Interested Article - Голубиная фотосъёмка

Голубь с фотоаппаратом, использовавшийся во время Первой мировой войны

Голубиная фотосъёмка аэрофотосъёмка с использованием почтовых голубей . Изобретена в 1907 году немецким аптекарем Юлиусом Нойброннером , использовавшим голубей для доставки лекарств. На почтового голубя крепилась миниатюрная автоматическая фотокамера , делавшая снимки через определённые интервалы.

Изначально голубиная фотосъёмка для ведения воздушной разведки показалась военным привлекательной. Полевые испытания в боевых условиях в ходе Первой мировой войны дали обнадёживающие результаты, но в связи с быстрым совершенствованием авиации необходимость в голубях исчезла, и Нойброннер отказался от дальнейших экспериментов. Интерес к идее на короткое время вернулся в 1930-х годах . Во время Второй мировой войны голуби использовались, но данных о проведении разведки с их помощью нет. Позже Центральное разведывательное управление США разработало камеру на электрических батарейках , предназначенную для ведения шпионажа с помощью голубей, но сведения об их использовании являются засекреченными .

В настоящее время некоторые учёные и любители также используют небольшие цифровые фото- и видеокамеры, закреплённые на различных диких и домашних животных.

Предыстория

Оноре Домье . Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства

Первые аэрофотографии были сделаны в 1858 году воздухоплавателем Надаром и в 1860 году Джеймсом Уоллесом Блейком . В связи с дальнейшим развитием фототехники в конце XIX века некоторые исследователи стали размещать фотокамеры в беспилотных летающих аппаратах. В 1880 году Артур Батут проводил эксперименты с размещением фотоаппарата на воздушном змее . Вслед за ним многие стали повторять этот метод съёмки. Уильям Авенир Эдди прославился, сделав таким методом высококачественные фотографии Бостона с высоты птичьего полёта в 1896 году. В 1888 году Амедей Дэнисс решил использовать для аэрофотосъёмки ракету , оборудованную камерой и парашютом . В 1897 году аэрофотосъёмку при помощи ракет делал Альфред Нобель .

Почтовые голуби широко использовались в XIX и начале XX веков, как гражданскими, так и военными организациями. Так, во время франко-прусской войны 1870 года фотограф организовал с помощью голубиной почты доставку в осаждённый Париж до 50 000 микрофильмов и телеграмм из Тура . Всего же было доставлено около 150 000 частных и государственных телеграмм . В 1889 году Русское техническое общество в Санкт-Петербурге поставило эксперимент, делая фотоснимки с аэростата , после чего экспонированные фотопластинки отправлялись на землю с помощью голубя .

Юлиус Нойброннер

Юлиус Нойброннер с голубем и камерой (1914 год)

В 1903 году Юлиус Нойброннер, аптекарь из немецкого города Кронберг вблизи Франкфурта , возобновил практику, которую его отец начал полвека назад. Он получал рецепты и отправлял лекарства весом до 75 грамм голубиной почтой в санаторий , находящийся в расположенном неподалёку Кёнигштайне . Для получения бо́льшей прибыли за счёт быстрой доставки заказов Нойброннер отправил своих голубей оптовику во Франкфурте. Через три года в связи с закрытием санатория голубиное сообщение было прекращено. Однажды, когда один из его голубей потерял ориентацию в тумане и вернулся только через четыре недели и сытый, у Нойброннера появилась мысль оснастить своих голубей автоматическими камерами, чтобы проследить их путь. Эта мысль привела его к объединению двух хобби в новое увлечение, которое соединило в себе голубей и любительскую фотографию (позже Нойброннер узнал, что его голубь был на попечении шеф-повара ресторана в Висбадене ).

После успешного тестирования миниатюрной камеры с часовым механизмом в поезде и во время езды на санях Нойброннер начал разрабатывать камеру, которая могла быть установлена на груди голубя. С помощью деревянных моделей камер весом от 30 до 75 грамм отбирались наиболее сильные голуби . Для того, чтобы сделать аэроснимок, Нойброннер отвозил голубей примерно на 100 километров от дома, где они оснащались камерой и отпускались . Птицы, стремясь быстрее освободиться от груза, как правило, летят домой по прямой линии на высоте от 50 до 100 метров . Время задержки до момента снимка контролировалось пневматической системой. Для размещения голубя, нагруженного фотоаппаратом, голубятня делалась просторной, с мягкими насестами и большим окном для залёта птиц .

