Interested Article - Бхагавад-гита как она есть

«Бхагава́д-ги́та как она есть» ( англ. Bhagavad-Gītā As It Is ) — перевод индуистского священного писания « Бхагавадгита » на английский язык с комментариями в духе традиции гаудия-вайшнавизма и бхакти-йоги . Сделан в 1960-е годы Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896—1977) — основателем вайшнавской религиозной организации « Международное общество сознания Кришны » (ИСККОН).

Первое издание «Бхагавад-гиты как она есть» было опубликовано на английском языке в 1968 году издательством Macmillan Publishers . В 1972 году впервые вышло полное издание книги с подлинными санскритскими текстами. С середины 1970-х годов публикацию «Бхагавад-гиты как она есть» осуществляет международное издательство « Бхактиведанта Бук Траст » . По данным издательства, «Бхагавад-гита как она есть» была переведена на более чем 80 языков и издана тиражом более 100 млн экземпляров. Этот перевод «Бхагавад-гиты» является самым распространённым за пределами Индии и одним из самых распространённых в Индии. Первое издание «Бхагавад-гиты как она есть» на русском языке вышло в свет в 1984 году. В последующие годы книга неоднократно переиздавалась и разошлась более чем миллионным тиражом. По данным Центра индийских исследований Института востоковедения РАН , это единственный русский перевод «Бхагавад-гиты», получивший широкое распространение. Другие, научные переводы, известны только учёным-специалистам.

В 2011—2012 годах прокуратура г. Томска предприняла попытку запретить «Бхагавад-гиту как она есть», признав её в судебном порядке экстремистской литературой. Состоявшийся в результате судебный процесс вызвал международный резонанс и привёл к тому, что впервые в истории российско-индийских отношений в Индии состоялись антироссийские акции протеста.

История переводов «Бхагавад-гиты» на русский язык

«Бхагавад-гита» является ядром « Бхишмапарвы » — шестой книги древнеиндийского эпоса « Махабхарата ». В 1785 году «Бхагавад-гита» стала первым произведением санскритской литературы , переведённым на один из европейских языков непосредственно с оригинала. Этот перевод (на английский язык) был осуществлён Чарльзом Уилкинсом . Книга сразу же привлекла внимание европейского читателя и послужила толчком для пробуждения в Европе интереса к древнему культурному наследию Индии. В 1788 году, всего через три года после появления английского перевода, Н. И. Новиков издал русский перевод поэмы, выполненный с английского А. А. Петровым. Затем, в течение более чем столетия, в России не появлялось «ни новых русских переводов „Бхагавадгиты“, ни каких-либо специальных исследований о ней».

В 1909 году вышло сразу два русских перевода «Бхагавад-гиты», оба выполненные русскими теософками . Один был сделан А. П. Казначеевой , другой — А. Каменской и И. Манциарли. Перевод Казначеевой был издан во Владимире , а Каменской и Манциарли — сначала в петербургском журнале «Вестник теософии», а потом (в 1914 году) — отдельной книгой в Калуге . С. Д. Серебряный отмечает, что Казначеева «переложила „Бхагавадгиту“ довольно беспомощными виршами, очевидно использовав какой-то западный (может быть, и не один) стихотворный перевод». Б. Л. Смирнов , в свою очередь, пишет, что перевод был сделан «неизвестно с какого языка» и что «в нём трудно узнать „Гиту“ даже хорошо знающему этот памятник». Каменская и Манциарли опирались на теософский перевод Анни Безант . Какой резонанс эти переводы «Бхагавад-гиты» получили в российском обществе, сказать трудно.

С оригинала «Бхагавад-гита» впервые была переведена в 1956 году санкритологом-любителем Б. Л. Смирновым, который отметил, что из-за низкого качества трёх предыдущих переводов «русский читатель по существу не знает „Гиты“». Перевод самого Смирнова индолог В. Г. Эрман впоследствии назвал «во многих отношениях замечательным трудом энтузиаста-любителя».

В 1984 году в Индии вышло первое конфессиональное русское издание «Бхагавад-гиты» — «Бхагавад-гита как она есть». Как впоследствии отмечал Сергей Серебряный , это комментированное издание «Гиты», ввиду двойного перевода (с санскрита на английский, а затем с английского на русский), не отличалось высоким качеством, и преследовало цель пропаганды идей гаудия-вайшнавизма. Несмотря на все недостатки, «Бхагавад-гите как она есть» суждено было стать единственным широко распространённым изданием «Бхагавад-гиты» на русском языке.

