Нахцерер
- 1 year ago
- 0
- 0
На́хцерер ( нем. Nachzehrer ; от полупрефикса nach — после и zehren — истощать) — мифическое существо из германского средневекового фольклора , часто отождествляемое с вампирами .
В отличие от вампиров, нахцерер, как говорится в большинстве легенд, обычно не пьёт кровь живых людей, а поедает собственное мёртвое тело, посредством чего на расстоянии заражает людей смертельными болезнями (в частности, чумой ) и высасывает их жизненную силу. Вера в нахцереров была широко распространена в Германии (в Северной Германии , Рейнской области , Силезии , Баварии ) и на севере нынешней Польши среди кашубов . Единственное отличие «польского» варианта от «немецкого» заключается в том, что в кашубских легендах таким существом становится нежить, которой по какой-то причине не хватает сил, чтобы стать полноценным вампиром. Некоторые кашубы, тем не менее, верили, что набравшийся сил нахцерер способен выходить из могилы и пить людскую кровь .
В легендах рассказывается, что нахцерер не может сделать другого человека нахцерером посредством укуса или раны; стать им может умерший необычной смертью (например, от самоубийства или несчастного случая) или первый заболевший из большой группы людей, умерших от какой-либо болезни (как правило, чумы); также ими якобы могли стать утопленники или дети, умершие при рождении.
Считалось, что нахцереры не покидают своих могил, а вместо этого после пробуждения начинают поедать сначала свои похоронные саваны, а затем — самих себя, и чем больше они себя поедают, тем слабее становятся члены их семей, умирая один за другим от болезней и истощения. Также считалось, что нахцерер не будет двигаться в случае, если его могилу вскроют, опознать его можно по вывернутым большим пальцам на руках и открытому левому глазу.
Чтобы человек, умерший необычной смертью, не стал после смерти нахцерером, предпринимались различные необычные меры: в рот покойнику клали камень, кирпич или монету, под подбородок — ком земли, вокруг шеи плотно завязывали платок, на грудь помещали металлические предметы (ножницы, гвозди или ножи), руки связывали (иногда только символически — чётками), а сам гроб наполняли галькой или сушёными овощами, при этом глаза покойного всегда закрывали; иногда всё это сопровождалось тем, что умершего хоронили лицом вниз. Смысл этих предосторожностей был в том, чтобы никакое отверстие потенциального чудовища не было открытым (даже глаза), чтобы оно не могло иметь мистической связи со своими родственниками; рот же затыкали для того, чтобы предполагаемый нахцерер не смог начать грызть свой погребальный саван . Заполнение гроба большим количеством предметов имело место по причине поверья в то, что нахцерер, пробудившись, начнёт их считать прежде чем грызть саван. Но если предметов три или больше, то он не сумеет продолжить счёт, так как, будучи пробуждённым Дьяволом , не сможет произнести число «три», являющееся символом Троицы .
В легендах также содержатся упоминания (хотя подобное и не подтверждено серьёзными историческими источниками) о том, что по кладбищам некоторых городов ходили специальные патрули, которые прислушивались, не исходили ли из-под земли хрюкающе-чавкающие звуки, означающие, что нахцерер жуёт свой саван. Если такое было услышано, то могила якобы откапывалась, после чего труп обезглавливался или разрубался на части, голова прибивалась к земле шипами (иногда отрубалась и сваривалась в уксусе) или же тем или иным образом запечатывался рот . Ни в одной легенде о нахцерерах не упоминается о том, что в его сердце, как в случае с вампиром, вонзали бы осиновый кол. Если вдруг нахцерер начинал проявлять признаки жизни, то ему, как считалось, нужно быстро сунуть в рот монету (иногда её клали в рот покойнику сразу), так как она якобы сразу парализует его тело, после чего его можно будет добить.
Выход нахцерера из могилы, как говорилось в легендах, мог быть возможен только в одном случае — если покойника, который мог им стать, похоронили не только без каких-либо мер предосторожности, но и без погребального савана. В этом случае он выберется на землю и будет бродить по ней, заражая людей чумой и безуспешно пытаясь отыскать свой саван.
Вера в нахцереров (или подобных существ) имела место также в Венеции, где было обнаружено тело женщины, похороненной с кирпичом во рту в общей могиле умерших от чумы людей . На старых кладбищах города было обнаружено множество могил со скелетами, похороненными лицом вниз, что также отражает веру людей в нахцереров.
Нахцереры являются малоизученным культурным феноменом позднего Средневековья , и среди исследователей фольклора нет единства по поводу возможных причин появления веры в таких существ. Общепринятым является мнение, что вера в них появилась в Европе не раньше второй половины XIV века, времени распространения Чёрной смерти . Предполагается, что она явилась одним из результатов массовой истерии и страха перед эпидемиями. Другое объяснение, не отменяющее первое, предполагает, что люди, раскапывая по тем или иным причинам могилы, неоднократно видели частично съеденные крысами или подобными животными трупы, что и породило веру в нахцереров. В силу ряда причин нахцереры не стали частью современной популярной культуры (в отличие от вампиров), но об этих существах имеется достаточное количество серьёзных научных работ фольклористов.