Фёдор Петрович Салтыков, хранившиеся в ризнице две хоругви, предположительно, вышитые самой Софьей, а также Евангелие, отпечатанное в 1698 году и украшенное драгоценными камнями .
Колокольня
Трёхъярусная колокольня, выполненная в стиле зрелого классицизма , имела высоту в 30 саженей (более 60 метров). Помимо 12 колоколов, на ней имелись часы с курантами, показывавшие время на четыре стороны света .
Колокола
С появлением колокольни встал вопрос о покупке колокола. Первый колокол был отлит в Твери на заводе Капустиных и весил 967 пудов. В 1839 году он пришёл в негодность и жители села приобрели в Ярославле на заводе Оловянишникова новый. После того, как колокол был доставлен в Кимры, выяснилось, что он не звонит: при отливке в уши колокола попал кусок угля и при пробном звоне он дал трещину . В 1840 году по инициативе купцов Малюгиных, на их средства и добровольные пожертвования прихожан в селе приглашённым мастером-литейщиком был отлит колокол весом 1005 пудов .
В июньском пожаре 1859 года колокольня серьёзно пострадала, главный колокол упал и разбился. В 1864 году на колокольню собора был водружён новый колокол весом в 1006 пудов 9 фунтов, отлитый в Москве на заводе А. П. Финляндской. Он прослужил вплоть до 1930-х годов .
Прочие постройки
Ансамбль был обнесён каменной оградой с тремя часовнями и тремя воротами. За оградой рядом с комплексом располагалось небольшое кладбище, на котором хоронили богатых кимряков. Несмотря на свой размер, кладбище считалось образцовым.
Примечания
- , с. 33.
- ↑ , с. 17.
- ↑ Крюкова Г. Сгинувшие храмы // Кимры Сегодня : газета. — № 44 (2 ноября 2007) . — С. 13 .
- , с. 18.
- ↑ , с. 19.
- , с. 276.
- ↑ Крюкова Г. Царственные гости // Кимры Сегодня : газета. — № 45 (9 ноября 2007) . — С. 13 .
- , с. 176.
- ↑ , с. 42.
- , с. 278.
- , с. 279.
- , с. 280.
- , с. 282.
- , с. 22.
- , с. 25.
- , с. 260.
- , с. 20.
- , с. 24.
- / Сост. В. А. Дударев, Н. А. Евсеева. — М. : Известия, 1980. — 702 с. — С. 132.
- ↑ , с. 30.
- , с. 31.
- , с. 32.
- ↑ , с. 99.
Литература
- Кудинов Н. С. Кимрская земля. — Тверь: ООО «Издательство ГЕРС», 2007. — 284 с. — 700 экз. — ISBN 5-8109-0009-7 .
- Кимрские храмы. — Торжок: Торжокская типография, 1993. — 48 с. — (Кимрская краеведческая библиотечка). — ISBN 5-900381-44-7 .
- Коркунов В.И. Тверские колокола: Краеведческие очерки. — Москва, 2005. — 68 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7277-0396-4 .
- Коркунов В. И., Коркунов В. В. Страницы истории кимрского края / В. И. Коркунов, В. В. Коркунов. — Тверь: Марина, 2008. — 336 с. — 400 экз. — ISBN 978-5-901204-27-6 .
- 2020-06-06
- 1