Interested Article - Трудно первые 100 лет
- 2021-10-07
- 1
«Трудно первые 100 лет» — советский художественный фильм 1988 года , двухсерийная социальная драма режиссёра Виктора Аристова .
Сюжет
Советская провинция , 1980-е годы . Молодая девушка Варя работает дояркой , но мечтает вырваться из серых деревенских будней и «уехать куда-нибудь». Она замужем за простым парнем Иваном, который день и ночь трудится над постройкой нового большого дома, правдами и неправдами добывая дефицитный по тем временам кирпич . Несмотря на доброжелательное отношение свекрови, Варя тяготится пребыванием в доме мужа. Часто во сне и наяву она представляет себя в совершенно другой обстановке. Так, в одном из её видений-снов она оказывается с грудным ребёнком на руках в трамвае, мчащемся по городу, в котором нет ни единой живой души. В другом сне она бредёт по лесу, видя вокруг обнажённых мужчин и женщин. Также она оказывается на берегу моря среди людей, одетых в красивые белые костюмы. Один из мужчин говорит ей, что он её муж, однако затем он исчезает. Наголо бритый мужчина говорит, что её мужа убили и приглашает Варю к себе на яхту. Вспоминает Варя и свою жизнь до замужества — как её отец запил по-чёрному, а у матери появился новый сожитель.
На выходных Иван приглашает всех знакомых помочь со строительством дома, устраивая вечером угощение за его счёт. После пьянки Варя признаётся мужу, что ненавидит его и его мать, что она жила с ним только потому, что ей некуда было пойти, и что она больше не останется в их доме. Ночью она отправляется в город, по пути заходя к подругам на дискотеку. В своём ночном сне Варя видит, как бритый наголо человек в белом костюме раздевает её на яхте, врывается Иван и завязывается драка, однако лысый легко одолевает его. Затем лысый набрасывается на Варю, однако она убивает его ножом в спину. После этого она просит прощения у раненого Ивана и говорит ему, что любит его.
Проснувшись утром на вокзале, Варя покупает билет на вечерний поезд в Смоленск , чтобы вернуться к матери. Днём она ходит по городу, заходит в поликлинику, где просит врача сделать ей аборт , однако врач отсылает её. Варя представляет, как топится в пруду, а потом её тело вытаскивают под взорами любопытствующей толпы. Бродя по городу, она прячется от дождя в подъезде среди других людей, туда же затем подходят и Иван с матерью и младшим братом. Они, однако, не замечают Варю.
Когда поезд отходит (в окно поезда видно, что действие происходит на станции Шилово ), Варя встречает в тамбуре Ивана. Он сообщает, что ему пришла повестка к следователю, может быть из-за кирпичей. Постепенно успокоившись и разговаривая, они едут дальше.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Любовь Красавина | Варя |
Иван | |
Наталья Назарова | мать Вари |
отец Вари | |
Анна Овсянникова | мать Ивана |
Костя Шкурко | Стёпка, младший брат Ивана |
Ольга Николаева | Алёна, подруга Вари |
Лиза, знакомая Алёны | |
Андрей Грязнов | «муж» Вари во сне |
колхозник Павел Петрович | |
Николай Рудик | лысый во сне |
Семён Фурман | метрдотель во сне |
Съёмки
Фильм снимался в Рязанской области — Касимове , Шилове , а также Инякино и других сёлах Шиловского района . Съёмки завершились в 1988 году . Премьера фильма состоялась в 1989 году .
Критика
Фильм Аристова оказался необычным для своего времени. По мнению Петра Смирнова, фильм передаёт «ужас обыденности, этот кошмар такого обыкновенного, такого знакомого и такого страшного существования. Страшного именно своей обыкновенностью, „нормальностью“ ненормального, нечеловеческого бытия, в котором сегодня пребывают миллионы»; при этом критик отметил реалистичность фильма, который «говорит правду. Горькую, жёсткую, болезненную, но правду. О том, как мы живём и что так дальше жить нельзя» . Вероника Хлебникова пишет о том, что «из деревенских примет Аристов создавал образ предельной пустоты, по недоразумению или злому умыслу заселённой людьми. Кто-то строил дом, обустраивал местность, вообще-то не предназначенную для обустройства; кто-то прятался в собственную, внутреннюю пустоту, питаясь кичевыми видениями» .