Аэроснимки Кронберга (вверху слева) и Франкфурта (внизу слева и в центре). Голуби, оснащённые камерами (справа)
Разрез запатентованной голубиной камеры с двумя объективами и принцип действия пневматической системы задержки срабатывания затвора
Запатентованная камера с кирасой и упряжью

Всего Нойброннер разработал около десятка различных моделей камер. В 1907 году он подал заявку на патент. Первоначально его изобретение «Способ и средства для фотографирования пейзажей сверху» было отвергнуто немецким патентным ведомством как невозможное, но после доказательств подлинности фотографий патент был выдан в декабре 1908 года . Нойброннером были получены патенты также во Франции , Великобритании и Австрии . Первоначальный отказ был основан на неправильном представлении о способности к переноске грузов домашними голубями . Технология получения фотографий стала широко известна благодаря участию Нойброннера в 1909 году в Международной фотовыставке в Дрездене и Международной авиационной выставке во Франкфурте. В Дрездене посетители выставки могли наблюдать за прибытием голубей с камерами, негативы немедленно проявлялись, и с них печатались открытки, которые можно было приобрести . Фотографии Нойброннера получили призы в Дрездене и на авиационной выставке в Париже в 1910 и 1911 годах .

Фотография дворца «Friedrichshof», принадлежащего королеве Виктории Саксен-Кобург-Готской , стала известной благодаря случайному попаданию в кадр крыльев «фотографа». Этот снимок показывался в немецких кинотеатрах в рамках еженедельной кинохроники 1929 года .

В своей брошюре, опубликованной в 1909 году, Нойброннер описал пять моделей камер:

  • «Двойная камера», описанная в патенте, имела два объектива , направленные в разные стороны (вперёд/назад), каждый из которых имеет фокусное расстояние 40 мм. Затвор был расположен в фокальной плоскости. Камера могла сделать одновременно два снимка. Управление осуществлялось пневматической системой задержки.
  • Стереоскопическая камера с аналогичными характеристиками, но объективы направлены в одном направлении.
  • Модель, оборудованная системой перемотки плёнки. Могла сделать несколько снимков подряд.
  • Модель с объективом, установленным на мехах . Сильфон поддерживался ножничным механизмом в раскрытом состоянии до момента съёмки и сразу же складывался. Это позволило делать снимки на фотопластинках размером 6 × 9 см, при фокусном расстоянии 85 мм.
  • Панорамная камера делала панорамный снимок на плёнке размером 3 × 8 см. Шторки были заменены объективом, поворачивающимся на 180°. В серийное производство запущена не была .

В 1920 году Нойброннер описал последнюю модель весом в 40 грамм, способную сделать до двенадцати кадров .

В 1920 году Нойброннер обнаружил, что десять лет тяжёлой работы и значительных затрат были вознаграждены только упоминанием его имени в энциклопедиях и удовлетворением тем, что вспомогательные технологии, такие как мобильная голубятня, доказали свою эффективность во время войны . Панорамная камера Нойброннера выставлена в Немецком техническом музее в Берлине и Немецком музее в Мюнхене .

Первая мировая война

Мобильная голубятня и фотолаборатория, представленные Нойброннером на выставке 1909 года

Изобретение Нойброннера было, по крайней мере частично, обусловлено перспективой военного применения. В то время получение разведывательных фотографий с воздуха было возможно лишь с помощью громоздких средств, таких как аэростаты , воздушные змеи или ракеты . Изобретение братьев Райт в 1903 году представило новые возможности, и во время Первой мировой войны были разработаны разведывательные самолёты , но фотографии, сделанные голубями с низкой высоты, несмотря на практические трудности, обещали доставить более точные данные .

