Interested Article - Потерянные (фильм)

«Потерянные» ( англ. Marooned , также есть вариант перевода «Отрезанные от мира») — американский кинофильм, фантастическая драма режиссёра Джона Стёрджеса , выпущенный в 1969 году . Телевизионный вариант фильма, выходивший в США, известен под названием Space Travelers («Космические путешественники»). Фильм снят по одноимённой книге Мартина Кейдина (в СССР книга была издана под названием «В плену орбиты»).

Сюжет рассказывает о том, как трое американских астронавтов при возвращении с орбиты на Землю остались на орбите с ограниченным запасом кислорода. Руководство NASA разрабатывает чрезвычайный план по спасению пострадавших. В критический момент на помощь пострадавшим вместе с американским спасательным кораблём также приходит и советский космический аппарат .

Номинации на « Оскар » в трёх категориях и победа в номинации «За лучшие специальные эффекты». Собрав всего 4 млн долларов в домашнем прокате, картина не снискала популярности у зрителей и получила противоречивые отзывы критики, однако оказала большое влияние на американскую космическую программу. Выход «Потерянных» на экраны впоследствии сказался на программах « Скайлэб », « Аполлон », « Союз — Аполлон » и планах по возможному спасению астронавтов с орбиты в случае чрезвычайной ситуации.

Сюжет

Действие картины можно отнести примерно к началу 1970-х годов . Космический корабль «Ironman One» возвращается домой, завершая свою пятимесячную исследовательскую программу на орбитальной станции «Saturn-4B». После отстыковки посадочного модуля от станции экипажу не удаётся включить зажигание основных ракетных двигателей, и корабль с тремя астронавтами Джимом Прюитом, Баззом Ллойдом и Клейтоном Стоуном зависает на околоземной орбите.

Все силы NASA, включая директора программы пилотируемых полётов Чарльза Кейта, брошены на поиск решения. Кейт даже обращается к руководителям космической программы СССР за помощью, но те не обещают ничего определённого. Кислорода у пленников осталось примерно на 42 часа. Есть вариант запустить в стратосферу ракетоплан X-RV экспериментальной конструкции, попробовать пересадить астронавтов на этот корабль и возвратить на Землю. Подобный план заранее не отрабатывался, но президент США даёт добро на рискованную операцию. Жёны астронавтов в тревоге ожидают результатов.

Старту спасательного корабля X-RV мешает ураган, который разбушевался в окрестностях мыса Канаверал . Выбрав момент, кораблю удаётся стартовать в затишье через глаз урагана . Тем временем на борту «Ironman One» возникает размолвка из-за того, как разделить кончающийся кислород. Капитан корабля Прюит выходит в открытый космос , якобы для ремонта, и экипаж, страдающий от нехватки кислорода, не сразу догадывается, что он просто собрался их оставить. Ллойд и Стоун выходят в космос следом и пытаются вернуть Прюита, но тот кончает жизнь самоубийством, разгерметизировав свой скафандр. Тело погибшего астронавта уносит в открытый космос.

Двое оставшихся астронавтов страдают из-за кислородного голодания и постепенно теряют сознание. Неожиданно в окрестностях корабля появляется советский космический аппарат. Советский космонавт пытается связаться с американцами и подаёт им сигналы жестами. Чарльз Кейт из Хьюстона отдаёт приказ перейти на русский космический корабль. Ллойд и Стоун с трудом понимают происходящее, но выходят в космос. Стоун толкает тело потерявшего сознание Ллойда в направлении советского корабля, но советскому космонавту не удаётся его поймать. Наконец, американский корабль перехватывает спасательный X-RV, управляемый Тедом Доэрти. Гибнущего Ллойда, который не контролирует себя, ловит в открытом космосе Доэрти. Советский космонавт тем временем в последний момент успевает передать баллон с кислородом умирающему Стоуну. Доэрти переносит на борт X-RV потерпевших и возвращается на Землю.