В 1985 году вышел перевод В. С. Семенцова , сделанный и опубликованный как приложение к монографии учёного. Это был второй перевод «Бхагавад-гиты» непосредственно с санскрита и первый перевод на русский язык, сделанный специалистом-санскритологом. Эрман отмечает, что перевод Семенцова «преследует художественные цели и местами передает текст оригинала достаточно вольно». При этом, Семенцов оставляет очень многие санскритские термины без перевода — в русской транслитерации. Эрман поясняет, что «избранный стиль перевода, как и сохранение без перевода санскритских терминов, здесь оправдывается тем, что он опубликован как приложение к подробному исследованию, где читатель найдет необходимые разъяснения, и должен рассматриваться в единстве с ним, подразумевая предварительное ознакомление с этим своего рода расширенным „введением“ к переводу». По мнению Эрмана, перевод Семенцова был «значительным шагом вперед по сравнению с предшествующей ему работой Б. Л. Смирнова». Семенцов исправил промахи Смирнова и «дал русскому читателю более верное представление о содержании оригинала».

Наконец, в 2009 году вышел первый полноценный научный перевод «Бхагавад-гиты» с санскрита на русский язык, который был осуществлён в конце XX века одним из ведущих российских индологов В. Г. Эрманом . Этот перевод был опубликован в составе шестой книги «Махабхараты» — « Бхишмапарвы ».

История написания и издания «Бхагавад-гиты как она есть»

Бхактиведанта Свами Прабхупада впервые перевёл «Бхагавад-гиту» с санскрита и написал к ней комментарии в 1940-е годы в Индии. Однако, единственный экземпляр рукописи исчез при загадочных обстоятельствах. Прабхупада снова начал работу над переводом и комментированием «Бхагавад-гиты» уже в 1965 году, вскоре после прибытия в Нью-Йорк. Как правило, Прабхупада просыпался в час ночи, в течение часа повторял мантру « Харе Кришна » на чётках, а затем до восхода солнца работал над «Бхагавад-гитой как она есть» и над переводом и комментированием другого классического санскритского текста — « Бхагавата-пураны ». В качестве стола Прабхупаде служил сундук, в котором он несколькими месяцами ранее привёз из Индии свои принадлежности. Первые шесть глав «Бхагавад-гиты как она есть» Прабхупада отпечатал на печатной машинке, а остальные двенадцать — надиктовал на диктофон.

Прабхупада уже имел издательский опыт: в начале 1960-х годов он опубликовал в Индии свой комментированный перевод первой из двенадцати частей «Бхагавата-пураны». Однако издавать книги в Америке было гораздо труднее, чем в Индии. Хотя к началу 1967 года у Прабхупады уже была группа последователей, ни один из них до сих пор не проявил особого желания перепечатать рукопись, отредактировать её и заняться переговорами с американскими издательствами. Перспективы издать «Бхагавад-гиту как она есть» были туманными, но несмотря на это Прабхупада в январе 1967 года параллельно начал работу над другой книгой, которая впоследствии была опубликована под заголовком «Учение Господа Чайтаньи». Сатсварупа Даса Госвами в биографии Прабхупады « » описывает писательскую и переводческую деятельность своего гуру следующим образом:

Надев очки для чтения, Прабхупада раскрывал свои книги и включал диктофон. Внимательно прочитав бенгальские и санскритские тексты, он брал в руку микрофон, нажимал на кнопку записи <…> и начинал диктовать. <…> За один раз он произносил не больше одной фразы, затем делал паузу, задумывался, и диктовал следующую. Прабхупада то говорил, то останавливался, включая и выключая диктофон. При этом он сидел, выпрямив спину, иногда слегка раскачиваясь или кивая головой в такт словам. Временами он низко склонялся над страницами и внимательно изучал их через свои очки.