В рецензии, опубликованной в 1989 году в « Советском экране », Алла Гербер отметила символизм названия фильма и сходство его сюжета с русской классикой: «Название символично — „Трудно первые сто лет“, не надо искать в нём социального намека. Есть такая поговорка , что в замужестве бывает трудно первые сто лет, а там, глядишь, и полегчает. В основе сюжета — парафраз „ Грозы “ Островского . Светлая душа — жена Варя не любит мужа Ивана. Душно ей и тошно в тёмном царстве современной деревни, в которой она проживает вместе с мужем и свекровью». Отметив реалистичность в изображении современной деревни, критик охарактеризовала грёзы Вари о лучшей жизни как «какую-то мешанину из Библии , Фрейда , передач „ Вокруг света “ и книжек с картинками „ Раскрась сам “», а финал, в котором Варя примиряется с Иваном, сравнила с песней, «которую, уверена, терпеть не может режиссёр Аристов (за авторов сценария не поручусь), — „ Широка страна моя родная , много в ней лесов, полей и рек…“». Вывод Гербер был неутешителен: по её мнению, к финалу «получилась большая неправда в фильме, где, казалось, главным для режиссёра была большая правда» . В 1990 году в журнале был опубликован большой отзыв на фильм сельского жителя Юрия Тюрина, который положительно оценил картину, хотя про сцены мечтаний Вари отметил, что их «студенты ВГИКа пересматривать не станут» и в целом они «угнетают, от документированности ведут к манерности» .
По мнению критика Ирины Павловой, тот факт, что сложный духовный мир Вари передан режиссёром в кичевом духе, однако какая-либо авторская ирония по отношению к нему отсутствует, «создаёт эффект, в нашем кино, пожалуй что, небывалый: воссоздание на экране духовности в эстетически неадекватной форме». Она также указала на прямую связь эстетики фильма с « Историей Аси Клячиной… »: «импровизационный метод съёмки, множество непрофессиональных исполнителей, задающих тон особой достоверности экранной жизни» (не является профессиональной актрисой и исполнительница роли Вари). Стремление же героини к новой жизни критик сравнила с мечтами о Москве героинь чеховской пьесы « Три сестры » .
Олег Ковалов отмечает, что «конструкция фильма так диковинна и неустойчива, что, пожав плечами, его предпочли не заметить. Он и сегодня остался непрочитанным: то ли безнадежный анахронизм , то ли преждевременный авангардный жест ». По мнению критика, несмотря на натуралистичность, этот фильм «напрочь был лишен социальных разоблачений», при этом в нём «шокировало другое: сны и видения героини занимали столь огромный метраж, словно фильм снял неофит шестидесятых, ошалевший от пролога „ Земляничной поляны “» .
По словам самого Аристова, с фильмом ему «не повезло» в том смысле, что в нём искали в основном социальное, попытку «опорочить действительность», которой в реальности не было :
Но если бы я хотел опорочить действительность или снять её хотя бы такой, какая она есть в чистом виде, я бы поехал на Смоленщину или в новгородские районы. А я снимал в колхозе-миллионере... Я не стремился показать убогость быта. Для меня важно было, какие герои существуют в этом быте, их богооставленность... Я ничего не разоблачаю. Я думаю, пробую понять...
Примечания
- Название с написанием «100» даётся согласно титрам. Фильм чаще именуется в литературе «Трудно первые сто лет».
- (недоступная ссылка)
- Смирнов П. «Трудно первые сто лет»: боюсь, что и последующие сто тоже // « ». 1989. №. С. 27—28.
- Хлебникова В. Умер Виктор Аристов // . 1986—2000. Кино и контекст. Т. VI. 1992—1996. СПб., 2004. С. 386.
- Гербер А. Премьеры сентября // « Советский экран ». 1989. № 15. С. 7, 10.
- Тюрин Ю. Дальше ещё трудней // « Советский экран ». 1990. № 2. С. 14—15.
- Павлова И. Бедная Варя // « Искусство кино ». 1989. № 10. С. 108—113.
- Ковалов О. Аристов Виктор // . 1986—2000. Кино и контекст. Т. I. А—И. СПб., 2001. С. 70.
- Алёна Кравцова. Трудно первые сто лет. Вариации на тему // « Искусство Ленинграда ». 1990. № 9. — С. 30.
Ссылки
- 2021-10-07
- 1