В ролях

Актёр Роль
Грегори Пек Чарльз Кейт Чарльз Кейт директор программы пилотируемых полётов NASA
Ричард Кренна Джим Прюитт Джим Прюитт командир корабля
Джин Хэкмен «Базз» Ллойд «Базз» Ллойд пилот-астронавт
Джеймс Францискус Клейтон Стоун Клейтон Стоун астронавт-исследователь
Дэвид Джэнссен Тед Доэрти Тед Доэрти
Ли Грант Селия Прюит Селия Прюит
Мариетта Хартли Бетти Ллойд Бетти Ллойд
Нэнси Ковак Тереза Стоун Тереза Стоун
Билл Коуч ( англ. Bill Couch ) русский космонавт русский космонавт
Скотт Брейди представитель NASA представитель NASA
Джордж Гейнс руководитель миссии руководитель миссии

История создания

В 1964 году вышел в свет научно-фантастический роман американского писателя Мартина Кейдина «Marooned». В книге описывалась миссия корабля типа « Меркурий », который, при участии советских космонавтов, спасает после катастрофы на околоземной орбите аппарат « Джемини » .

На волне возросшего внимания общественности к многочисленным событиям в космической гонке роман Кейдина заинтересовал продюсера Фрэнка Капру . В марте 1964 года Columbia Pictures приобрела права на экранизацию. Вплоть до 1966 года Капре не удавалось стартовать с проектом из-за организационных трудностей. Ему сразу удалось заручиться поддержкой NASA, но первоначальный сценарий не соответствовал предполагаемому бюджету (3 млн долл.) и никак не удавалось завершить подбор актёров. Капра проводил предварительные переговоры об участии в фильме звёзд первой величины: Кирка Дугласа , Джека Леммона , Софи Лорен и других. Заглавную роль командира корабля Прюита должен был сыграть Джеймс Стюарт , давний партнёр Капры по многим работам, но в апреле 1965 года Стюарт объявил об отказе. Биографы считают, что это стало одной из основных причин того, что в мае 1966 года Капра ушёл на покой, завершив свою многолетнюю успешную карьеру в кинобизнесе :644 .

Русский космонавт (Билл Коуч) пытается поймать проплывающее мимо него тело Базза Ллойда (Джин Хэкмен). Специальные эффекты в фильме были сделаны по классической технологии 1960-х годов: модели кораблей и актёры, подвешенные на проволоке :154

Интерес к сюжету возродился после трагедии « Аполлона-1 » (1967) . Бразды управления незаконченным космическим проектом были переданы сыну Фрэнка Капры — Фрэнку Уорнеру Капре :644 . К работе над картиной привлекли ветерана студии Columbia Pictures Джона Стёрджеса. Его предыдущая картина « Полярная станция „Зебра“ » по сюжету также напоминала «Потерянных» — в ней речь шла о встрече советских военных и американской подводной лодки во льдах Арктики . Первый вариант сценария написал , известный по сотрудничеству с Джоном Стёрджесом в его фильмах на военную тематику и вестернам « Большой побег » и « Великолепная семёрка », однако затем Мэйо Симона предложил другой вариант, который устроил продюсера :643 .

1969 год оказался весьма загруженным для Грегори Пека. Актёр должен был получить главную роль ещё в «Полярной станции „Зебра“», но из-за проблем с бюджетом картина была снята киностудией MGM и с Роком Хадсоном в главной роли. В планах у Пека было сняться у Стэнли Кубрика в картине о Гражданской войне в США, но Кубрик передумал и взялся за « Космическую Одиссею ». Лента впоследствии произвела такое впечатление на Грегори Пека, что он решил принять приглашение и сняться в научно-фантастической картине. Гонорар актёра составил около 600 000 долларов :268 . В итоге Пек присоединился к солидному актёрскому ансамблю «Потерянных», в котором уже были Джин Хэкмен, Ричард Кренна и другие известные исполнители :173 . Для Джина Хэкмена приглашение фильм стало прорывом к главным ролям, до этого он был известен по работам в рекламе, на телевидении и исполнению второстепенных персонажей .

Съёмки фильма шли совместно с выполнением лунной программы , и зрители, постоянно наблюдавшие телевизионные трансляции, хорошо ориентировались в технических деталях. В связи с этим аутентичность играла большую роль в съёмках . NASA оказало всяческое содействие, разрешив провести съёмки некоторых эпизодов в командном центре в Хьюстоне и на мысе Канаверал :268 . Для съёмок понадобился очень большой павильон, которым не располагала Columbia Pictures, и его пришлось арендовать в MGM . Эффекта невесомости сначала пытались достигнуть съёмками под водой, но технологии того времени не позволяли достоверно отобразить съёмки в бассейне как космические на экране. Таким образом, была выбрана более традиционная технология. Актёров и модели кораблей подвешивали на проволоке на фоне специально построенного фона, имитирующего звёздное небо :154 .

