Хонг Чау
- 1 year ago
- 0
- 0
Чау ( чāв , чао ; от кит. трад. 鈔 , упр. 钞 , пиньинь chāo , палл. чао — «бумажные деньги», «ассигнации») — бумажная валюта , выпущенная изначально в империи Цзинь а впоследствии в империи Юань в 1260 -е годы и в государстве Хулагуидов в 1294 году .
В 1260 году , в первый год правления Хубилая были выпущены две разные банкноты Чау. Чау были сделаны из коры тутовых деревьев. Первоначально использовались деревянные блоки для печати бумажных денег, но в 1275 году производство перешло на бронзовые пластины. Это была первая бумажная валюта, которая использовалась в качестве основного средства денежного оборота в истории Китая. Изначально банкроты печатали в императорском монетном двору, основанным в 1260 году, вероятно, в Шанду . В дальнейшем императорский монетный двор был перенесен в Ханбалык . В столицах провинций также иногда печатали деньги.
Денежная реформа была ответом на кризис, вызванный возросшими государственными расходами сумасбродного ильхана Гайхату , который «был государем весьма щедрым, делал чрезмерные подарки, и денег в мире ему не хватало» . Взимать новые налоги с разорённого населения не представлялось возможным, и для покрытия расходов двора казне пришлось взять взаймы значительные суммы. Дополнительным фактором кризиса, по Вассафу , был падёж скота от бескормицы ( ют ) в Ираке и Хорасане , вызванный оледенением снега на зимних пастбищах.
В данных обстоятельствах, впервые в истории Передней Азии была сделана попытка выпустить по китайской модели бумажные деньги с принудительным курсом. Предложение восстановить финансы таким образом изначально поступило от Изз ад-Дина Музаффара ибн Мухаммеда ибн Амида, советника визиря . При поддержке эмира Болада (Пулад-чингсанг), представителя в Иране великого хана Хубилая , рассказавшего, что «чоу — это бумага с царской печатью на ней, которая ходит по всему Хитаю вместо чеканных дирхемов , а звонкая монета там балыш , и она достается высочайшей казне» , Садр ад-Дин легко убедил Гайхату санкционировать это мероприятие. Любому, кто откажется принять чау или не обменяет монеты на банкноты, грозила смертная казнь. Поскольку были даны также приказы прекратить производство золотых и серебряных сосудов и золотых одежд для всех, кроме ильхана и высшей знати, цель реформы заключалась в том, чтобы сосредоточить драгоценные металлы в руках правительства. Только купцам Персидского залива , занятым в международной торговле , был разрешён обмен банкнот на золото. Чау были пущены в обращение в Тебризе 12 сентября 1294 года, согласно Рашид ад-Дину , или в сентябре-октябре, согласно Вассафу.
Введение банкнот привело к экономической катастрофе. Рашид ад-Дин писал :
С неделю из страха перед мечом [их] принимали, однако за них людям немного чего давали. Большая часть жителей Тебриза поневоле предпочла убраться и прихватила с собою с базаров товары и съестное, так что ничего нельзя было достать, и люди, чтобы поесть плодов, скрывались в садах. Город, столь полный народа, совсем опустел. Бездельники и бродяги раздевали на улицах всех, кого встречали. Караваны там перестали ходить.
Цены выросли более, чем в десять раз. Торговцы отказывались отпускать товар за чау, торговля на базарах замерла; множество людей покинуло Тебриз. Садр ад-Дин Зенджани, получивший от ильхана почётный титул Садр-и джехан («Садр (опора) мира»), был прозван в народе Садр аль-чави («бумажный Садр»). После двухмесячного периода беспорядков правительство было вынуждено сперва разрешить использование монет для покупки продуктов питания, а затем отменить указ о введении чау совсем. Имеющиеся данные связаны в основном с Тебризом и в меньшей степени с Багдадом , но Вассаф приводит список провинций, в которые были направлены эмиры для постройки печатных мастерских ( чаухане , ср. китабхане ). Ещё весной 1295 года , через некоторое время после свержения Гайхату, будущий ильхан Газан перехватил близ Семнана партию чау, направлявшуюся в Мазандеран . Он презрительно отметил, что бумага не выдержит влажного климата региона, и отдал приказ сжечь банкноты. Также были сожжены печатные машины ( алат ), следовательно, блоки для печати были деревянными, а не медными как в Китае.
Банкноты, описанные Вассафом, содержали надписи на китайском и шахада , исламский символ веры , а также имя Иринджин Дорджи, данное Гайхату тибетскими ламами. Банкноты были номиналом от четверти дирхема до 10 динаров , согласно , хотя продолжатель Абу-ль-Фараджа сообщает, что минимальный номинал был 1 динар. В персидском литературном языке Средней Азии слово чау ещё в XVIII веке имело значение «испорченная монета».
Источники
Литература