Национальная кинопремия (Индия)
- 1 year ago
- 0
- 0
Национальная кинопремия за лучший женский закадровый вокал ( хинди राष्ट्रीय चित्रपट पुरस्कार, सर्वोतम पार्श्व गायिका ) — категория главной кинематографической премии Индии под эгидой Министерства информации и телерадиовещания Правительства Индии , присуждаемая вокалисткам за лучшее закадровое исполнение песен в фильмах индийского кинематографа на любом из языков или диалектов Индии .
Премия за лучший закадровый вокал — на тот момент, без разделения на мужской и женский — была введена в рамках общего решения оргкомитета награды предусмотреть, начиная с 15-й церемонии награждения премией (в 1968, по результатам 1967 года), призы не только для наиболее значительных работ (фильмов) кинематографа Индии, но также для участвовавших в их создании актёров и участников съёмочной группы. Первым в этой общей категории был награждён в 1968 году . Начиная с последующего года, премия стала присуждаться раздельно за мужской и женский закадровый вокал, и первой лауреаткой премии среди женщин стала , получившая её за пение в фильме на тамильском языке « Uyarntha Manithan », а впоследствии завоевавшая эту награду ещё четырежды.
Номинация и награждение по творческим результатам каждого года (с 1 января по 31 декабря включительно) проводятся в последующем году. Как и для большинства других «личных категорий», для закадровых вокалистов предназначена премия «Серебряный Лотос» ( хинди रजत कमल , Rajat Kamal ); Лауреатам премии за лучшее вокальное исполнение вручают медаль премии ( NFA ), сертификат о награждении, а после 24-й церемонии в 1977 году — и денежный приз (до 2006 — в 10 тысяч, позднее — в 50 тысяч рупий ). Честь вручения премий традиционно принадлежит президенту Индии .
Ряд обладательниц премии являются также лауреатами других престижных музыкальных и кинопремий (в частности, Filmfare Awards и BFJA Awards ), а также одной или нескольких правительственных наград различного уровня, одна из них — Лата Мангешкар, являющаяся фактическим автором идеи подобных категорий кинопремий Индии (впервые введённых в 1959 году организаторами Filmfare Awards через два года после её заявления ) — была в 2001 году удостоена высшей государственной гражданской награды Индии Бхарат Ратна .
Две из неоднократных обладательниц премии — уже упомянутая Лата Мангешкар и Аша Бхосле — являются родными сёстрами.
Год и номер церемонии | Лауреаты | Фото | Вокальные партии | Фильмы и их языки | Формулировки |
---|---|---|---|---|---|
1969
|
|
« Uyarntha Manithan » ( тамильский ) | |||
1970
|
|
« Thunaivan » (тамильский) | |||
1971
|
Сандхья Мукхопадхьяй |
|
«Ore Sakol Sona Molin Holo» «Amader Chhuti Chhuti» |
соответственно в фильмах
« » ( бенгали ) « Jay Jayanti » (бенгали) |
|
1972
|
Пулапака Сушила |
|
«Chittukkuruvikkenna Kattuppaadu» | « Savaale Samaali » (тамильский) | |
1973
|
Лата Мангешкар |
|
«Beeti Naa Bitaai Raina» | ( хинди ) | |
1974
|
Не присуждалась | ||||
1975
|
Лата Мангешкар |
|
«Roothe Roothe Piya» | « » (хинди) | |
1976
|
Вани Джайярам |
|
(ряд песен) | « » (тамильский) | |
1977
|
Пулапака Сушила |
|
« » ( телугу ) | ||
1978
|
|
«Senthoora Poove» | (тамильский) |