Первоначально планировалось, что музыку для фильма напишут начинающие композиторы Венди Карлос и Рейчел Элкинд. В дальнейшем режиссёр и продюсер пересмотрели свои взгляды и решили, что картина будет вообще без музыки .

Старт съёмок пришёлся на начало 1969 года. В феврале к творческой группе присоединился Грегори Пек, только закончивший в Тайване работу над предыдущей картиной « ». Съёмки фильма заняли около 5 месяцев и закончились в мае 1969 года :342 . Премьера картины состоялась в Нью-Йорке 10 ноября 1969 года, спустя четыре месяца после исторической посадки модуля « Аполлон-11 » на поверхность Луны :268 .

Дальнейшая судьба

В прокате «Потерянных» ждал полный провал, и картина собрала в кассе только 4 млн долларов, не отбив свой бюджет. Однако фантастическая драма заслужила премию «Оскар» за специальные эффекты и была замечена специалистами и критиками.

В 1980-х годов картина была перемонтирована компанией Film Ventures International под названием Space Travelers и выпущена заново в варианте для кабельной сети. В 1991 году компания Columbia Pictures отдала права на фильм в общественное достояние . В 1992 году картина была спародирована в популярном научно-фантастическом сериале « Таинственный театр 3000 года » :51 и приобрела некоторую популярность, выйдя на VHS . В 2003 году лента прошла ремастеринг и была выпущена на DVD . Columbia TriStar восстановила фильм в анаморфной широкоэкранной проекции формата 2,35:1. Качество восстановления фильма в цифровую версию было оценено экспертами сайта dvdverdict как достаточно низкое .

Историческое значение

«Потерянные» — характерный представитель своего времени, периода активного освоения околоземного пространства и полётов к Луне. В 1968—1970 годах на экраны вышел целый ряд фильмов на космическую тему, таких как « Космическая одиссея 2001 года », « », « Обратный отсчёт », « Штамм Андромеда » :153 . Общественность с энтузиазмом относилась к достижениям науки и космическим программам. Слова героя «Потерянных» Чарльза Кейта о том, что полёт к Луне — только первый шаг в дальнейшем освоении космоса, отражали настроения общества того времени . Однако ни подходящий момент, ни звёздный актёрский состав и именитый режиссёр не спасли картину от кассового провала. Во многом это произошло из-за того, что она оказалась в тени «Одиссеи 2001 года» и реальных космических полётов :116 . При всём этом картина была высоко оценена в NASA и оказала значительное влияние на последующие космические программы .

Прообраз корабля «Iron Man One» — командный/сервисный модуль « Apollo CSM »

Сценарий картины озвучил вопрос, который сразу оказался на слуху общественности после первого же космического полёта: кто и как поможет людям в космосе в аварийном случае? :364 Проблема спасения с орбиты из фантастической становилась актуальной :53 . Сюжет «Потерянных» оказался своеобразно противопоставлен вышедшей годом ранее картине «Обратный отсчёт». В фильме Роберта Олтмена рассматривался гипотетический сценарий лунной гонки СССР и США. Американские власти соглашаются ради победы над противником забросить своего представителя на Луну без определённых шансов на возвращение, только ради престижа. Фильм «Потерянные» рассматривал не такой циничный и фантастический вариант развития событий, но также связанный с бедствием в космосе .

После выхода фильма Стёрджеса на экраны NASA и её подрядчики, включая North American Rockwell , полностью пересмотрели планы спасения космонавтов со станции «Скайлэб». В результате в 1970 году началась разработка программы Skylab Rescue , и в 1973 году после серии инцидентов с программой «Скайлэб-3» в NASA были готовы её запустить, но в последний момент приостановили процедуру подготовки к старту спасательной команды .

Астронавт Джим Ловелл вспоминал, что в 1969 году он с женой пошёл на премьеру «Потерянных». Спустя всего несколько месяцев он оказался вовлечён в события , весьма точно предсказанные в фильме. Трое астронавтов с ограниченным запасом кислорода оказались заперты в космическом корабле без определённых планов на спасение :216 .