Редактирование текста Прабхупада в конце концов поручил своему американскому ученику (Ховарду Уилеру), работавшему преподавателем английского языка в Университете штата Огайо . К лету 1967 года «Бхагавад-гита как она есть» была готова к публикации, и ученик Прабхупады Брахмананда занялся поиском издательства. В конце июля 1967 года, будучи в Индии, Прабхупада получил от Брахмананды письмо, в котором тот сообщил, что опубликовать «Бхагавад-гиту как она есть» согласилось престижное издательство Macmillan Publishers . 1 августа Прабхупада (находившийся в то время в Храме Радхи-Дамодары во Вриндаване ) написал ответ, в котором попросил Брахмананду немедленно подписать контракт с издательством. В том же году книга была издана, с предисловием, написанным лично знавшим Прабхупаду поэтом- битником Алленом Гинзбергом . В 1972 году впервые вышло полное издание книги с подлинными санскритскими текстами и, на этот раз, с предисловием американского индолога Эдварда Димока , который лестно отозвался о переводе и комментариях Прабхупады, назвав их подлинным толкованием «Бхагавад-гиты» в русле традиции гаудия-вайшнавизма. В том же году по инициативе Прабхупады было основано международное издательство « Бхактиведанта Бук Траст », которое с тех пор и осуществляет публикацию «Бхагавад-гиты как она есть» . Книга приобрела огромную популярность: по данным самих кришнаитов, за четыре десятилетия она была переведена на более чем 80 языков и издана тиражом более 100 млн экземпляров.

В Россию «Бхагавад-гита как она есть» пришла в июне 1971 года вместе с Прабхупадой, побывавшим тогда в Москве с пятидневным визитом. В СССР Прабхупаде удалось встретиться всего с двумя советскими гражданами: востоковедом Григорием Котовским и московичём Анатолием Пиняевым . Последний обратился в гаудия-вайшнавизм и стал активным проповедником этой религии в СССР. Пиняеву Прабхупада подарил свой личный экземпляр «Бхагавад-гиты как она есть» на английском. С того момента началось «нелегальное хождение» этой книги по СССР. В 1984 году в Индии вышло первое издание «Бхагавад-гиты как она есть» на русском языке. Под страхом ареста, кришнаиты «копировали её на ксероксе, печатали на машинке, переписывали от руки, даже зазубривали наизусть». После легализации ИСККОН в СССР в 1988 году, книга переиздавалась несколько раз. По данным кришнаитов, с 1984 года в странах бывшего СССР было продано около миллиона экземпляров русскоязычного издания «Бхагавад-гиты как она есть» . По данным Центра индийских исследований Института востоковедения РАН , «Бхагавад-гита как она есть» — единственное широко распространённое в России издание «Бхагавад-гиты» — другие переводы «Гиты» известны только учёным-специалистам.

Особенности и значение

В полном издании «Бхагавад-гиты как она есть» все санскритские шлоки приводятся на деванагари , с транслитерацией, дословным и литературным переводом. Большинство шлок сопровождается обстоятельными комментариями Бхактиведанты Свами Прабхупады, которые тот написал, основываясь на трудах предыдущих вайшнавских ачарьев . Это, в частности, комментарии к «Бхагавад-гите» Рамануджи , «Сарартха-варшини-тика» Вишванатхи Чакраварти , «Гита-бхушана-тика» Баладевы Видьябхушаны , а также комментарии на бенгали Бхактивиноды Тхакура . Как и большинство последователей других традиций индуизма , кришнаиты считают, что в «Бхагавад-гите» отражена основная суть философии индуизма .

Уильям Дэдвайлер отмечает, что, будучи представителем сампрадаи бенгальских вайшнавов, Прабхупада обладал способностью эффективно передать свою традицию будущим поколениям. С точки зрения традиции, Прабхупада принадлежал к цепи духовных учителей , восходящих к самому Кришне, и, следовательно, мог интерпретировать и представлять кришнаитские тексты «такими, какие они есть». Сам Прабхупада отмечал, что к моменту появления «Бхагавад-гиты как она есть» в течение сотен лет на Западе уже существовало множество переводов этого текста на английский и другие языки. Несмотря на это, никто так и не смог понять «Бхагавад-гиту», ибо тот, кто понимает слова Кришны в «Бхагавад-гите», подобно Арджуне принимает Кришну как Верховную Личность Бога и становится его последователем. Дэдвайлер отмечает, что только после того, как Прабхупада представил «Бхагавад-гиту» через парампару кришнаитов, люди, читающие её, начали становиться последователями Кришны. Согласно Дэдвайлеру, это свидетельствует о том, что только когда учение Кришны передаётся через цепочку духовных учителей, оно сохраняет свою духовную силу.

