Меттерних, Клеменс фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Княгиня Паулина Клементина фон Меттерних ( нем. Pauline Clémentine von Metternich-Winneburg zu Beilstein ; 26 февраля 1836 , Вена — 28 сентября 1921 , Вена ), урожд. Шандор ( венг. Sándor de Slawnitza ) — светская львица , блестящая представительница дворов Наполеона III в Париже и Франца-Иосифа в Вене. Супруга австрийского посла в Париже , одновременно внучка и невестка канцлера Меттерниха , подруга императрицы Франции Евгении .
Отец Паулины — последний венгерский граф , мать — Леонтина фон Меттерних, дочь канцлера. В 1856 году состоялась свадьба Паулины и единокровного брата её матери — . Через три года он был назначен австрийским послом в Париже . Быстро освоившись во французской столице, княгиня стала близкой подругой императрицы Евгении и завела в своём доме престижный салон . По утверждению барона Н. Е. Врангеля , её популярность в Париже и Вене, её влияние на государственные вопросы были огромны .
Под её влиянием вошёл в моду «легкомысленный и отчаянно-дерзкий любовный этикет, который в начале второй половины прошлого века вытеснил в высших кругах несносно-тоскливую чопорность» . Она научила француженок курить сигары и кататься на коньках , а также познакомила их с нарядами от Уорта и музыкой Вагнера .
Ввиду натянутых франко-германских отношений сокращённые версии вагнеровских опер ставились прямо у неё в салоне, причём княгиня и сама была не прочь исполнить оперную партию. Под её давлением в 1861 году удалось получить разрешение на французскую постановку « Тангейзера », однако опера была снята с афиши после бурного скандала и всего лишь трёх представлений. Другой композитор, который обязан княгине Меттерних своей известностью в Европе, — её соотечественник Бедржих Сметана .
После взятия Парижа прусскими войсками в 1870 году князь Меттерних был отозван в Австрию, и княгине удалось вывезти из страны драгоценности императрицы Евгении в мешке с дипломатической почтой . В венском дворце Меттернихов она возобновила свой салон, правда, без былого успеха.
У нее были рыжие волосы, и она была скорее некрасива, но очень обаятельна и гранд-дама до кончика ногтей. Умная, резкая на язык, язвительная, добрая, невероятно одаренная и гениальная в государственных вопросах. Несмотря на все это, она была, в полном смысле этого слова, женщиной ненормальной, которая говорила все, что приходило ей в голову, и делала все, чтобы казаться женщиной с улицы, а может быть, это женщины улицы пытались, сколько могли, подражать ей, но, к сожалению, им это не удавалось. Только один человек в состоянии был подражать ей — сама княгиня Меттерних.
Во многих австрийских газетах были публикации о том, что в августе 1892 года Полина приняла участие в дуэли на рапирах с графиней Анастасией фон Кильмансегг (урожденной Лебедевой) (1860—1912), женой Эриха Кильмансегга . Фактов, подтверждающих это событие не было представлено, поэтому эти публикации можно рассматривать как газетную утку , кроме того, вскоре после публикации первых статей на эту тему французская газета напечатала опровержение принцессы Меттерних, в котором она называет эту историю «нелепой выдумкой итальянских журналистов» .
Согласно публикациям газет спор между дамами возник из-за разногласий по поводу цветочной композиции на Венской музыкально-театральной выставке ( ), в которой принцесса Паулина Меттерних была почетным президентом выставки, а графиня Анастасия Кильмансегг по рекомендации мужа — штатгальтера Нижней Австрии была председателем Дамского Комитета .
Согласно сообщениям прессы дуэль состоялась в городе Вадуц в соседнем княжестве Лихтенштейн , где секундантами на дуэли были графиня Кински и княжна Шварценберг-Лихтенштейн, а врачом и распорядителем дуэли выступала баронесса Любинская (бывшая, кстати, дипломированным доктором), специально ради этого вызванная из Варшавы. Утверждалось, что по рекомендации Любинской дуэлянтки должны были раздеться до пояса, чтобы в раны не попали фрагменты одежды и не привели к заражению . Согласно другим источникам, раздевание ограничивалось тем, что ссорящиеся дамы всё ещё были в корсетах и рубашках . Говорят, что принцесса Меттерних была легко ранена в нос, но затем смогла ударить графиню по руке, которая затем вскрикнула и выронила рапиру. Баронесса Любинская зонтиком отогнала своих слуг, примчавшихся к месту происшествия. Затем секунданты обработали травмы, и двух спорящих женщин убедили помириться .
О дуэли сообщили по всей Европе, в том числе в британском женском журнале The Lady’s Realm и во французской газете Le Radical, которая ссылается на газету Фигаро . В итоге история получила популярность, были созданы многочисленные картины, а позже и эротические фотографии, на которых был изображен поединок двух женщин с обнаженной грудью или скудно одетых. Согласно сообщениям, австрийский композитор Йозеф Байер создал оперетту «Дамендуэль» в 1907 году .
Её поздние годы были омрачены неприятностями в семейной жизни трёх дочерей. Средняя погибла от руки алкоголика-мужа графа Вальдштейна в Духцовском замке , младшая была в детстве изуродована укусами собаки и дала обет безбрачия.
После смерти княгини Меттерних в 1921 году были опубликованы две книги её мемуаров . В 1926 году младшая дочь княгини, принцесса Клементина (1870—1963), усыновила своего внучатого племянника — принца (1920—2009; позже — 4-й герцог Ратиборский и 4-й князь Корвейский ), — решив передать ему славную фамилию « Меттерних ».
Canard stupide et ridicule inventé par journaux italiens.