Вечером 13 апреля 1970 года Джерри Вудфил, инженер из команды наземной технической поддержки проекта «Аполлон», вернулся из кинотеатра с сеанса «Потерянных». Через два часа после этого Джерри разбудил телефонный звонок. Его вызвали в командный центр — « Аполлон-13 » терпел бедствие, и необходимо было быстро найти нестандартное решение. Инженеры Джерри Вудфил и Арт Кампос позже вспоминали о том, как события, показанные в фильме, непосредственно повлияли на ход их рассуждений, который привёл их к правильному решению. Одним из вариантов спасения, обсуждавшихся героями картины, была недокументированная возможность подзарядки батарей от запасного комплекта. То же самое можно было сделать и с реальным лунным модулем « Аполлона ». Так же как в фильме, инженеры сначала попробовали это сделать на наземной копии корабля и затем передали инструкции астронавтам .

Непосредственные очевидцы назвали множество совпадений между фильмом и событиями миссии «Аполлон-13»:

  • первоначальное ошибочное предположение о том, что проблемы с модулем возникли из-за удара метеорита ;
  • характер пресс-конференции, которую провёл шеф программы NASA во время кризиса с «Аполлоном-13»;
  • метеорологический прогноз сообщил о возможном урагане перед стартом «Аполлона-13»;
  • медики рассматривали вариант того, что экипажу «Аполлона-13» для сокращения потребления кислорода имеет смысл принять снотворное и заснуть .

«Потерянные» оказали влияние на целый ряд картин, вышедших впоследствии: « Армагеддон », « Аполлон-13 », « Столкновение с бездной » и другие :217 :52 .

Программа «Союз — Аполлон»

Картина оказала значительное влияние на советско-американские взаимоотношения в космической сфере. Книга Мартина Кейдина была известна в СССР, так как вышла в русском переводе ещё в 1967 году . Время выхода картины на экраны совпало с периодом некоторого потепления отношений между двумя сверхдержавами. Обе стороны уже на практике неоднократно сталкивались с нештатными ситуациями в космосе, и необходимость в поиске общего решения осознавалась по обе стороны железного занавеса . 11—12 мая 1970 года в Москве состоялась встреча между Мстиславом Келдышем и . Президент американской национальной академии наук незадолго до этого увидел фильм Стёрджеса и, как он сам вспоминал, он не выходил у него из головы. Хендлер описал в ходе встречи сценарий «Потерянных» и сделал акцент на том, что советский космонавт в американском фильме спасает американского и становится героем. Это произвело соответствующее впечатление, и стороны пришли к соглашению по ключевым пунктам партнёрства в космической программе :9 .

Переговоры привели в дальнейшем к выполнению программы « Союз — Аполлон », которая изначально задумывалась как возможная взаимная спасательная операция. Непосредственным примером сотрудничества сторон стала разработка конструкции совместимого стыковочного узла АПАС для орбитальных станций СССР и США, которая используется и в XXI веке . Дональд Слейтон , ставший прообразом героя фильма Тэда Доэрти, подтверждал, что картина хоть и не привлекла особых зрительских симпатий, но произвела большое впечатление на руководителей космических программ обеих стран .

О фильме дважды упоминает в своей книге «Ракеты и люди» Борис Черток . «Потерянных» показывали на закрытом киносеансе для лидеров советской космической программы, совместно с ещё незаконченным фильмом « Укрощение огня ». В тот момент принималось решение о дальнейшей судьбе «Укрощения огня» и возможности его выхода на широкий экран . Также в своей книге Черток написал о том, что, по его мнению, американская картина разрекламировала « Спейс шаттл » и содействовала увеличению ассигнований на данную программу :41 .

Критика

Картина была очень разноречиво встречена критикой. Визуальная составляющая, режиссура и работа оператора были в целом высоко оценены :51 . Обозреватель еженедельника « Variety » положительно отозвался о специальных эффектах, хотя большинство критиков решили, что они выглядели не настолько впечатляюще, как в вышедшем ранее фильме Кубрика . в своей книге «Специальные эффекты в кинематографе» отметил, что космос в фильме выглядел весьма ненатурально даже для своего времени, а «Оскар» фильму достался только потому, что конкуренция в том году была слабой :154 .

Создатели избрали вариант развития событий, при котором психологическое напряжение, диалоги, саспенс преобладают над действием. Неторопливое развитие событий вполне соответствовало духу сценария, тем не менее было отмечено, что действие слишком неспешное и даже методичное, более соответствующее документальному фильму, хотя сценарий был задуман как развлекательный . Фильм оказался нейтральным, без чётко расставленных акцентов :153 :156 .