За чистоту произношения и совершенство мелодии, волнующую многозначительность и лирическую притягательность, качество и силу трогательной выразительности, за исполнение главной темы « Senthoora Poove » с глубоким чувством, выражающим романтические мечты юности, постепенно угасающие в сумраке трагической судьбы. |
|
1979
|
Чхая Гангули |
|
«Aap Ki Yaad Aati Rahi Raat Bhar» | « » (хинди) |
За западающее в память исполнение знаменитой газели Махдуна Мохлуддина «Aap Ki Yaad Aati Rahi Raat Bhar». Безупречность стиля, чистота произношения и свежесть голоса складываются вместе в запоминающейся песне. |
Год записи / награждения
(№ церемонии) |
Лауреаты | Фото | Вокальные партии | Фильмы и их языки | Формулировки |
---|---|---|---|---|---|
1980
|
Вани Джаярам |
|
(телугу) | ||
1981
|
С. Джанаки |
|
«Ettumanoor Ambalathil Ezhunnallathu» | (малаялам) |
За спокойствие и печаль, наполняющие исполнение и добавляющие дополнительное измерение теме фильма. |
1982
|
Аша Бхосле |
|
« Дорогая Умрао » (хинди) |
За стиль, вкладываемый ею в исполнение газелей , становящихся частью ткани фильма. |
|
1983
|
Пулапака Сушила |
|
(телугу) |
За её безмерный вклад в музыкальное совершенство фильма. |
|
1984
|
Пулапака Сушила |
|
«Yendho Beeda Vaade Gopaludu» | « M. L. A. Yedukondalu » (телугу) |
За возвышенный полёт её голоса в рассказе о чудесном детстве Гопала с песне «Gopaludu» из фильма. |
1985
|
С. Джанаки |
|
«Vennello Godari Andam» | « Ситара » (телугу) | |
1986
|
К. Ш. Читра |
|
«Shivashankara Sharva Sharanyavibho» | (тамильский) |
За медоточивое исполнение песен как в народной, так и в классической манере, создавая их мелодичный синтез . |
1987
|
К. Ш. Читра |
|
«Manjal Prasadavum» | « » (малаялам) |
За мелодичное исполнение песен. |
1988
|
Аша Бхосле |
|
« » | « » (хинди) |
За исполнение с высокопрофессиональным умением и экспрессией множества нюансов эмоций и значений высокой поэтической лирики. |
1989
|
К. Ш. Читра |
|
« » (малаялам) |
За чистое и гармоничное исполнение песни. |
|
1990
|
|
«Hey Ek Reshami Gharate» | « Kalat Nakalat » (маратхи) |
За чистое и сладкозвучное исполнение песни. |
|
1991
|
Лата Мангешкар |
|
« » (хинди) |
За пение с выдающейся выразительностью и редчайшим и чистейшим стилем. |
|
1992
|
Вани Джаярам |
|
«Aanati Neeyaraa» | « » (телугу) |
За фактуру и чистоту её голоса, оживившие классическую песню в исполнении юного таланта в фильме. |
1993
|
С. Джанаки |
|
«Inji Idupazhagi» | « » (тамильский) |
За мелодичное исполнение песни о невинной любви. |
1994
|
Алка Ягник |
|
«Goonghat Ki Aad Se» | (хинди) |
За её умение отождествлять себя с персонажами и передавать тонкие нюансы человечестких чувств в сложных ситуациях. |
1995
|
|
«Porale Ponnuthaaye» | « » (тамильский) |
За песню сострадания, поддерживающей большинство важного действия фильма. |
|
1996
|
|
«Bhui Bhegalali Khol» | « Doghi » (маратхи) |
За мелодичное и сердечное исполнение песни о бессодержательности жизни. |
|
1997
|
К. Ш. Читра |
|
«Mana Madurai» | « » (тамильский) |
За душевное исполнение песни. |
1998
|
К. Ш. Читра |
|
«Paayalein Chun Mun» | (хинди) |
За непринуждённо-игривое исполнение песни. |
1999
|
Алка Ягник |
|
«Kuch Kuch Hota Hai» | « Всё в жизни бывает » (хинди) |
