Художественный руководитель
балетной труппы
Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С. М. Кирова) в 1922—1931, 1944—1946 и 1955—1956. Снимался в кино («
Поэт и царь
», 1927).
Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху. За время руководства театром сумел отстоять и сохранить большинство балетных спектаклей классического наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства. Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника
М. И. Петипа
. Балетмейстерское творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нем большую роль играют экспериментальные работы, тем не менее основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора). Наряду с
К. Голейзовским
впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире). За создание балета «
Ледяная дева
» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР»
Фёдор Лопухов является одним из основателей бессюжетного балета. В его новаторской постановке — танцсимфонии «
Величие мироздания
» (1923) принимал участие
Г. Баланчивадзе
(Дж. Баланчин) — будущий ярчайший мастер этого балетного жанра. Лопухов — создатель балетной труппы
Малого оперного театра
(Театр Оперы и Балета им. М. П. Мусоргского) и её художественный руководитель в 1931—1936. Его балет «
Светлый ручей
» (1935) является первым советским балетом на современную бытовую тематику, где главные герои действовали под своими реальными именами.
В 2003 году была предпринята попытка восстановить танцсимфонию «Величие мироздания» по записям Фёдора Васильевича внуком хореографа Фёдором Лопуховым-младшим совместно с балетной труппой Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (художественный руководитель —
Н. А. Долгушин
)
Династия Лопуховых
Федор Лопухов принадлежит к известной балетной династии:
Его старшая сестра
Евгения Лопухова
(1884—1943) — известная эстрадная танцовщица, выступавшая в паре с
А. Орловым
в 1910—1930-х годах
Младшая сестра —
Лидия Лопухова
(1892—1981) — знаменитая балерина
Русских Сезонов Дягилева
, танцевавшая на различных сценах США и Великобритании с 1910 по 1934 годы, супруга выдающегося экономиста
Кейнса
(основоположника школы кейнсианства)
Младший брат —
Андрей Лопухов
(1898—1947) — артист Мариинского театра — театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1916—1945 годах, один из видных мастеров характерного танца.
Сын Фёдора Лопухова — Владимир Лопухов (1943—2019), артист театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1964—1987 годах. Его супруга — артистка балета и педагог Наталья Аподиакос (1941—2018). Внук — Фёдор Лопухов-младший (род. 1971), артист Мариинского театра с 1990 года.
Балеты Фёдора Лопухова
Балетмейстер-новатор Фёдор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал в области хореографической выразительности и танцевального симфонизма, среди его постановок:
1918
— «Сон» муз. Н. Щербачева; «Мексиканский кабачок» муз. Л. Гончарова (Тетр музыкальной драмы)
Лопухов Ф.
Мой ответ //
Жизнь искусства
.—1922.—№ 8
Лопухов Ф.
Зачинатель русского балета // За советское искусство : газета. —
Л.
, 1947. —
№ 22 мая
.
Лопухов Ф.
О нашем балете //
Нева
.—1955.—№ 8
Лопухов Ф.
Пять балерин //
Театр
.—1963.—№ 6
Лопухов Ф.
В дерзаниях побед //
Советская музыка
.—1969.—№ 6
Лопухов Ф.
Традиционно и ново //
Искусство
.—1970.—3 января
Лопухов Ф.
Владимир Васильев
// Сборник "Музыка и хореография современного балета". —
М.
: Искусство, 1974. — Т. 1. — 294 с. —
8675 экз.
Лопухов Ф.
Хореограф Алексей Ермолаев
// Алексей Ермолаев. Сборник статей. —
М.
: Искусство, 1974. — С. 51—60. — 296 с. —
25 000 экз.
Библиография
Соллертинский И.
Балетмейстер Федор Лопухов //
Жизнь искусства
.—1927.—№ 17
Соллертинский И.
Федор Лопухов //
Жизнь искусства
.—1928.—№ 9
Красовская В.
По пути исканий //
Вечерний Ленинград
.—1946.—№ 17 ноября
Слонимский Ю.
Полвека в русском балете //
Театр
.—1955.—№ 10
Гусев П.
Гордость художника //
Советская музыка
.—1965.—№ 8
Слонимский Ю.
Пути балетмейстера Лопухова (вступительная статья)
// Шестьдесят лет в балете. —
М.
: Искусство,
1966
. — 368 с. —
15 000 экз.
Григорович Ю.
Фёдор Лопухов //
Театр
.—1968.—№ 7
Добровольская Г.
Ф. В. Лопухов и теория балета (вступительная статья)
// Хореографические откровенности. —
М.
: Искусство,
1972
. — 216 с. —
20 000 экз.
Соколов-Каминский А.
Ф. В. Лопухов и его Симфония танца
// Сборник "Музыка и хореография современного балета". —
М.
: Искусство, 1974. — Т. 1. — 294 с. —
8675 экз.
Добровольская Г.
Федор Лопухов. —
М.
: Искусство, 1976. — 320 с. —
10 000 экз.
Гаевский В.
Автопортрет балетмейстера //
Огонёк
.—1987.—№ 42
Красовская В.
Фёдор Лопухов сегодня //
Невское время
.—1994.—№ 1 июля
Вивьен М.
Он был всегда и во всем — первым //
Балет
.—1997.—№ 7—8
Примечания
Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 15. Ломбард — Мезитол. 1974. 632 стр., илл.; 29 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (стб. 56)
[www.pro-ballet.ru/html/l/lopuhova.html «Русский балет: Энциклопедия»]. —
М.
: «Большая Российская энциклопедия; Согласие»,
1997
. — 632 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 5-85370-099-1
.
[www.pro-ballet.ru/html/l/lopuhov.html «Русский балет: Энциклопедия»]. —
М.
: «Большая Российская энциклопедия; Согласие»,
1997
. — 632 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 5-85370-099-1
.