Тема, начатая впервые в картине « Робинзон Крузо на Марсе », характеризуемая известной фразой-клише « Хьюстон, у нас проблема! », была продолжена в «Потерянных» :176 . Противоречие между непредсказуемым человеческим фактором и холодным расчётом находит в картине неожиданное развитие :153 . Для экшн -фильмов прошлого было характерно то, что герои сами находили выход из сложных ситуаций, практически всегда оказываясь активными действующими лицами. Космические оперы 1960-х годов открыли новую традицию. Главный герой оказывается в пассивном положении и теряет свою индивидуальность. Астронавты, запертые на борту, не могут ничего сделать, и наиболее правильным оказывается полное бездействие и ожидание спасения, которое придёт извне .

Обилие технических деталей, хотя и придало достоверности, но не способствовало зрелищности картины и утомляло зрителей. в своей книге «Космос на экране» привела «Потерянных» в качестве отрицательного примера того, к чему может привести чрезмерное увлечение техническим жаргоном :152 . Полин Кейл , дав в целом нелестную оценку картине, так отозвалась о сюжете: «Создаётся впечатление, что сценарист никогда в жизни не видел живых людей» :107 . Сакральный смысл приобретают приборы, датчики и их показания, читаемые монотонным голосом, лишённым эмоций. Важным действующим лицом, как и во многих фантастических лентах, становится сам космический корабль, нагнетающий атмосферу ограничения свободы и жизненных ресурсов. Посадочный модуль из спасения может легко превратиться в гроб для троих астронавтов, что и является лейтмотивом фильма :71 :199 . В пародии 1992 года на «Потерянных» в эпизоде сериала « Таинственный театр 3000 года » ситуация была высмеяна таким гэгом : для астронавтов на борту специально создали множество тумблеров и переключателей. На самом же деле они установлены только для вида и успокоения команды, но никак не влияют на полёт корабля :51 . Сюжетный ход, связанный с жёнами и подругами, оставшимися на Земле, стал после «Потерянных» весьма популярен (можно вспомнить « Армагеддон » и « Аполлон-13 ») . Сцена прощания с жёнами, тем не менее, воспринималась критиками как излишне мелодраматичная и не вписывающаяся в настроение картины :27 .

Обозреватель « Life » отметил, что сценарий картины слабо сбалансирован и изобилует крайне натянутыми сюжетными ходами, такими как старт корабля через глаз урагана или чудесное появление советского космического аппарата возле «Ironman One» в самый нужный момент . ( New York Times ) назвал картину амбициозным проектом, который стал в результате не более чем добросовестной работой. Картина, которая задумывалась как захватывающий триллер, завершается тем, что даже нельзя назвать кульминацией. Концовка фильма вышла невнятной, излишне короткой и скомканной. Режиссуру критик оценил высоко, хотя актёрскую игру встретил со сдержанной похвалой . Роджер Эберт (« Chicago Sun-Times ») иронически отметил, что метод Станиславского бессилен, когда актёр в скафандре пристёгнут к креслу, и на голове у него гермошлем . Грегори Пеку не понравился собственный персонаж, которого он называл ходульным и эмоционально ограниченным :88 .

Следуя моде 1960-х годов, начатой ещё в « Птицах », создатели «Потерянных» тоже решили полностью отказаться от музыки в фильме. В качестве сопровождения оставили только речь, звуки и шумы технического происхождения. Как такового композитора у фильма не было, и эти эксперименты были записаны звукорежиссёром Артуром Пиантадоцци. Эксперты американского журнала « » отметили интересный подход специальной премией :112 . Звуковое сопровождение фильма также было отмечено номинацией на «Оскара», хотя, наряду с перегруженностью техническими деталями, механистическое звуковое сопровождение картины не нашло отклика у массового зрителя .

Обозреватель журнала « Slant Magazine » Мэтт Моул дал такую общую оценку фильму:

«Потерянные» неплохо передают космическую часть истории. Специальные эффекты на высоком уровне, разве что несколько неудачных кадров на « синем экране » выпадают из общей картины. Записать дыхание космонавтов в их микрофоны простое, но элегантное решение Стёрджеса в звуковом сопровождении, точно передающее характеристики персонажей. Версия космического полёта Стёрджеса пробрала меня ничуть не меньше, чем вариант Кубрика.

