Фрейд, Зигмунд
- 1 year ago
- 0
- 0
Метапсихология ( нем. Metapsychologie ) — термин, применительно к психоанализу , предложенный З. Фрейдом для обозначения общего теоретического фундамента данной дисциплины, а также описания подхода к изучению психики в рамках основанной науки .
На современном этапе развития психоанализа термин имеет множество значений. По Лейбину он характеризует все идеи, описывающие психические процессы с точки зрения психоанализа ; в описании Лапланша — метапсихология разрабатывает модели, отдалённые от эмпиризма ; определение термина за авторством и — сводится к «положениям на высшем уровне абстрагирования » .
Термин «метапсихология» был впервые упомянут в 1896 году в письме Зигмунда Фрейда берлинскому врачу Вильгельму Флиссу от 13 февраля. Речь шла, считает Валерий Лейбин , о поиске идей для понимания природы психических заболеваний и закономерностей протекания психических процессов — ответов на вопросы из сферы философии . Первоначальное значение метапсихологии (как общей теории ) было сформулировано в ходе работы над « Толкованием сновидений » (1900) .
В научную литературу термин был введён в « Психопатологии обыденной жизни » (1901) ; Фрейд, рассуждая о суевериях и « мифологическом миросозерцании », заключал, что любое восприятие реальности посредством обращения к легендам есть проекция «личной психологии» во внешний мир. Целью науки учёный видел «расшифровку» не воспринимаемых сознанием индивидуума психических процессов — иными словами, создание «психологии бессознательного ». Фрейд писал: «Можно было бы попытаться разрешить таким путём мифы о рае и грехопадении , <…> превратить метафизику в метапсихологию» .
Более чем десятилетие термин учёным не употреблялся, только в 1915 году (в работе « ») Фрейд вернулся к его использованию, предложив трактовку, согласно которой данный термин стал характеризовать подход к рассмотрению психологических процессов в трёх различных отношениях (аспектах) — динамическом, топографическом и экономическом; пять лет спустя в книге « По ту сторону принципа удовольствия » учёный утвердился во мнении о правильности избранного им подхода . Вплоть до самой смерти учёного термин «метапсихология» оставался одним из важнейших понятий его теории ; так, в книге « » (1937) Фрейд, размышляя об устранении внутриличностных конфликтов, писал: «Без метапсихологических спекуляций и теоретизирования <…> здесь не сдвинешься ни на шаг» .
В соответствии с определением , подход к изучению психики в метапсихологии стоит на позиции описания «явлений в терминах умозрительного психического аппарата [понимаемого как конструкт ]» . По Фрейду, психологическое объяснение может считаться законченным (то есть «метапсихологическим» ), только если устанавливает наличие конфликта или связи между уровнями психики ( топография ), количество и тип(ы) затраченной энергии ( экономика ) и соотношение сил в сознании, которые могут быть направлены на совместную работу, или же противостоять друг-другу ( динамика ) .
В начале 1940-х разработки Фрейда продолжил , предложив дополнительные генетическую и адаптивную точки зрения . К концу 1950-х, благодаря совместным работам и , нововведения Гловера были приняты рядом психоаналитиков и на данный момент, согласно , вкупе с ранними фрейдистскими подходами представляют собой « эвристическую основу того, что является руководящим в психоанализе» . Адаптивный подход, в частности, поддерживался и оказал существенное влияние на работы Маргарет Малер . Генетический активно разрабатывался в рамках эго-психологии и, в большей степени чем остальные, оказал влияние на поп-культуру , выразившись в упрощённом понимании психопатологии и дисфункции как практически однозначного результата переживаний несчастливого детства .
|
|
На текущий момент фрейдовское понимание метапсихологии остаётся предметом дискуссии среди аналитиков . Неоднозначное отношение к термину, считают и , связано с постоянным расширением его содержания в соответствии с углублением понимания психики человека . Иногда под синонимом «метапсихологии» (как «общей теории») понимают парапсихологию , а метапсихологию как подход к изучению психики приравнивают к номотетическому подходу , отмечает , комментируя: «Мета здесь означает „вне“, в том смысле, что такие метапсихологические попытки представляют собой нечто, выходящее за рамки того, что было выявлено и познано эмпирически, и пытается полностью обрисовать общие принципы психологии» . Для ортодоксального же фрейдизма «общая теория» была и остается одним из краеугольных камней дисциплины; так, Жак Лакан заключал: «оправданно или нет, но каждый аналитик неизменно впадает в теоретические рассуждения о ментальном развитии <…> невозможно ни секунды практиковать не мысля метапсихологическими терминами» .
Представителями отличных от психоанализа теорий метапсихология подвергается критике — в разное время её основными противниками выступали учёные и . Метапсихологические понятия (как положения на высшем уровне абстрагирования) ставятся под сомнение из-за умозрительности и отдалённости от клинической практики, — так, в частности, особо порицается употребление таких терминов как « психическая энергия », « катексис », инстинкты жизни и смерти . Жорж Политцер аналогично не принимал введения в оборот отдалённых от эмпиризма понятий (исходя из этого, ошибочных), видя в их использовании «выход [науки] за пределы её собственного предмета — человеческого действия» .