Вяльцева, Анастасия Дмитриевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Анастаси́я Ива́новна Гессен-Гомбургская ( 4 (15) октября 1700 — 27 ноября ( 8 декабря ) 1755 , Санкт-Петербург ) — русская княжна из рода Трубецких , в первом браке княгиня Кантемир , дочь фельдмаршала князя И. Ю. Трубецкого , любимая сестра И. И. Бецкого , статс-дама.
Анастасия родилась 4 ( 15 ) октября 1700 года в семье фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого (1667—1750) и его второй жены Ирины Григорьевны Нарышкиной (1669—1749) . Отец Анастасии известен как «последний боярин» (он был последним носителем этого чина), он приходился дядей государственному деятелю Никите Юрьевичу Трубецкому . Мать Анастасии — родственница матери Петра I , была статс-дамой при дворе трех императриц: Екатерины I , Анны Ивановны и Елизаветы Петровны .
Анастасия Ивановна свою молодость провела в
Швеции
, куда её мать последовала за мужем, взятым в плен в сражении при
Нарве
. Вернувшись с родителями из
Стокгольма
, где она получила чисто европейское образование, княжна Анастасия Ивановна 14 января
1717 года
вышла замуж за проживавшего в
Петербурге
князя
Дмитрия Константиновича Кантемира
, господаря
Молдавского княжества
, получившего в год своей смерти титул германского имперского князя. От этого, по-видимому счастливого, брака с сорокопятилетним вдовцом княгиня в ноябре
1720 года
родила дочь, княжну
Смарагду (Екатерину) Дмитриевну
, бывшую замужем за князем
Д. М. Голицыным
.
Камер-юнкер Берхгольц в своем дневнике писал в
1721 году
:
…Войдя туда, где стояла княгиня Валахская, я был поражен красотой её стана и лица, она, бесспорно, одна из прекраснейших женщин во всем Петербурге. Хотя я и прежде имел счастие видеть её в Швеции (где она несколько лет находилась в плену с отцом своим, генералом князем Трубецким и одной или двумя сестрами) при бракосочетании нынешней королевы и кроме того не раз, и она тогда уже слыла за красавицу, однакож теперь нашел её еще красивее и приятнее, она блондинка, высока ростом и имеет прекрасные руки и чудный цвет лица. На веке левого глаза у неё маленькое черное пятно, издали похожее на мушку, но это нисколько не вредит красоте и живости её глаз, напротив делает их еще более выразительными. Его высочество, знавший княгиню еще в Швеции, очень занимался ею и так как она женщина весьма приятная и образованная, то они хорошо проводили время, разговаривая то по шведски, то по-немецки.
Жили Кантемиры на Никольской улице, дом их был между Николаевским греческим монастырем и типографией. В своем особняке супруги устраивали ассамблеи, на которых присутствовал
Пётр I
, играли музыканты
Екатерины
, гости танцевали модные танцы, а затем слушали пение слепого казака под бандуру.
В
1723 году
Анастасия Ивановна овдовела. Потеряв мужа, молодая вдова сохраняет энергию и вкус к придворной деятельности, носившей в это время кочевой характер. После смерти Дмитрия Кантемира много лет (до 1739 года) не остывали страсти по его наследству. По закону, имения не могли быть разделены, а должны были быть отданы старшему сыну Кантемира от первого брака. Старшим сыном был Константин. При разделе Сенат решил дело (о какой-то доле наследства) в пользу мачехи Константина Анастасии Ивановны. Константин обратился в Верховный Тайный Совет. Там созвали комиссию, с участием императрицы. Комиссия перерешила — и иск Константина удовлетворили.
3 февраля 1738 года в Петербурге княгиня Анастасия вступила во второй брак с давним своим поклонником российским фельдмаршалом Людвигом Груно, наследным принцем Гессен-Гомбургским . В 1739 году супруги путешествовали по Германии, и Анастасия Ивановна единственный раз побывала в Гомбурге , который должен был стать резиденцией её супруга, однако Людвиг умер за год до своего отца.
Анастасия Ивановна сумела завоевать особое расположение императрицы Елизаветы Петровны , находясь при ней во время дворцового переворота в 1741 году, за что была пожалована 25 ноября 1741 года статс-дамой, а 18 декабря того же года орденом св. Екатерины 1-го класса. В этом звании Анастасия Ивановна «брала первенство» у всех статс-дам, не исключая и обер-гофмейстерины графини А. К. Воронцовой , и, подобно ей, имея кавалерский орден, не носила статс-дамского портрета. В 1745 году Анастасия Ивановна овдовела во второй раз.
Не найдя счастья во втором браке, Анастасия Ивановна всегда пользовалась безупречной репутацией. Болезнь мужа, лечение и смерть его в Берлине — такой ряд бед надолго отвлек княгиню за границу. Она не сразу нашла в себе силы вернуться на родину. В последние годы она много путешествовала, была известна в европейских столицах своей красотой и образованностью и подолгу жила в Париже с дочерью, блистая на придворных балах у королевы Марии Лещинской .
Смерть отца в 1750 году заставила Анастасию Ивановну вернуться на родину. К придворной жизни она уже возвращалась только эпизодически. Последние годы жизни княгиня посвятила благотворительности.
Скончалась Анастасия Ивановна в Петербурге 27 ноября
1755 года
и похоронена в
Александро-Невской лавре
, в церкви Благовещения. Её сводный брат Бецкой, с которым ландграфиню связывала нежная дружба, поставил на её могиле мраморную доску с надписью «
Вселюбезнейшей сестре Анастасии, рожденной княжне Трубецкой, сию печали память прискорбнейший брат поставил.»
Им же выбиты в память её две медали с её изображением и надписями: « Восходит к вершине почёта по стезе добродетели»; «Дражайшей сестре опечаленный брат».
В первом браке у Анастасии родились два сына и одна дочь:
Второй брак Анастасии был бездетным.