В «Бхагавад-гите как она есть» Бхактиведанта Свами Прабхупада подчёркивает первостепенную важность пути Кришна-бхакти и бхакти-йоги , а Кришну представляет как Верховную Личность Бога . Такая трактовка «Бхагавад-гиты» в рамках гаудия-вайшнавского богословия прямо противоположна монистическому толкованию адвайты .

Отзывы

Отзывы учёных

Американский индолог Эдвард Димок , директор Американского института индийских исследований, профессор Чикагского университета , крупнейший западный специалист по Бенгалии и гаудия-вайшнавизму , написал предисловие к первому полному изданию «Бхагавад-гиты как она есть», опубликованному издательством в 1972 году. В нём он отметил, что Бхактиведанта Свами комментирует текст «Бхагавадгиты» в духе традиции бхакти и гаудия-вайшнавизма, что является «легитимным». По его мнению «в этом переводе западный читатель имеет уникальную возможность увидеть как преданный Кришны интерпретирует текст своей собственной традиции». Димок отметил, что «Бхагавад-гита как она есть» «может служить как полезное пособие для многих университетских студентов», так как она даёт возможность «услышать квалифицированного толкователя, объясняющего насыщенный глубочайшим религиозным смыслом текст» и позволяет «ознакомиться с оригинальными и весьма убедительными идеями гаудия-вайшнавской школы».

Как отмечает Рамакант Пандея, директор «Всеиндийской ассоциации санскритологов», профессор санскрита Бенаресского индуистского университета , признанный в Индии специалист по индийским философским системам, Бхактиведанта Свами Прабхупада написал свой комментарий на английском, опираясь на гаудия-вайшнавский санскритский комментарий XVII века, « ». При этом Прабхупада использовал множество цитат и примеров из « Шримад-Бхагаватам » и других пуран , что находится в русле индуистской традиции составления комментариев. При этом Р. Пандея отметил, что «Индуизм — это большое тело, которое состоит из множества частей, то есть сампрадай . <…> В Индии с древних пор сложилась традиция комментариев на „Гиту“, где каждая сампрадая устанавливала свою доктрину, дав своё толкование „Гиты“. Таким образом, все традиционные комментарии на „Гиту“ отвечают учению той или иной сампрадаи. <…> [Бхактиведанта Свами Прабхупада] был последователем гаудия-вайшнава-сампрадаи , и это естественно, что он даёт толкование в ключе этой сампрадаи. Человек может больше всего описать тот аспект истины, который более всего изучил. Однако неправильно сказать, что из-за принадлежности к сампрадае он является сектантом, то есть отделился от учения Вед и более не следует санатана-дхарме. <…> Около пятидесяти стихов, которые я просмотрел в его переводе, оставили у меня впечатление скрупулёзного подхода. Конечно, для того чтобы вынести суждение о всех деталях этой работы, нужно проделать глубокий анализ, но я могу с уверенностью сказать, что его „Бхагавад-гита как она есть“ отвечает традиции индуизма». Сэмюэл Аткинс , профессор и заведующий кафедрой классической филологии Принстонского университета , назвал «Бхагавад-гиту как она есть» «научным, авторитетным изданием „Бхагавадгиты“», которое «произвело на меня глубокое впечатление». По мнению Аткинса, «этот труд представляет огромную ценность как для учёного, так и для рядового читателя».

Ирина Глушкова , ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН , отмечает, что [Бхагавад-гита] «не рассматривается вне комментаторской традиции, плодоносящей с VIII—IX вв.: из столетия в столетие, толкуя каждую строку из сложного и непрозрачного сочинения, мыслители различных философско-религиозных направлений излагают собственные взгляды. Их полемику друг с другом подхватывают их ученики и ученики учеников, которые интерпретируют комментарии своих предшественников и создают новые. Так складывалось и складывается неоднородное ритуально-теологическое пространство индуизма, не имеющего ни единого основоположника, ни единого сакрального текста, ни единого объекта почитания, ни сквозной иерархии, ни церковной организации. Именно так, уже в XX в., Бхактиведанта Свами Прабхупада, в миру Абхай Чаран Де (1896—1977), создал новый комментарий — „Бхагавад-гиту как она есть“ — на старый текст и основал „Международное общество сознания Кришны“. Его ветвь была зарегистрирована в России, и в 1990-е годы слова „Бхагавад-гита“ и „кришнаиты“ прочно вошли в русский лексикон».

