Чёрный ящик
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ящик Пандоры» ( нем. Die Büchse der Pandora , в советском прокате — « Лулу ») — классический немецкий немой фильм , поставленный в 1928 году Георгом Вильгельмом Пабстом с Луизой Брукс в главной роли. Премьера состоялась 29 января 1929 года .
Лулу — любовница Людвига Шёна, респектабельного владельца газеты. Фильм начинается с того, что Шён приходит к Лулу объявить о своей помолвке с Шарлоттой фон Царников, дочерью министра. К своему неудовольствию, он обнаруживает Лулу в компании непрезентабельного старика, пьяницы Шигольха — её старого знакомого (природа отношений Лулу и Шигольха из содержания фильма не до конца ясна).
На следующий день Лулу встречается со своим лучшим другом Альвой — сыном доктора Шёна. Шён-старший недоволен тем, что Лулу пришла в его дом, но ему приходит в голову идея: чтобы отвлечь Лулу от мыслей о своей будущей женитьбе, он предлагает ей главную роль в ревю, которое делает Альва. Лулу соглашается, однако когда Шён приходит на премьеру с Шарлоттой, Лулу отказывается выступать перед своей соперницей. Шён отправляется за кулисы, чтобы уговорить Лулу не срывать представление, но в результате Лулу соблазняет Людвига, уединившись с ним в складском помещении. Шарлотта обнаруживает любовников в объятьях друг друга.
Помолвка доктора Шёна с Шарлоттой разорвана, и он соглашается жениться на Лулу. В самый разгар свадьбы он застаёт Лулу в спальне, заигрывающей с Шигольхом и их знакомым, антрепренёром Родриго Квастом. Выйдя из себя, доктор Шён достаёт пистолет. Гости в панике разбегаются, Лулу и Шён остаются одни. Людвиг протягивает Лулу пистолет и требует, чтобы она покончила с собой. Лулу отказывается; Шён пытается заставить её силой, и в борьбе пистолет случайно разряжается. Шён убит наповал.
Лулу отдают под суд. Она обвинена в убийстве и приговорена к пяти годам тюрьмы. Но Шигольху и Квасту удаётся включить пожарную сигнализацию, и в создавшейся неразберихе Лулу сбегает из зала суда. Она отправляется в дом Шёна, где её встречает Альва. Он признаётся в любви Лулу, и они решают бежать из страны. Графиня Августа Гешвитц, которая тоже влюблена в Лулу, даёт ей свой паспорт. В поезде Лулу узнаёт по портрету один из пассажиров, маркиз Касти-Пьяни, и вымогает деньги в обмен на молчание. Он же предлагает место, где можно укрыться: небольшой корабль, на котором разместилось нелегальное казино .
Несколько месяцев спустя маркиз, продолжающий использовать своё влияние на Лулу, заключает сделку с богатым египтянином, согласно которой Лулу отправится в бордель последнего в обмен на денежную сумму, которую получит Касти-Пьяни. В это же время Родриго Кваст тоже начинает шантажировать Лулу в надежде получить денег на новую постановку. Последняя надежда Лулу — на выигрыш Альвы в картах. Альве не везёт, и он пытается сжульничать , но его обман быстро раскрывают другие игроки. Лулу обращается за помощью к Шигольху. Тот использует любовь Августы к Лулу и заставляет её соблазнить Кваста. Когда Кваст и Августа уединяются, Шигольх убивает Родриго. Лулу, Альва и Шигольх сбегают с корабля.
Действие заканчивается в Лондоне . Трое беглецов живут в бедности на чердаке. В канун Рождества Лулу вынуждена выйти на панель . Первым же её клиентом оказывается Джек Потрошитель . Он говорит ей, что денег при себе не имеет, но Лулу, проникшаяся к нему симпатией, всё равно приглашает Джека в своё жилище (до их прибытия Шигольх выталкивает наружу Альву и уходит сам). Идя по лестнице, тронутый Джек незаметно для Лулу выбрасывает свой нож. Но внутри, на чердаке, ему на глаза попадается другой нож, и тогда уже маньяку не удаётся сдержать себя. В это время Альва, ничего не знающий о происходящем, присоединяется к проходящему мимо шествию Армии спасения .
