Слабое звено
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сла́бое се́рдце» — повесть русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского , опубликованная в 1848 году во втором номере журнала « Отечественные записки » А. А. Краевского . Отдельным изданием выпущена в 1865 г.
По мнению исследователей творчества Достоевского, повесть «Слабое сердце» должна была стать частью нереализованного цикла повестей и рассказов, объединённых, по аналогии с бальзаковской « Человеческой комедией », едиными персонажами . Как и в « Бедных людях », « Хозяйке » и « Неточке Незвановой », существенную роль в произведении играет образ мечтателя. Само название произведения отсылает читателя к повести «Хозяйка», где впервые его героиня — Катерина — была названа «слабым сердцем», что подразумевало «глубокую, безвыходную тиранию над бедным, беззащитным созданием». Юлиан Мастакович, начальник и покровитель главного героя Васи Шумкова, в дальнейшем появляется в рассказе « Ёлка и свадьба », где прослеживается также связь с « Петербургской летописью », в которой по контрасту со «слабым сердцем» иронически упоминается его «доброе сердце». В фельетоне этот пожилой персонаж предстаёт воплощением низости в обличии респектабельности, задумав жениться на юной, чистой девушке и сохранить свои отношения с предыдущей. В «Слабом сердце» женитьба Юлиана Мастаковича становится фактом, а его «доброе сердце» основой повести. Помимо этого, в «Петербургской летописи» эскизно намечен некий чиновник в распоряжении Юлиана Мастаковича, пристроенный к «стопудовому спешному делу». В «Слабом сердце» эта работа поручена именно Васе Шумкову .
Из воспоминаний и переписки современников Достоевского, в основном представленных материалами Александра Милюкова , находившегося в это время в дружеских отношениях с Фёдором Михайловичем, и врача писателя Степана Яновского , следует, что идея повести возникла на основе эпизодов из биографии писателя Якова Буткова . Достоевский и Бутков были сверстниками, и Фёдор Михайлович с симпатией и заботой относился к Якову Петровичу . Кроме того к 1848 году Достоевский увлёкся идеями утопического социализма , что проявляется в желании главного героя произведения видеть всех счастливыми . Писатель хорошо чувствовал всю противоречивость жизни большого города. По мнению исследователей, заключительные строки повести с исчезающим в тумане Петербургом появились как следствие этих ощущений и символизируют грядущие грозные перемены .
Из рукописных текстов начального периода творчества сохранились только наброски к повести « Двойник ». Материалы по «Слабому сердцу» могли быть либо уничтожены самим Достоевским перед арестом, либо изъяты уже после ареста и уничтожены после окончания следствия 31 декабря 1847 года было получено разрешение цензурного комитета. Повесть была впервые напечатана в 1848 году во втором номере журнала « Отечественные записки » . К переизданию в 1865 году Достоевский немного доработал произведение, исправив стилистические неточности и устранив лишние повторения. В целом, текст повести сохранился без изменений .
Главным героем повести является бедный чиновник, переписчик Вася Шумков, продолжающий тему «мечтателя» и «маленького человека» в творчестве Достоевского. Шумков считает себя недостойным быть счастливым вследствие своей социальной неполноценности. Психика персонажа не выдерживает одновременно счастья, выраженного согласием любимой девушки стать его женой, и чувства вины перед начальством за невыполненную работу, что кажется ему неблагодарностью в ответ на милости покровителя-начальника. От нахлынувших эмоций, ощущения несправедливости судьбы, подарившей недостойному такое счастье, Шумков сходит с ума . Критик Орест Миллер охарактеризовал персонажей, подобных Шумкову, как людей, которым недостаёт «свободного обладания своею личностью». В результате такие люди боятся даже тогда, когда бояться абсолютно нечего. Относительно Василия Шумкова критик считал, что «избыток нравственной мнительности, а вовсе не начальнический гнет, доводит его до помешательства» .