Российский индолог С. Д. Серебряный в 1999 году негативно отозвался о вышедшем в 1984 году первом русском издании «Бхагавад-гиты как она есть». По его мнению, это издание «Гиты» содержит многочисленные искажения оригинального текста, вызванные двойным переводом (с санскрита на английский, а затем с английского на русский), и его стоило бы назвать «Бхагавадгита, какой бы она лучше никогда не была». Серебряный выделил «две характерные черты» этого издания: предопределённость перевода и комментариев «сектантскими» воззрениями ИСККОН и «некоторое, мягко говоря, своеобразие русского стиля, обусловленное большей частью несомненным „посредничеством“ англоязычной версии этой книги, опубликованной в 1968 г.».

По утверждению издателей книги, стилистические недостатки, связанные с переводом с английского на русский язык, были устранены в третьем русскоязычном издании «Бхагават-гиты как она есть», вышедшем в 2006 году.

В 2011 году, в связи судебным процессом о признании книги экстремистской , С. Д. Серебряный заявил, что чувствует неловкость из-за того, что его цитируют сторонники признания книги экстремистской. Он отметил, что не изменил свое мнение, но что цитата о «сектантском» характере книги, «будучи вырванной из контекста статьи и контекста книги в целом … звучит резче, чем мне бы того хотелось. Это касается прежде всего слова „сектантский“», которое в контексте индуизма принято использовать для обозначения «составляющих частей индуизма». Русскоязычным читателям, желающим познакомиться с «Бхагавадгитой», Серебряный порекомендовал прочитать русский перевод Всеволода Семенцова , или перевод Владимира Эрмана , «а лучше — и тот, и другой, потому что они взаимно дополняют друг друга».

Отзывы индийских государственных деятелей

Премьер-министр Индии Раджив Ганди получает в подарок от советских кришнаитов «Бхагавад-гиту как она есть» на русском языке. Нью-Дели , 1989 год.

5 апреля 1998 года премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи выступил с речью на открытии храма и культурного центра ИСККОН в Нью-Дели. В своей речи Ваджпаи, в частности, сказал, что «трансцендентное вселенское послание „Бхагавад-гиты“ очень живо передано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в его книге „Бхагавад-гита как она есть“». Ваджпаи также отметил, что «если сегодня „Бхагавад-гита“ распространяется в миллионах экземпляров на тысяче языков во всех уголках нашей планеты, то заслуга за это священное служение принадлежит, в основном, ИСККОН».

22 августа 2011 года, в день популярного индийского праздника « Кришна-джанмаштами » (дня рождения Кришны), храм ИСККОН в Москве посетили посол Индии Аджай Малхотра . Выступая перед общиной кришнаитов с приветственной речью, Малхотра указал на значимость для человечества послания Кришны, изложенного в главном священном писании индуистов — «Бхагавад-гите». Посол высоко оценил «философский аспект явления Кришны», выразившийся в «великой философии, которая описана в „Бхагавад-гите“». Малхотра, в частности, отметил, что «перевод и комментарии „Бхагавад-гиты“, созданные А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, — одни из самых лучших, поскольку представляют „Бхагавад-гиту“ такой, как она есть — приводя изначальные тексты, пословный перевод, литературный перевод и давая авторитетный комментарий в соответствии с самим значением стихов „Бхагавад-гиты“». Малхотра также отметил, что «в „Бхагавад-гите“ Господь Кришна обращается к Арджуне , учит нас бескорыстному служению Богу и всему человечеству».

4 ноября 2011 года президент Индии Пратибха Патил направила российским кришнаитам послание по случаю 40-летия Международного общества сознания Кришны в России. В послании она, в частности, отметила, что «на протяжении нескольких последних десятилетий Международное общество сознания Кришны играет важную роль в популяризации благородного и вечного послания Шримад Бхагавад-гиты и содействует установлению духовной гармонии во многих странах мира».