Прусское военное министерство заинтересовалось новым методом, некоторый первоначальный скептицизм был преодолён после ряда успешных демонстраций. Оказалось, что голуби относительно равнодушны к взрывам, но во время боя голубятню, возможно, придётся передвинуть, и голубям может понадобиться некоторое время, чтобы найти её новое местоположение . Проблема возвращения голубей в перемещаемую голубятню была успешно решена ещё в итальянской армии в 1880 году . Французский капитан артиллерии Рейно решил её, приручив голубей возвращаться в передвижную голубятню . Неизвестно, знал ли Нойброннер о его работах, но он предполагал, что решение есть, так как слышал о странствующих артистах ярмарок , которые имели голубятни в своих фургонах. В течение нескольких месяцев он кропотливо тренировал молодых голубей, чтобы они возвращались в голубятню даже после того, как её перевезли в другое место . В 1909 году на выставках в Дрездене и Франкфурте он представил небольшую повозку, на которой находились фотолаборатория и передвижная голубятня, окрашенная в яркие цвета.

В 1912 году Нойброннер завершил выполнение задания, поставленного в 1909 году, по фотографированию гидротехнических сооружений в Тегеле с использованием только мобильной голубятни. Длительные переговоры завершились в августе 1914 года практической проверкой на манёврах в Страсбурге после приобретения государством изобретения. Нойброннер предоставил военным своих голубей и необходимое оборудование для испытаний, которые были проведены в боевых условиях с удовлетворительными результатами. Но, несмотря на это, данный метод широко не использовался .

Вместо этого, в условиях войны на истощение , голуби использовались в своей традиционной роли для доставки сообщений. Мобильные голубятни Нойброннера применялись в битве при Вердене , где их применение оказалось настолько выгодным, что они были использованы в более крупных масштабах в битве на Сомме . После окончания войны министерство, в ответ на запрос Нойброннера, сообщило ему о том, что использование голубей для аэрофотосъёмки не имеет военного значения, и дальнейшие эксперименты не оправданы .

Вторая мировая война

Игрушка. Немецкий солдат, держащий голубя с фотоаппаратом
Рисунок из швейцарского патента

Несмотря на позицию военного министерства сразу после Первой мировой войны, в 1932 году стало известно, что в немецкой армии тренировали голубей для фотографирования и что новые немецкие фотоаппараты способны делать до двухсот фотографий за время полёта . В том же году французы утверждали, что ими были разработаны плёночные камеры для голубей и способ выпуска птиц в тылу врага с помощью обученных собак .

Хотя во время Второй мировой войны голуби и мобильные голубятни широко использовались, неизвестно, использовались ли голуби для аэрофотосъёмки. Согласно докладу, в 1942 году Красной армией были обнаружены брошенные немецкие грузовики с голубиными фотокамерами, которые могли делать снимки с пятиминутными интервалами, а также собаки, обученные для переноски голубей в корзинах . Союзники в конце 1943 года сообщали, что американским войскам известно о возможности использования этой техники .

Известно, что во время Второй мировой войны выпускалась игрушка, изображавшая немецкого солдата с голубем, несущим фотоаппарат. Примерно с 1935 года игрушечные фигурки производились под торговой маркой «Elastolin». Фигурка представляет собой солдата в момент выпуска голубя, который несёт малогабаритную камеру. Рядом с ним стоит собака с клеткой для переноски голубей .

Примерно в то же время разработкой голубиной камеры занимался швейцарский часовщик из Шмидрюда Христиан Адриан Мишель (1912—1980) . В 1931 году он был назначен в службу голубиной почты швейцарской армии, а в 1933 году начал работать над адаптацией голубиной фотокамеры Нойброннера под 16 мм плёнку, улучшением механизма контроля задержки перед первым снимком и перемоткой плёнки между кадрами. Камера Мишеля, запатентованная в 1937 году в Швейцарии , Германии , Франции , Бельгии и Великобритании , весила всего 70 граммов и, возможно, была первой камерой с таймером , управляемым часовым механизмом .

Планы Мишеля продать свои камеры швейцарской армии не оправдались, поскольку он не смог найти производителя, способного выпускать их в нужном количестве. Всего было собрано только около ста камер . После начала Второй мировой войны Мишель запатентовал упаковку и сбрую для переноски рулонов плёнки голубями .

