Interested Article - Бабушкин сад

«Бабушкин сад» — картина русского художника-передвижника Василия Поленова относится к известным произведениям автора . Созданная в 1878 году она экспонировалась на VII Передвижной выставке (1879), а в 1892 году была передана Государственной Третьяковской галерее в дар от одного из её основателей Сергея Михайловича Третьякова .

Жизненный контекст

После переезда в июне 1877 года из Санкт-Петербурга в Москву молодой художник Василий Поленов снимал квартиру в центре первопрестольной столицы, недалеко от старого Арбата , близ Храма Спаса Преображения , на углу Трубниковского и Дурновского переулков.

В картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике» . Обе эти работы были написаны Поленовым в 1878 году .

Московский особняк и сад вокруг него играют в картине важную роль, давая зрителю наглядное представление о центре города того времени. После опустошительного пожара 1812 года Москва застраивалась дворянскими особняками в стиле классицизма . Представительность деревянным строениям придавали лепные украшения, штукатурка под каменную кладку, портик с колоннами и фронтоном . На картине, правда, усадебный дом выглядит уже несколько обветшалым. Мы видим облупившуюся штукатурку, ржавеющий карниз, отвалившуюся местами лепнину, выщербленные ступени лестницы .

Специалисты Государственной Третьяковской галереи вслед за А. К Саврасовым называют Василия Поленова одним из зачинателей «пейзажа настроения» — направления, которое развивали также его ученики И. И. Левитан и К. А. Коровин .

Если в «Московском дворике» открытое пространство, залитое солнечным светом, создаёт радостное настроение, то в «Бабушкином саду» замкнутость внутри затенённого сада вызывает у зрителя иные ассоциации . В сюжет своих картин В. Поленов вводит не только природные и архитектурные мотивы, но и сценки повседневной жизни, что относит их к «пейзажному бытовому жанру». Будучи потомком дворянского рода , художник создает убедительные образы обитательниц «дворянского гнезда», что придает настроению картины ностальгический характер и вносит оттенок литературности. Композиционное решение перекликается с театральными постановками, посвящёнными уходящему миру российского дворянства, по произведениям русских классиков от И. С. Тургенева до А. П. Чехова . Тургенев располагал собранием произведений «барбизонской группы», друживший с ним Поленов воспринял принципы работы этой группы с цветом. Его живописная виртуозность сочетается с романтической настроенностью сюжета и так называемыми «тургеневскими мотивами» .


Вид на особняк и сад с двух разных точек зрения
Московский дворик Бабушкин сад


Внимание и любовь к природе художник проявлял с раннего детства. Принципы пленэрной живописи Василий Поленов во многом воспринял от импрессионистов , с картинами которых знакомился во время зарубежной стажировки в качестве пенсионера Академии художеств .

Своё отношение к творчеству художник выразил кратко :

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит.

Отклики и комментарии

Полотна, созданные Василием Поленовым в конце 1870-х годов и показанные на передвижных художественных выставках 1878—1879 годов, обращали на себя внимание специалистов .

Новаторские особенности живописи Василия Поленова были отмечены в Московских ведомостях :

Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего «настроение», и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия.

Илья Остроухов , тогда ещё только мечтавший о карьере художника, оставил свои впечатления от посещения Передвижных выставок 1878—1879 годов :

Одним из неожиданно больших праздников было появление на них первых интимных пейзажей Поленова в самом конце семидесятых годов. Меня поразило исключительно: Московский дворик, Бабушкин сад, Заросший пруд, У мельницы, Серый день, и ряд других «тургеневских» интимных мотивов явились мне неожиданно, ново, свежо, проникнуто правдой, тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой.

Элегичность картины «Бабушкин сад» вызывала ассоциации с лирикой А. А. Фета .

Примечания

  1. И. Шмитц. Wayback Machine (21 сентября 2021). Дата обращения: 18 октября 2023. 21 сентября 2021 года.
  2. . archive.today (29 июля 2012). Дата обращения: 18 октября 2023. 29 июля 2012 года.
  3. . polenov.su. Дата обращения: 18 октября 2023. 29 декабря 2021 года.
  4. . Wayback Machine (30 декабря 2021). Дата обращения: 18 октября 2023. 30 декабря 2021 года.
  5. . polenov.su. Дата обращения: 18 октября 2023. Архивировано из 6 июня 2012 года.
  6. . Bibliotekar.Ru. Дата обращения: 18 октября 2023. 8 сентября 2012 года.
  7. . vasily-polenov.ru. Дата обращения: 18 октября 2023. 19 октября 2011 года.
  8. Элеонора Пастон. (Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» № 3 2019 (64)). Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ . tg-m.ru. Дата обращения: 18 октября 2023. 29 сентября 2023 года.
  9. Афанасий Фет. Русская поэзия . rupoem.ru. Дата обращения: 18 октября 2023. 27 февраля 2021 года.


Источник —

Same as Бабушкин сад