Критика в Индии

«Бхагавад-гита как она есть» подверглась критике со стороны ряда индуистских авторов и деятелей [ кого? ] . В ответ на эту критику, ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады и один из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны Шиварама Свами написал книгу «Комментарии Бхактиведанты: совершенное объяснение Бхагавад-гиты» («Bhaktivedanta Purports: Perfect Explanation of the Bhagavad-Gita»), которая была опубликована на английском языке в 1998 году.

Использование при принятии присяги в Конгрессе США

Член Палаты представителей США от 2-го избирательного округа Гавайев Тулси Габбард (кришнаитка по вероисповеданию) в 2013 и 2015 годах приносила присягу на «Бхагавад-гите как она есть». В сентябре 2014 года Габбард подарила экземпляр «Бхагавад-гиты как она есть», на котором она принесла присягу в 2013 году, премьер-министру Индии Нарендре Моди , который в тот момент находился с официальным визитом в США.

Самая большая «Бхагавадгита» в мире

В феврале 2019 года ИСККОН в Нью-Дели представил «самую большую „Бхагавадгиту“ в мире», которая когда-либо была напечатана — экземпляр «Бхагавад-гиты как она есть» весом 800 кг и форматом 2,8 на 2 метра. Церемонию провёл премьер-министр Индии Нарендра Моди .