В швейцарском музее фотографии ( фр. «Musée suisse de l'appareil photographique» ) в городе Веве хранится около 1000 фотографий, сделанных Мишелем во время разработки камеры . Большинство фотографий сделано на 16 мм плёнку с эффективным размером кадра 10 × 34 мм с качеством, достаточным для десятикратного увеличения . В каталоге выставки «Голуби фотографируют?» в 2007 году они классифицированы как тестовые фотографии на земле или из окна, человеком с земли или с высоких мест, с самолётов на основе аэрофотосъёмки, аэрофотосъёмки на относительно большой высоте, которые, вероятно, сняты голубями, выпущенными из самолёта, и есть только небольшое количество типичных фотографий, сделанных голубями . В период между 2002 и 2007 годами три камеры Мишеля были проданы на аукционе Кристис в Лондоне .

После Второй мировой войны

В Центральном разведывательном управлении США была разработана голубиная камера, работающая на батарейках, которая в настоящее время экспонируется на виртуальном туре музея ЦРУ. По данным сайта, подробная информация об использовании камеры является засекреченной . В новостях сообщалось о том, что камера использовалась в 1970-х годах во время холодной войны .

В 1980 году небольшое количество высококачественных реплик панорамной камеры Нойброннера были сделаны Рольфом Оберлендером. Одна из них была приобретена в 1999 году швейцарским музеем фотографии в Веве .

В настоящее время современные технологии позволяют использовать видеокамеры . В 2004 году на телеканале BBC в передаче « Animal Camera » Стив Леонард представил эффектные фильмы, снятые миниатюрными телекамерами, закреплёнными на орлах , соколах и ястребах . Сигнал с камер по радио передавался на расположенный неподалёку приёмник. Вес камер составлял всего 28 граммов . В 2009 году учёные устанавливали миниатюрные камеры на альбатросов . Камера размером с футляр для губной помады делала фотографии каждые 30 секунд . В настоящее время исследователи и любители животных также устанавливают камеры на домашних животных, таких как кошки и собаки .