Прототипом Шумкова послужил писатель Яков Бутков . При создании образа Шумкова Достоевский использовал некоторые реалии жизни его прототипа. Так же как Бутков, Шумков следует взятому на себя обязательству поздравлять своего начальника Юлиана Мастаковича в праздники, — чтобы не прослыть непочтительным. Когда Бутков только начинал литературную деятельность, был объявлен рекрутский набор, и оказалось, что ему необходимо было стать солдатом. Редактор-издатель журнала « Отечественные записки » Андрей Краевский купил ему рекрутскую квитанцию, избавившую его от этой необходимости. Однако теперь Бутков должен был писать статьи для «Отечественных записок» и выплачивать часть денег с каждого гонорара. Как и Краевский, Юлиан Мастакович избавил Шумкова от рекрутской повинности. Кроме этого, исследователи творчества Достоевского усматривают неслучайность звукового сходства фамилий Шумков и Бутков .
Юлиан Мастакович, начальник и покровитель Шумкова, в повести изображён в сатирических тонах . Его биография прослеживается в других произведениях Достоевского, в которых он предстаёт пожилым персонажем, воплощающим низость в обличии респектабельности. Он женился на юной, чистой девушке, сохранив при этом свои отношения с предыдущей девушкой. Писатель иронично отмечает его «доброе сердце», ставшее основой повести . Прототипом Юлиана Мастаковича во многом послужил А. А. Краевский, сатирические намёки на которого отмечаются исследователями. Помимо Буткова, редактор «Отечественных записок» относился аналогичным образом и к другим сотрудникам, включая самого Достоевского . В письме к Краевскому от 1 февраля 1849 года Фёдор Михайлович передаёт внутреннее состояние Шумкова: «Знаю, Андрей Александрович, что я, между прочим, несколько раз посылая Вам записки с просьбой о деньгах, сам называл каждое исполнение просьбы моей одолжением. Но я был в припадках излишнего самоумаления и смирения от ложной деликатности. Я, например, понимаю Буткова, который готов, получая 10 р. серебром, считать себя счастливейшим человеком в мире. Это минутное, болезненное состояние, и я из него выжил» .
Накануне Нового года двое молодых людей, Аркадий Иванович Нефедович и Василий Петрович Шумков, обсуждают предстоящую женитьбу последнего. Второго героя называют просто Вася Шумков, подчёркивая тем самым его положение бедного петербургского чиновника, обладающего к тому же физическим недостатком — кривобокостью. Его невеста — Лиза Артемьева. Нефедович ставит под сомнение финансовую состоятельность Васи — триста рублей годового жалованья. Однако Вася Шумков напоминает другу о служебной поддержке своего покровителя Юлиана Мастаковича, который предоставляет Василию возможность дополнительного заработка рублей триста-четыреста в год в виде переписывания особо важных документов, поскольку Василий отличается на службе превосходным, каллиграфическим почерком. Несмотря на то, что Василию срочно нужно заняться перепиской, Аркадий всё-таки решает тут же идти с другом к Артемьевым и познакомиться с Лизой и её семьёй, что друзья и делают.
Вернувшись от Артемьевых чрезвычайно взволнованным, Вася вновь пытается вернуться к переписке бумаг, поскольку обещал Юлиану Мастаковичу закончить работу уже через два дня, а переписывать ещё очень много. Сколько именно, он не говорит Нефедовичу, и от волнения не сразу принимается за работу, но постепенно Нефедович тоже начинает волноваться за своего друга, поскольку видит его неуравновешенное состояние, близкое к срыву. Вася переписывает и день, и ночь, успевая вздремнуть несколько часов. На следующий день, вместо переписки, Шумков вновь отправляется к Артемьевым, а также не забывает собственноручно оставить поздравление в книге посетителей своего начальника Юлиана Мастаковича, и Нефедович совсем теряет своего беспокойного друга из виду. Когда Шумков всё-таки является домой продолжить опостылевшую переписку, Аркадий Нефедович узнаёт, что переписывать осталось ещё шесть толстых тетрадей, а Василий последние две недели был вне себя от свалившегося на него счастья и почти ничего не переписывал.