Прогресс и техническая достоверность

Характерное для кинофантастики 1950-х годов изображение космического корабля в фильме « Когда миры столкнутся »

В 1950 году началом нового этапа в кинофантастике стал фильм « Место назначения — Луна » с весьма правдоподобным для своего времени изображением экспедиции на Луну. За двадцать лет фантастические фильмы полностью изменились в плане подачи космических полётов и достоверности деталей. В фильмах 1950-х годов космическая ракета изображалась так, как её представляли художники: серебристая веретенообразная конструкция — одноступенчатый аналог « Фау-2 » . Места внутри ракеты более чем достаточно :52 .

В 1960-х годах популярной стала «реалистичная» кинофантастика, её яркий пример — «Потерянные», и более ранний образец, приближающийся к технической правдоподобности « Планета бурь » (1962). Наружное и внутреннее оформление корабля теперь было близко к настоящим космическим станциям. Места для людей внутри тесного посадочного модуля было ровно столько, сколько необходимо для выживания, а это уже в корне меняло всю интригу. Продюсер картины Митчелл Франкович считал, что «Потерянные» не фантастика и так отозвался о своей работе :153 .

Этот фильм повествует о фактах, а не научной фантастике. Всё, что показано, могло случиться. Давайте не будем кормить астронавтов, NASA и зрителей очередной порцией космической чуши.

Подготовка реквизита, декораций и моделей стала примером тщательной проработки всех мелочей. Модели космических кораблей являлись репликами настоящих станций. Наружное и внутреннее оформление орбитальной станции в значительной степени повторяло дизайн « Скайлэб » (проект, которой на момент съёмок существовал только в макетах), а посадочный модуль создавался по мотивам « Apollo CSM » . В ходе съёмок использовались настоящие кресла, разработанные для проекта «Аполлон» :173 . Скафандры астронавтов создавались, как достаточно точная копия модели A7L , включая фирменную нашивку NASA и узнаваемый «шлем-аквариум» . Художники-постановщики работали совместно со специалистами из NASA и North American Aviation, и макеты лишь немного дорабатывались в соответствии с требованиями оператора и специалиста по визуальным эффектам. Так, изнутри кинематографический спасательный модуль «Iron Man One» меньше, чем реальный «Apollo CSM» — режиссёр хотел тем самым усилить гнетущий эффект замкнутого пространства :173 .

Советский космический корабль очень напоминал « Восток » . Американский крылатый космический аппарат X-RV соответствовал проекту и был в фильме запущен на околоземную орбиту при помощи ракеты носителя Titan IIIC .

Хотя в отдельных мелочах картина до известной степени достоверна, в целом, основная интрига картины малоправдоподобна, если рассматривать её с точки зрения возможностей космонавтики 1970-х годов. Спасательная операция, эффектно выглядевшая на экране, совершенно нереальна в действительности и не могла быть подготовлена с такой скоростью :216 . Тем не менее, фильм даже упоминали в одном ряду с «Одиссеей 2001» и « Молчаливым бегом » среди тех картин, что «разоблачают лунную аферу »: уже в 1968—1971 годах они демонстрировали высокое качество специальных эффектов, которые могут вполне реалистично показать симулированный на экране космический полёт :500 .

Премии и номинации

Ссылки

  • Юрий Жуков . Hollywood Meeting // . — Progress Publishers, 1977. — С. 218—222. — 310 с.