Примечания

  1. (англ.) . publicdomainreview.org. Дата обращения: 1 апреля 2012. 16 мая 2012 года.
  2. . // papainternational.org. Дата обращения: 9 апреля 2012. 4 июня 2012 года. (англ.)
  3. Hildebrandt, Alfred (1907), (нем.) , München: Oldenbourg, pp. 384—386. . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 13 августа 2016 года.
  4. Mattison, David (2008), "Aerial photography", in Hannavy, John (ed.), Encyclopedia of Nineteenth-century Photography , pp. 12—15, ISBN 978-0-415-97235-2 .
  5. Dagron, Prudent René Patrice (1870), , Paris: Lahure, p. 21. . Дата обращения: 1 апреля 2012. Архивировано 10 мая 2014 года. (фр.)
  6. . // srlf.ucla.edu. Дата обращения: 8 апреля 2012. 26 июня 2012 года. (англ.)
  7. Hildebrandt, Alfred (1907), (нем.) , München: Oldenbourg, p. 406. . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 13 августа 2016 года.
  8. Neubronner, Julius (1910), "Die Photographie mit Brieftauben", in Wachsmuth, Richard (ed.), Denkschrift der Ersten Internationalen Luftschiffahrts-Ausstellung (Ila) zu Frankfurt a.M. 1909 (нем.) , Berlin: Julius Springer, pp. 77—96. (нем.)
  9. Neubronner, Julius (1908), "Die Brieftaube als Photograph", Die Umschau , 12 (41): 814—818. (нем.)
  10. Gradenwitz, Alfred (1908), , Technical World Magazine , 10 : 485—487. . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 26 июля 2014 года. (англ.)
  11. Feldhaus, F.M. (1910), "Taubenpost", Ruhmesblätter der Technik – Von den Urerfindungen bis zur Gegenwart (нем.) , Leipzig: Brandstetter, pp. 544—553. (нем.)
  12. Neubronner, Julius (1920), 55 Jahre Liebhaberphotograph: Erinnerungen mitgeteilt bei Gelegenheit des fünfzehnjährigen Bestehens der Fabrik für Trockenklebematerial (нем.) , Frankfurt am Main: Gebrüder Knauer, pp. 23—31, OCLC . (нем.)
  13. German patent DE 204721 ( ), Neubronner, Julius, issued 1908-12-02, filed 1907-06-20 (нем.)
  14. (фр.)
  15. (англ.)
  16. от 21 июня 2008 на Wayback Machine (нем.)
  17. , Le Matin (фр.) , 1909-06-12. . Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано 8 июля 2011 года. (фр.)
  18. Brons, Franziska (2006), "Faksimile: "siehe oben" ", in Bredekamp, Horst; Bruhn, Matthias; Werner, Gabriele (eds.), Bilder ohne Betrachter (нем.) , Akademie Verlag, pp. 58—63, ISBN 978-3-05-004286-2 .
  19. Wittenburg, Jan-Peter (2007), "Photographie aus der Vogelschau: zur Geschichte der Brieftaubenkamera", Photo deal (нем.) , 4 (59): 16—22.
  20. Brons, Franziska (2006), "Bilder im Fluge: Julius Neubronners Brieftaubenfotografie", Fotogeschichte (нем.) , 26 (100): 17—36.
  21. (PDF) , (PDF) (фр.) , Vevey: Musée suisse de l'appareil photographique, 2007, pp. 4—11, из оригинала 16 января 2011 . {{ citation }} : |format= требует |url= ( справка ) ; |title= пропущен или пуст ( справка ) . Дата обращения: 1 апреля 2012. Архивировано из 7 октября 2011 года.
  22. Deutsches Museum München (2007), "New Exhibition: Photo + Film", (нем.) , из оригинала 11 января 2011 , Дата обращения: 2 апреля 2012 . . Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  23. Deutsches Technikmuseum Berlin (2007), (PDF) (нем.) , pp. 4—13. . Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано 1 марта 2012 года.
  24. Etat-Major Des Armées, France (1886), "Les colombiers militaires en Italie", (фр.) , vol. 30, pp. 481—490. . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 27 июля 2014 года. (фр.)
  25. Reynaud, G. (1898), , Revue des deux mondes (фр.) : 380—402. . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 26 июля 2014 года.
  26. Corporation, Bonnier (1916), , Popular Science Monthly , 88 (1): 30—31.
  27. Magazines, Hearst (February 1932), , Popular Mechanics , 57 (2): 216, ISSN . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 26 июля 2014 года.
  28. , The Canberra Times : 2, 1932-04-13. . Дата обращения: 3 апреля 2012. Архивировано 1 ноября 2013 года.
  29. , Lectures pour tous (фр.) : 55, February 1932. . Дата обращения: 3 апреля 2012. Архивировано 22 мая 2014 года.
  30. Magazines, Hearst (September 1942), , Popular Mechanics : 33. (англ.)
  31. , Flight: the Aircraft and Engineer, Official Organ of the Royal Aero Club : 455—457, 1943-10-21. . Дата обращения: 3 апреля 2012. Архивировано 1 ноября 2013 года. (англ.)
  32. Schnug, Ernst (1988), "Die Fototaube", Figuren-Magazin (нем.) (1): 17—19. (нем.)
  33. Christie’s auctions: от 21 октября 2013 на Wayback Machine . Sale 9509, Lot 500. South Kensington, 2002-11-19. от 21 октября 2013 на Wayback Machine . Sale 9965, Lot 266. South Kensington, 2004-11-16. от 21 октября 2013 на Wayback Machine . Sale 5144, Lot 378. South Kensington, 2007-06-06.
  34. Швейцарский патент CH 192864 , published 1937-12-01, issued 1937-09-15, filed 1936-02-03 (нем.)
  35. (нем.)
  36. (фр.)
  37. (фр.)
  38. (англ.)
  39. Häfliger, Rolf (2008), "Eine Brieftaubenkamera aus der Schweiz?", Photographica Cabinett (нем.) (45): 34—43. (нем.)
  40. Swiss patents CH 214355 ( ) and CH 214356 ( ), Michel, Christian Adrian, published 1941-07-16, issued 1941-04-30, filed 1940-06-22 (нем.)
  41. (PDF) , (PDF) (фр.) , Vevey: Musée suisse de l'appareil photographique, 2007, pp. 16—29, из оригинала 16 января 2011 . {{ citation }} : |format= требует |url= ( справка ) ; |title= пропущен или пуст ( справка ) . Дата обращения: 1 апреля 2012. Архивировано из 7 октября 2011 года. (фр.)
  42. Berger, Olivier (2008), (PDF) (фр.) , p. 4, (PDF) из оригинала 11 января 2011 , Дата обращения: 1 апреля 2012 . . Дата обращения: 1 апреля 2012. Архивировано 13 октября 2016 года. (фр.)
  43. "CIA Museum virtual tour", , из оригинала 11 января 2011 , Дата обращения: 4 апреля 2012 . . Дата обращения: 4 апреля 2012. Архивировано из 14 мая 2011 года. (англ.)
  44. Bridis, Ted (2003-12-26), , USA Today , из оригинала 24 марта 2011 . . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 29 декабря 2009 года. (англ.)
  45. Eisler, Peter (2008-07-14), , USA Today , из оригинала 24 марта 2011 . . Дата обращения: 29 сентября 2017. Архивировано 23 июня 2011 года. (англ.)
  46. . // bbc.co.uk. Дата обращения: 4 апреля 2012. 26 июня 2012 года. (англ.)
  47. Sakamoto, Kentaro Q.; Takahashi, Akinori; Iwata, Takashi; Trathan, Philip N. (2009), Earley, Ryan L. (ed.), "From the Eye of the Albatrosses: A Bird-Borne Camera Shows an Association between Albatrosses and a Killer Whale in the Southern Ocean", PLoS ONE , 4 (10): e7322, doi : , PMC , PMID . {{ citation }} : Википедия:Обслуживание CS1 (не помеченный открытым DOI) ( ссылка )
  48. de Swaaf, Kurt F. (2009-08-10), , Spiegel Online International , из оригинала 24 марта 2011 . Дата обращения: 4 апреля 2012. Архивировано 2 июня 2010 года. .
  49. . // dailymail.co.uk. Дата обращения: 4 апреля 2012. 26 июня 2012 года. (англ.)

