Ван дер Вейден, Рогир
- 1 year ago
- 0
- 0
« Снятие с креста » ( нидерл. Kruisafneming , 1435—1440) — алтарный образ (центральная часть триптиха, его боковые створки не сохранились) фламандского художника Рогира ван дер Вейдена , одна из вершин европейского изобразительного искусства XV века. В настоящее время хранится в мадридском музее Прадо .
Картина была заказана гильдией арбалетчиков Лёвена и первоначально находилась в часовне Девы Марии «что за стеной» . В знак того, что картина заказана гильдией, в углах панелей изображены маленькие арбалеты . Искусствоведы датируют создание «Снятия» приблизительно 1435 годом . В 1548 году картину ван дер Вейдена обменяли на её копию работы и орган . Новым владельцем «Снятия с креста» стала сестра Карла V , штатгальтер Нидерландов , Мария Австрийская . «Снятие с креста» находилось в замке Марии в , где в 1551 году картину увидел испанский дворянин Винсенте Альварес, отозвавшийся о произведении ван дер Вейдена так:
Это была лучшая картина во всём замке и даже, я считаю, во всём мире, потому что я видел в этих краях многие хорошие картины, но никто не мог сравниться с ней по верности природе и благоговейности изображения. Все, кто видел её были того же мнения.
Альварес сопровождал будущего короля Испании Филиппа II . Филипп перевёз картину в Испанию, где она хранилась в часовне его охотничьего домика в Эль-Пардо . С 1574 года картина находилась в Эскориале . В инвентаре, датированном 15 апреля 1574 года упоминается:
…большая панель, на которой изображено снятие с креста, с нашей Девой и другими восемью фигурами… руки Мастера Рогира, которая принадлежала королеве Марии .
В 1939 году «Снятие с креста» было передано в музей Прадо .
О снятии с креста тела Иисуса (в связи с положением во гроб ) упоминают все евангелисты : Матфей ( Мф. ), Марк ( Мк. ) и Лука ( Лк. ) сообщают о том, что тело Христа снял его тайный ученик Иосиф Аримафейский . Иоанн ( Ин. ) добавляет ещё одного участника снятия — Никодима . Ни один из евангелистов не говорит о том, что в снятии участвовали Богородица , жены-мироносицы , Иоанн Богослов , обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему. В средние века в связи со снятием тела большое внимание уделялось роли матери Иисуса. Примером может послужить анонимный текст XIV века Meditationes de Vita Christi , возможно его автором является Лудольф Саксонский . Существует мнение, что описание снятия тела Христа из этого произведения оказало влияние на многих художников, в том числе и Рогира ван дер Вейдена :
Тогда Дева Мария благоговейно принимает его правую руку и прижимает её к своей щеке, смотрит на неё и целует её со слезами и печальными вздохами.
Искусствовед Лорн Кэмпбелл так идентифицирует персонажей картины (слева направо): Мария Клеопова ; святой Иоанн Богослов ; Саломея-повитуха (в зелёном, поддерживает упавшую в обморок Деву Марию ); Никодим (в красном) — держит тело Иисуса ; молодой человек на лестнице — слуга Никодима или Иосифа Аримафейского; Иосиф Аримафейский (персонаж в тканых золотом одеждах); бородатый человек за Иосифом с сосудом, вероятно, ещё один слуга (сосуд — атрибут Марии Магдалины , содержащий «фунт нарда, очень дорогого», которым она помазала ноги Иисуса) и сама Мария Магдалина .
Между историками искусства существует разногласие, кто из персонажей Иосиф Аримафейский и Никодим. считает, что Иосиф — человек в красном, держащий тело Христа, а Никодим — это тот, кто поддерживает ноги Христа .
Основной центр композиции — Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушил ранее существовавшие каноны, придав телу Девы необычное для нидерландской живописи положение . Её фигура почти повторяет положение тела сына и символизирует мистическую преданность матери, высказанную ещё Фомой Кемпийским в трактате Imitatio Christi (1418). Здесь художник раскрывает мир чувств, понятный каждому человеку, и заставляет зрителя сопереживать.
Дирк де Вос предположил, что алтарь по замыслу ван дер Вейдена должен был иметь грандиозное деревянное обрамление, и что изображение на картине должно было соперничать с полихромной скульптурой. Ван дер Вейден трактует жесты и выражения лиц персонажей, опираясь не столько на традицию живописи, сколько пластических видов искусства. Фигуры почти в человеческий рост, переданные в перспективе, помещены в очень ограниченное пространство (но в картине не менее пяти планов) и представляют собой одну слитную группу. Этот приём позволяет сконцентрировать внимание зрителя на переднем плане композиции и усиливает трагизм события.
Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы ) направляет взгляд зрителя на череп Адама , символизируя таким образом сущность искупления .
Кэмпбелл утверждает, что ключом к работе является не реализм , а скорее использование искажений, вызывающих чувство беспокойства. Вводя совершенно иррациональные детали, деформируя реальные образы, художник достигает наивысшего эмоционального воздействия. Кэмпбелл предполагает, что в определённых отношениях «Снятие с креста» ван дер Вейдена имеет больше общего с произведениями Матисса и Пикассо (особенно с его Герникой ), чем с картинами его современников .