Примечания

  1. Google .
  2. [www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/hollywood/58953/works/ фильмография Джона Стёрджеса] . kinoteatr.ru. Дата обращения: 8 июня 2012.
  3. (англ.) . Дата обращения: 7 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  4. // Новости космонавтики . — ФГУП ЦНИИмаш , 1995. — № 14 . 2 апреля 2009 года.
  5. Joseph McBride. . — Univ. Press of Mississippi, 2011. — 799 с. — ISBN 9781604738384 .
  6. Jeff Rovin. . — 1977. — 171 с.
  7. (англ.) . tcm. Дата обращения: 1 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  8. Gary Fishgall. . — Scribner, 2002. — 384 с. — ISBN 9780684852904 .
  9. Gerard Molyneaux. . — Greenwood Publishing Group, 1995. — 343 с. — ISBN 9780313286681 .
  10. (англ.) . Дата обращения: 8 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  11. William Robert Faith. . — Da Capo Press, 2003. — 474 с. — ISBN 9780306812071 .
  12. Kevin Murphy, Mary Jo Pehl, Robert Moses Peaslee. . — McFarland, 2011. — С. 265. — ISBN 9780786445325 .
  13. Judge Bill Treadway. (англ.) (17 декабря 2003). Дата обращения: 1 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  14. Thomas Mallon. (англ.) . New York Times (25 июня 1995). Дата обращения: 8 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  15. Vivian Carol Sobchack. . — 2. — Rutgers University Press, 1987. — 345 с. — ISBN 9780813524924 .
  16. (англ.) . Дата обращения: 1 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  17. Allan Hunter. . — W.H. Allen, 1987. — 248 с. — ISBN 9780491032476 .
  18. (англ.) . Дата обращения: 1 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  19. Barry Keith Grant. . — University of Texas Press, 2003. — Т. 3. — 636 с. — ISBN 9780292701854 .
  20. (англ.) // Time . — Apr, 1975. 31 мая 2012 года.
  21. Ben Evans. . — Springer, 2011. — С. 481. — ISBN 9781441988096 .
  22. (англ.) . moria. Дата обращения: 1 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  23. Nancy Atkinson. (англ.) (27 апреля 2010). Дата обращения: 8 июня 2012. 24 июня 2012 года.
  24. Marie Lathers. . — Continuum International Publishing Group, 2010. — 240 с. — ISBN 9781441190499 .
  25. Charles P. Mitchell. . — Greenwood Publishing Group, 2001. — 310 с. — ISBN 9780313315275 .
  26. М. Кэйдин (пер. Д. Жукова, Г. Хозина). = Marooned. — Мир . — 344 с. 4 мая 2012 года.
  27. Роальд Сагдеев . // University of Maryland. 25 декабря 2018 года.
  28. Edward Clinton Ezell, Linda Neuman Ezell, Paul. . — Dover Publications, 2011. — 584 с. — ISBN 9780486478890 .
  29. . Дата обращения: 8 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  30. (англ.) . Дата обращения: 8 июня 2012.
  31. Борис Черток . 20 // Ракеты и люди. Лунная гонка. — 2. — Машиностроение, 1999. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-217-02942-0 .
  32. Борис Черток . 7 // Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. — 2. — Машиностроение, 1999. — Т. 2. — 448 с. — ISBN 9785217029358 .
  33. Boris Evseevich Chertok. = Ракеты и люди. — Government Printing Office, 2010. — 810 с. — ISBN 9780160817335 .
  34. (англ.) . variety . Дата обращения: 8 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  35. // Time . — 1970. — № 1 . 12 июня 2012 года.
  36. Michael R. Pitts. . — McFarland. — 2010. — 380 с. — ISBN 9780786444472 .
  37. Glen Scott Allen. . — 304 с. — ISBN 9781558497030 .
  38. Allan R. Andrews. (англ.) . 24 сентября 2012 года.
  39. Dennis Schwartz. (англ.) . Дата обращения: 1 июня 2012. Архивировано из 24 сентября 2012 года.
  40. Pauline Kael. . — Marion Boyars, 1975. — 458 с. — ISBN 9780714509419 .
  41. Richard Schikel. // Life : magazine. — Dec 1969. — № 19 . — С. 10 . — ISSN .
  42. Howard Thompson. (англ.) . New York Times (19 декабря 1969). Дата обращения: 1 июня 2012.
  43. Роджер Эберт . (англ.) . (25 декабря 1969). Дата обращения: 1 июня 2012. Архивировано из 25 мая 2005 года.
  44. Paul Monaco. . — University of California Press, 2003. — Т. 8. — 359 с. — ISBN 9780520238046 .
  45. Matt Maul. . Slant Magazine (20 июля 2009). Дата обращения: 8 июня 2012.
  46. (англ.) . Дата обращения: 8 июня 2012. 24 сентября 2012 года.
  47. // Boys’ Life. — 1969. — Т. 59 , № 10 . — С. 74 . — ISSN .
  48. Peter Knight. . — ABC-CLIO, 2003. — Т. 1. — 925 с. — ISBN 9781576078129 .
  49. (англ.) . IMDB . Дата обращения: 5 мая 2020. 24 сентября 2012 года.
Источник —

Same as Потерянные (фильм)