Понимая, что переписать всё к сроку у него не получится, Вася чувствовал себя виноватым сам перед собой, перед начальником, перед Лизой. Аркадий утешал своего друга тем, что уладит это дело с Мастаковичем, но измученный Шумков уже совершенно подавлен случившимся, он сообщает другу о том, что ускорит перо. Так проходит ещё одна бессонная ночь. С Васей случается обморок. На утро после Нового года, Аркадий уходит на службу один, оставив Шумкова отдыхать, но тот наведывается в департамент в поисках Юлиана Мастаковича. Дома с Шумковым происходит приступ столбняка, после которого он вновь возвращается к переписке. Измотанные окончательно друзья засыпают, а проснувшись, Аркадий видит, как обезумевший Вася Шумков водит сухим пером по чистой бумаге — ему всё-таки удалось ускорить своё слишком медленное перо. Оставленный без присмотра Василий, пока Аркадий отлучился в поисках врачей, ушёл в департамент для объяснения со своим благодетелем Юлианом Мастаковичем. Увидев обезумевшего подчинённого и узнав о причине беды, Юлиан Мастакович сокрушённо воскликнул: «Боже, как жаль! И дело-то, порученное ему, было неважное и вовсе не спешное. Так-таки, не из-за чего, погиб человек! Что ж, отвести его!…»
Уже в мартовском номере журнала « Пантеон » после литературного обзора Михаила Достоевского «Сигналы литературные» редактор журнала Фёдор Кони сделал следующее примечание: «Почтенный критик „Пантеона“ не упомянул, из чувства скромности, о произведениях Достоевского; мы почли необходимым дополнить статью его от себя <…> Тут дело не в сюжете, тут неумолимый безжалостный анализ человеческого сердца <…>. Сердца слабые и нежные <…> до того покоряются гнетущей судьбе <…> что на редкие радости свои смотрят как на проявления сверхъестественные, как на беззаконные уклонения от общего порядка вещей. Они принимают эти радости от судьбы не иначе как взаймы и мучаются желанием воздать за них сторицею. Потому и самые радости бывают для них отравлены <…> до того обстоятельства умели унизить их в собственном мнении <…> Повесть написана жарко и оставляет в читателе глубокое впечатление». Предполагается, что Кони мог излагать не столько своё мнение, сколько мнение самого Михаила Достоевского, уклонившегося от прямой оценки произведения своего брата, с которым был в это время очень близок, вплоть до того, что они вместе сотрудничали в журнале Краевского и вместе посещали собрания у Петрашевского . Критик «Отечественных записок» Степан Дудышкин также хорошо отнёсся к повести, поставив её в один ряд с лучшими произведениями 1848 года , в число которых также включил « Белые ночи » Достоевского, «Пикник во Флоренции» Аполлона Майкова , « Записки охотника » и комедию «Где тонко, там и рвётся» Ивана Тургенева , «Иван Саввич Поджабрин» Ивана Гончарова .
Критик журнала «Современник» Павел Анненков , напротив, отрицательно отозвался о «Слабом сердце». В обзоре русской литературы 1848 года он писал: «Литературная самостоятельность, данная случаю, хотя и возможному, но до крайности частному, как-то странно поражает вас». Возражение критика вызвало изображение Достоевским любви Васи Шумкова и Аркаши Нефедовича: «расплывчатой, слезистой, преувеличенной до такой степени, что большею частью не верится ей, а кажется она скорее хитростью автора, который вздумал на этом сюжете руку попробовать» .
После выхода в 1860 году собрания сочинений Достоевского Николай Добролюбов в статье «Забитые люди» упомянул также и о повести «Слабое сердце», несмотря на то, что она не вошла в это собрание сочинений. Критика интересовала исключительно социальная значимость произведений писателя. По его мнению, Достоевским решался вопрос о том, «какие общие условия развивают в человеческом обществе инерцию в ущерб деятельности и подвижности сил». Добролюбов так пояснял основной конфликт повести «Слабое сердце»: «Идеальная теория общественного механизма, с успокоением всех людей на своём месте и на своём деле, вовсе не обеспечивает всеобщего благоденствия. Оно точно, будь на месте Васи писальная машинка, было бы превосходно. Но в том-то и дело, что никак человека не усовершенствуешь до такой степени, чтоб он уж совершенно машиною сделался <…>. Есть такие инстинкты, которые никакой форме, никакому гнёту не поддаются и вызывают человека на вещи совсем несообразные, чрез что, при обычном порядке вещей, и составляют его несчастие» .