Актёр | Роль |
---|---|
Луиза Брукс | Лулу |
Фриц Кортнер | доктор Людвиг Шён |
Френсис Ледерер | Альва Шён сын Людвига Шёна |
( нем. ) | Шигольх |
( нем. Krafft-Raschig ) | антрепренёр Родриго Кваст |
Алис Робер | графиня Августа Гешвитц |
( нем. ) | Шарлотта Мария Аделаида фон Царников |
Густав Диссль | Джек Потрошитель |
( нем. ) | маркиз Касти-Пьяни |
( нем. ) | адвокат |
( нем. ) | инструктор |
Фильм основан на двух пьесах Франка Ведекинда — ( нем. ) и ( нем. ). Одна экранизация второй из названных драм уже была создана в 1921 году ; роль Лулу там исполняла Аста Нильсен .
После долгих поисков актрисы на главную роль Пабст увидел Луизу Брукс в фильме « » (1928) Говарда Хоукса и попытался связаться с Paramount Pictures , где работала Брукс, чтобы добиться её участия в «Ящике Пандоры». Предложение Пабста даже не было рассмотрено голливудской студией; Пабсту удалось пригласить Брукс в свой фильм, только когда её контракт с Paramount был разорван. До того, как Брукс дала согласие на съёмки, Пабст рассматривал кандидатуру Марлен Дитрих .
Непосредственно после появления фильм не вызвал одобрения критиков . За пределами Германии была показана перемонтированная версия ленты, из которой были изъяты сомнительные с точки зрения морали моменты, и которая заканчивалась хэппи-эндом . Успеха картина не имела; к примеру, обозреватель газеты The New York Times назвал фильм «бессвязной мелодрамой» . В Германии вызвало недовольство искажение текста Ведекинда и тот факт, что главную роль исполнила американка . Однако истинная причина недовольства состояла скорее всего не в том, что Пабст попытался переложить в визуальный ряд пьесу, чьё основное достоинство состояло в тонко продуманных диалогах, а в том, что экспрессионизм пьесы не соответствовал реализму « золотых двадцатых », царившему в Германии на момент выхода фильма .
Фильм был заново открыт в 1950-е годы и причислен к классике немецкого кино эпохи Веймарской республики . Он регулярно попадает в разнообразные списки лучших фильмов . На сайте They Shoot Pictures, Don’t They? , который обобщает из разных источников рейтинги, составленные кинематографистами и критиками, «Ящик Пандоры» занимает 213 место среди тысячи самых прославленных фильмов всех времён .
Пабсту, как пишут критики, удалось создать на экране особую атмосферу «сексуального безумия» . Он блестяще владеет режиссурой, иногда для передачи драматического конфликта режиссёру достаточно одного кадра . Визуально картина построена на контрастном кьяроскуро , большую роль играют тени и туман ; по словам Майкла Уилмингтона, эти приёмы предвосхищают эстетику американского нуара . Картина в целом состоит из нескольких сегментов, каждый из которых имеет собственных неповторимый стиль. Отношения Лулу с доктором Шёном полны психологического реализма. Лондонская кода заретушевана экспрессионистическими элементами. Сцена ревю , выполненная в голливудском стиле, насыщена энергией и юмором .
Особое место в поздних отзывах на «Ящик Пандоры» занимает игра Луизы Брукс. Анри Ланглуа вскоре после того, как фильм был заново открыт критикой, произнёс: «Нет никакой Гарбо . Нет никакой Дитрих . Есть только Луиза Брукс» . писал о том, что Брукс создала не просто персонаж, но навсегда утвердила в кино образ femme fatale . Михаил Ямпольский , в свою очередь, сравнивает её с Брижит Бардо , Джин Сиберг и Анной Карина : по мнению этого искусствоведа, все они — воплощения чистой женственности; «актрисы „вне амплуа“, актрисы „собственного тела“» . По словам известного американского критика Роджера Эберта , именно благодаря Брукс картина оказалась в числе выдающихся произведений кинематографа .
Название картины отсылает к древнегреческому мифу о Пандоре , которая, из любопытства открыв ларец, данный ей богами, выпустила на волю беды, обрушившиеся на мир. Точно так же Лулу приносит несчастья всем, кого с ней сталкивает судьба. Сравнение Лулу с Пандорой прямо высказано в самом фильме в сцене суда.
Фильм часто упоминается в качестве одного из первых, открыто показывающих лесбийские отношения : мужеподобная графиня Августа Гешвитц в фильме испытывает романтическое влечение к Лулу.
Некоторые сцены из фильма использованы в клипе на песню Pandora’s Box британской поп-группы OMD .
« Голубой ангел » — фильм 1930 года .