Литература

  • Brons, Franziska (2006), "Bilder im Fluge: Julius Neubronners Brieftaubenfotografie", Fotogeschichte (нем.) , 26 (100): 17—36.
  • Gradenwitz, Alfred (1908), "Les pigeons photographes", L'illustration (фр.) (3429): 322ff.
  • Neubronner, Julius (1909), Die Brieftaubenphotographie und ihre Bedeutung für die Kriegskunst, als Doppelsport, für die Wissenschaft und im Dienste der Presse. Nebst einem Anhang: 'Die Kritik des Auslandes' (нем.) , Dresden: Wilhelm Baensch.
  • Neubronner, Julius (1910), "Die Photographie mit Brieftauben", in Wachsmuth, Richard (ed.), Denkschrift der Ersten Internationalen Luftschiffahrts-Ausstellung (Ila) zu Frankfurt a.M. 1909 (нем.) , Berlin: Julius Springer, pp. 77—96, OCLC .
  • Oelze, Friedrich Wilhelm (1910), Brieftaubensport und Brieftaubenphotographie , Miniatur-Bibliothek für Sport und Spiel (нем.) , vol. 30—31, Leipzig, Berlin, Frankfurt a. M., Paris: Grethlein, OCLC .
  • Wittenburg, Jan-Peter (2007), "Photographie aus der Vogelschau: zur Geschichte der Brieftaubenkamera", Photo deal (нем.) , 4 (59): 16—22.
  • Äschlimann, Heinz (2008), "Die Entstehung des Bildes mit einer Brieftauben-Panoramakamera", Photographica Cabinett (нем.) (45): 43f.
  • Berger, Olivier (2008), (PDF) (фр.) , Basel: Art Metal Conservation GmbH, p. 4 , Дата обращения: 1 апреля 2012 . {{ citation }} : Неизвестный параметр |month= игнорируется ( справка ) 11 января 2011 года.
  • Häfliger, Rolf (2008), "Eine Brieftaubenkamera aus der Schweiz?", Photographica Cabinett (нем.) (45): 34—43.
  • (PDF) , (PDF) (фр.) , Vevey: Musée suisse de l'appareil photographique, 2007, OCLC . {{ citation }} : |format= требует |url= ( справка ) ; |title= пропущен или пуст ( справка ) от 6 июля 2011 на Wayback Machine

Ссылки

  • . // publicdomainreview.org. Дата обращения: 1 апреля 2012. 16 мая 2012 года.
  • на YouTube
  • . // youtube.com. Дата обращения: 4 апреля 2012.
  • . // latteier.com. Дата обращения: 4 апреля 2012. 16 мая 2012 года.
Источник —

Same as Голубиная фотосъёмка