Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Сливовица » ( фр. La Prune ) — также известна как «Сливянка» , «Сливовое бренди» — картина художника- импрессиониста Эдуарда Мане ; год создания неизвестен, однако предполагают, что картина была написана приблизительно в 1877 году. На картине изображена женщина, одиноко сидящая за столиком в кафе, в расслабленной позе, похожей на позу женщины на картине Дега « Абсент» .
Картина находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне , США .
Картина представляет собой этюд одиночества. На ней запечатлена тихая, почти меланхолическая , сцена — сидящая в кафе молодая женщина. Зрители смотрят на женщину вблизи — скорее всего, глазами одного из посетителей. Она может быть проституткой, ожидающей клиента, или простой торговкой, ищущей отвлечённой болтовни. На столе стоит рюмка со сливой, вымоченной в бренди — фирменное блюдо парижских кафе (изначально рисовалась как бокал с пивом) — именно бренди со сливой и дало название картине Мане. Слива могла быть отсылкой к женской сексуальности; в качестве подобного символа она использовалась во многих произведениях — в том числе и в знаменитом «Улиссе» Дж. Джойса . Женщина склонилась вперёд, опираясь головой о правую руку и облокачиваясь на мраморную столешницу, уставившись в пространство бессмысленным взглядом. Левая рука безвольно лежит на столе, удерживая незажжённую сигарету. На женщине надето розовое платье с расшитыми манжетами, белая блуза и чёрная шляпа, драпированная шёлком и тесьмой. Позади её головы витиеватая декоративная решётка отопления — чуть выше багряной банкетки, на которой и расположилась героиня.
Ориентировочно в 1881 году Мане продал картину коллекционеру Шарлю Дёдону. После смерти Дёдона в 1914 году картину унаследовала его жена, и до 1919 «Сливовица» была продана парижскому арт-дилеру Полю Розенбергу . Около 1927 года картину приобрёл известный неоимпрессионист — Артур Сакс. Позже через агентство «M. Knoedler & Со» перешла в коллекцию Пола Меллона, а затем она была подарена Национальной галерее искусства в Вашингтоне , США .
Мане писал картину, основываясь на личных наблюдениях, подмеченных в знаменитом кафе «Новых Афинах» на площади Пигалль в Париже , которое посещали импрессионисты . Как бы там ни было, задний фон «Сливовицы» — декоративная решётка и её золочёная рама — не могут тягаться с декором именитого кафе. И это наводит на мысль о том, что картина рисовалась в мастерской Мане , где, как известно, у художника был мраморный столик с железными ножками а-ля кафе . Мане для картины использовал простую технику: например, слива в рюмке и пальцы левой руки написаны всего-то несколькими мягкими мазками .
Меланхоличную женщину изобразила натурщица Эллен Андре , также позировавшая вместе с Марселеном Дебутеном для схожей картины Эдгара Дега — «Абсент» , 1876 г. Схожесть работ двух импрессионистов может служить основанием для того, чтобы считать «Сливовицу» Мане ответом картине Дега . Но если работа последнего показывает нам лишь унылую сцену пьяного отчаяния, подкреплённого абсентом ; то картина Мане изображает более обнадёживающую ситуацию — ведь есть шанс, что кто-то нарушит женское одиночество . Искусствовед Андрей Чегодаев писал, что разница в подходах между Дега и Мане заключается в том, что последний привнёс в образ одинокой подвыпившей женщины «доброту и поэтическую нежность» . Та же актриса — Эллен Андре — появляется в картине Пьера Огюста Ренуара « Завтрак гребцов », в которой она также изображена как женщина пьющая и одинокая.