Её исполнение главной темы выражает различные эмоции и много добавляет к впечатлению от фильма. |
Год записи / награждения
(№ церемонии) |
Лауреаты | Фото | Вокальные партии | Фильмы и их языки | Формулировки |
---|---|---|---|---|---|
2000
|
Джайшри Дас Гупта |
|
«Hridoy Amar Prokash Holo» | « » (бенгали) |
За душевное исполнение, выражающее внутренний мир психически нездорового персонажа в этом фильме. |
2001
|
|
«Mayil Pola Ponnu Onnu» | « » (тамильский) |
For the song which is outstanding because it depicts the velvet voice of the diva. |
|
2002
|
|
«Pattu Cholli» | « » (тамильский) |
За напевное и трогательное исполнение песни. |
|
2003
|
Шрея Гхошал |
|
«Bairi Piya» | « Девдас » (хинди) |
За полное души исполнение песни. |
2004
|
|
«Kakuti Gosha» | « Akashitorar Kothare » ( ассамский ) |
За мелодичное исполнение религиозной песни без инструментального сопровождения. |
|
2005
|
К. Ш. Читра |
|
« » | (тамильский) |
За выразительное и полное души исполнение с мощью подачи голоса, соответствующей сцене и тексту песни. |
2006
|
Шрея Гхошал |
|
«Dheere Jalna» | (хинди) |
За исполнение песни в достойном равновесии между классическим и популярным жанром в музыке фильмов на хинди. |
2007
|
|
(за комплекс исполненных песен фильма) | « Antarnad » ( конкани ) |
За полнозвучное исполнение, придающее убедительности главному персонажу — классической вокалистке. |
|
2008
|
Шрея Гхошал |
|
«Yeh Ishq Haaye» | « Когда мы встретились » (хинди) |
За текучий голос с богатым и качественным звуком. Её исполнение своими изысканными нюансами вызывает в мыслях образ красоты природы. |
2009
|
Шрея Гхошал |
|
«Pherari Mon» «Jeev Dangla Gungla Rangla Asa» |
соответственно в фильмах
(бенгали) (маратхи) |
За широкий диапазон выражения человеческих эмоций. |
2010
|
|
«Boe Jay Shudhu Bish» | (бенгали) |
За западающий в память голос, объединяющий мелодию, смысл и ритм. |
|
2011
|
|
«Badi Dheere Jali» | (хинди) |
За чувственное исполнение, вызывающее образ сердца, тоскующего по любимому. |
|
2012
|
|
«Dure Kothao Dure Dure»
«Aaji Bijan Ghare» |
« » (бенгали) |
За западающий в память хрипловатый голос, придающий нежный ностальгический тон фильму Abosheshey. Медлительная неприрученная сексуальность в её пении была лишь усилена отсутствием аккомпанемента. |
|
2013
|
Арати Анкаликар-Титекар |
|
«Palakein Naa Moondon» | « » (маратхи) |
За классическое исполнение, не нуждающееся в инструментальных украшательствах. |
2014
|
|
«Khura Khura» | « Tuhya Dharma Koncha » (маратхи) |
Певица вызвала эмоции, востребованные темой фильма. Она показала редкую многогранность в исполнении этой композиции. |
|
2015
|
Утхара Унникришнан |
|
«Azhage» | « » (тамильский) |
За вызов эмоционального отклика за счет чистоты и невинности её голоса. |
2016
|
|
«Moh Moh Ke Dhaage» | (хинди) |
За восхитительное и душевное исполнение песни о любви. |
|
2017
|
|
«Tumi Jaake Bhalo Basho» |
«
»
(бенгали) |
За передачу эмоции «освобождения» самым сладкозвучным и успокаивающим образом. |
|
2018
|
|
«Vaan Varuvaan» |
(тамильский) |
||
2019
|
|
«Maayavi Manave» |
«
»
(каннада) |
За воспроизведение навязчивой мелодии, которая кажется голосом совести главного героя. |
|
2020
|
«Raan Petala» |
«
Bardo
»
(маратхи) |