См. также

Примечания

  1. , p. 34.
  2. Rajat Arora. // Hindustan Times . — December 20, 2011. 21 декабря 2011 года.
  3. // Lenta.ru . — 28 декабря 2011. 26 февраля 2022 года.
  4. , p. 144.
  5. Юрий Плешаков. // Портал–Credo.Ru. — 24 октября 2005. 11 ноября 2011 года.
  6. Андрей Мельников, Лидия Орлова. // Независимая газета : газета. — 18 января 2012. 23 октября 2018 года.
  7. , p. 336.
  8. , p. 9.
  9. , p. 306.
  10. , p. 337.
  11. , p. 308.
  12. , p. 5.
  13. , pp. 5—6.
  14. .
  15. , p. 7.
  16. , pp. 7—8.
  17. , p. 180.
  18. , p. 181.
  19. Robert D. Baird . // Robert N. Minor Modern Interpreters of the Bhagavadgita. — Albany: State University of New York Press , 1986. — С. 200—221 .
  20. Сергей Бычков . // Московский комсомолец . — 28 ноября 2011. 25 декабря 2011 года.
  21. // Globalsib.com. — 13 августа 2011. 31 марта 2022 года.
  22. , p. 58.
  23. <>Наряду с « Бхагавата-пураной », <…> «Гита» является наиболее цитируемым текстом гаудия-вайшнавской школы, — школы, которую представляет Свами Бхактиведанта, — последний в длинной цепи учителей . Можно сказать, что эта школа вайшнавизма была основана, или возрождена, Шри Кришна-Чайтаньей Махапрабху (1486—1533) в Бенгалии. В настоящее время она является наиболее влиятельной религиозной традицией в восточной части Индийского субконтинента . В гаудия-вайшнавизме Кришна выступает Верховным Богом , а не просто инкарнацией другого божества; бхакти рассматривается как непосредственная и наисильнейшая религиозная сила, заключающаяся в любви между человеком и Богом. Религиозная дисциплина этой традиции состоит в посвящении индивидом Божеству всех своих действий. Верующий слушает истории о Кришне из священных текстов, воспевает имена Кришны , омывает и одевает мурти Кришны, кормит Его и принимает остатки пищи, предложенной Ему , таким образом впитывая в себя Его милость; верующий делает это и многое другое до тех пор, пока не достигает преображения: становится кем-то очень близким Кришне и видит Господа лицом к лицу. Свами Бхактиведанта комментирует «Бхагавад-гиту» с этой точки зрения, и это легитимно. Более того, в этом переводе западный читатель имеет уникальную возможность увидеть как преданный Кришны интерпретирует текст своей собственной традиции. Здесь мы имеем дело с по праву знаменитой ведической традицией в действии. Эта книга является ценным вкладом со многих точек зрения. Она может служить как полезное пособие для многих университетских студентов. Она даёт нам возможность услышать квалифицированного толкователя, объясняющего насыщенный глубочайшим религиозным смыслом текст. Она позволяет нам ознакомиться с оригинальными и весьма убедительными идеями гаудия-вайшнавской школы. Санскритский текст, представленный в деванагари и транслитерации, даёт возможность специалистам-санскритологам заново интерпретировать или дебатировать определённые санскритские значения — хотя, по моему мнению, мало кто возьмётся оспаривать познания Свами [Бхактиведанты] в санскрите и его учёность. И в конце концов, для неспециалиста, мы имеем удобочитаемый английский перевод и дух преданности [Богу], который наверняка тронет сердце чувствительного читателя. Также мы имеем иллюстрации, которые, как бы это ни показалось удивительным тем, кто уже знаком с современным индийским религиозным искусством, были сделаны американскими преданными. Бхактиведанта Свами оказал услугу учёным, занимающимся исследованием гаудия-вайшнавизма студентам, а также всё растущему числу западных читателей, интересующихся классической ведической мыслью. Подарив нам новую и живую интерпретацию уже многим известного текста, он многократно увеличил наше понимание…
  24. , p. xv.
  25. .
  26. , p. xv.
  27. .
  28. , с. 786.
  29. . Lenta.ru . Дата обращения: 17 марта 2019. 22 марта 2019 года.
  30. , p. 44
  31. «Если сегодня „Бхагавад-гита“ распространяется в миллионах экземпляров на тысяче языков во всех уголках нашей планеты, то заслуга за это священное служение принадлежит, в основном, ИСККОН. <…> Внутренний фактор — это, конечно, внутренняя сила послания ИСККОН, основанного на философии „Бхагавад-гиты“. И это послание отвечает всем моральным нуждам мира — будь то поиск человеком внутреннего покоя, его желание как-то интегрироваться в общество людей и в природу, его обеспокоенность средой обитания, его отношение к деятельности, отношение к смерти „Бхагавад-гита“ дает исчерпывающие и внутренне очень состоятельные ответы на все эти вопросы. Вот этим ИСККОН отличается от разных модных движений, которые тоже обращались к умам людей шестидесятых-семидесятых годов. Все эти причуды приходили и уходили, а вот Движение сознания Кришны все наращивает и наращивает силу. Трансцендентное вселенское послание „Бхагавад-гиты“ очень живо передано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в его книге „Бхагавад-гита как она есть“. Значение Бхагавад-гиты вселенское и вечное. Она дает исчерпывающие ответы на три фундаментальных вопроса кто мы? что нам делать? как нам жить? Люди ставят эти вопросы во всех обществах и во все времена. И „Бхагавад-гита“ отвечает на эти вопросы. „Бхагавад гита“ не предписывает пассивность. „Бхагавад-гита“ — радикальный призыв к действию, преобразующему личность и общество. Вот почему „Бхагавад-гита“ смогла вдохнуть революционный дух в таких борцов за свободу, как Махатма Ганди , Вивекананда , Локаманья Тилак и другие». , pp. 43—44
  32. Михаил Ковалёв. // Московский комсомолец . — 22 августа 2011. 28 января 2012 года.
  33. // NEWSru.com . — 22 августа 2011. 20 сентября 2011 года.
  34. // NEWSru.com . — 30 ноября 2011. 1 декабря 2011 года.
  35. (англ.) . The Times of India (13 августа 2012). Дата обращения: 29 сентября 2012. 28 октября 2012 года.
  36. . Official Facebook Page of Tulsi Gabbard (7 января 2015). Дата обращения: 7 января 2018.
  37. (англ.) . YouTube (5 июня 2013). Дата обращения: 4 декабря 2014. 17 ноября 2014 года.
  38. Jaweed Kaleem. (англ.) . The Huffington Post (4 января 2013). Дата обращения: 4 января 2013. 12 января 2013 года.
  39. (англ.) . The Hindu (29 сентября 2014). Дата обращения: 8 октября 2014. 2 октября 2014 года.
  40. (хинди) . YouTube . DD News (26 февраля 2019). Дата обращения: 27 августа 2022. 27 августа 2022 года.

Литература

На русском
На английском

Ссылки

  • — копия книги в формате djvu
  • (англ.)
Источник —

Same as Бхагавад-гита как она есть