«Опера спасения»
,
«опера спасения и ужасов»
(
фр.
opéra de sauvetage, opéra à sauvetage, pièce à/de/au sauvetage
) — жанр французской героической оперы конца XVIII века — начала XIX века, получивший своё развитие в годы
Великой французской революции
. Главным композитором направления был
Луиджи Керубини
.
Содержание
История
Термин «опера спасения» (или «опера страха и спасения») появился около 1900 года
. Сам жанр, обличавший тиранию и насилие, воспевавший доблесть борцов за свободу и справедливость, родился в годы Великой французской революции, но имел своих более ранних предшественниц — французские оперы
Антонио Сальери
«
Данаиды
» (1784) и «
Тарар
» (1787), в которых (в первом случае ещё в традиционной для
классицистской
оперы мифологической форме, а во втором уже на более современном материале) разрабатывалась та же тема, уже присутствовали многие особенности жанра и унаследованный от
К. В. Глюка
героический стиль
.
«Опера спасения» представляла собой разновидность героической драмы и своим названием была обязана характерной сюжетной коллизии: надвигающаяся смертельная опасность преодолевалась в ней благодаря отваге и благородству героев
. Типичные образцы этого жанра — оперы Луиджи Керубини «Лодоиска» (1791), «Элиза» (1794) и «Два дня» («Водовоз», 1800), а также опера
Ж. Ф. Лесюёра
«Пещера» (1793). В сюжетном отношении и по своей драматургической структуре «оперой спасения» является и «
Фиделио
»
Л. Бетховена
(первая редакция — 1805 год)
.
Особенности
мотив борьбы с тиранией, отвечающий революционным настроениям, обличение тирании и насилия, воспевание доблести борцов за свободу и справедливость.
монументальность и драматичность, агитационность
драматургия строится на сопоставлении контрастных образов и сцен
современные сюжеты (в отличие от доминировавших ранее мифологических), с более дифференцированной привязкой ко времени и месту действия, разнообразие характеров, соединение героики и патетики с бытовым колоритом
напряженное развитие сюжета с возрастанием опасности для героев
противоборство положительных и отрицательных персонажей
надвигающаяся опасность преодолевалась благодаря смелости, отваге и бесстрашию героев
нагнетание драматического напряжения к концу оперы
ситуация обязательно завершалась торжеством гуманистических идей, «добра», спасением — отсюда и название
.
Музыка
для музыки характерны драматическая выразительность, стремление к единству композиции (лейтмотивы и т. п.), соединение героических и жанровых элементов
.
яркий драматизм музыки, возросшая роль оркестра.
стремление авторов индивидуализировать музыкальный материал, придать ему большее единство и цельность (в том числе и с использованием лейтмотивных приемов), сильнее выразить рельефность мелодики и ритма (по выражению одного из исследователей, придать им предбетховенскую «аппасионатность») с помощью оркестровых тембров и гармонических оборотов
.
близость сюжетов к современности, динамизм и стремительность действия сближали «оперу спасения» с
опера комик
.
чтобы усилить эмоциональное впечатление, использовали такие приемы, как декламация на фоне оркестрового звучания, изображающего бурю, шум приближающейся погони.
простая бытовая песенность соседствует с интонациями и формами классической оперы.
чередование вокальных номеров и разговорных диалогов.