Interested Article - Гилмор, Джеймс

Джеймс Ги́лмор ( англ. James Gilmour ; кит. 景雅各 ; 12 июня 1843 , Кэткин, Шотландия , Британская империя 21 мая 1891 , Тяньцзинь , Цинская империя ) — шотландский протестантский миссионер в империи Цин , член Лондонского миссионерского общества .

Биография

Ранние годы и образование

Джеймс Гилмор родился 12 июня 1843 года в семье Джеймса и Элизабет Петтигрю Гилморов третьим из шести сыновей в поместье Кэткин, недалеко от Глазго . Члены семьи Гилморов были известны как ревностные последователи протестантского конгрегационализма . Джеймс получил хорошее школьное образование в Глазго и поступил в Глазговский университет , где учился очень прилежно, особенно преуспевая в латыни и греческом языке . В 1867 году получил степень бакалавра , в 1868 году магистра . В университетские годы Гилмор стал убеждённым христианином.

После университета Гилмор решил стать миссионером и предложил свою кандидатуру Лондонскому миссионерскому обществу , которое направило его на подготовку в Честнатский конгрегационный теологический колледж. Окончив его, Гилмор провёл год в миссионерской семинарии в Хайгейте , а в Лондоне выучился китайскому языку . 10 февраля 1870 года в Эдинбурге был назначен миссионером в Монголию , после чего 22 февраля отбыл из Ливерпуля в Китай на пароходе « Диомед », исполняя во время плавания обязанности капеллана .

Первое путешествие в Монголию

Гилмор прибыл в Пекин 18 мая 1870 года , однако из-за июньской резни обвинённых в насылании засухи католиков-французов в соседнем Тяньцзине Гилмор был вынужден отложить поездку в Монголию до конца июля. 27 августа Гилмор выехал в Халху из Калгана в сопровождении русского почтмейстера и через месяц добрался до Кяхты , однако оказалось, что его устаревший паспорт не принимается на российской границе. Гилмор был вынужден поселиться в доме местного шотландского торговца Гранта и использовал время ожидания нового паспорта из Пекина для обучения монгольскому языку , наняв учителя. В конце 1870 года Гилмор покинул Кяхту , поселившись в юрте заинтересовавшегося христианством бессемейного монгола, контрактора Гранта, рядом с которым проживали двое лам . В этой компании Гилмор провёл три месяца, изучая язык и пытаясь проповедовать, пока не получил паспорт.

Я дал ламе книгу ( катехизис ) в субботу, и, когда навестил его во вторник, оказалось, что он прочёл её уже дважды. У него были вопросы ко мне; сперва он заставлял меня признать некое исходное положение, а затем оспаривал его. Особенно его поражало то, что Христос восседает одесную Бога . Если Бог не имеет формы, то как кто бы то ни было может быть по правую руку от него? И, опять же, если Бог пребывает повсюду, то и Христос оказывается, где бы он ни был, и по правую, и по левую сторону от Бога, как такое может быть? Вездесущность изумляла. Был ли Бог в этом горшке, в этой юрте, в его сапоге? Он что, наступает на Бога? Был ли Бог в его чайнике? Не обжигает ли тогда его чай? И если Бог в чайнике, не становится ли чайник живым? Так он преподнёс хохочущей аудитории чайник как новый вид животного. Я спросил его, сделался бы чайник живым, если бы в него залетела муха? «Нет», — отвечал он, — «Ведь она не занимает всю полость чайника, как это должен был бы сделать Бог»…

из дневниковых записей Гилмора

В марте Гилмор посетил Селенгинск , затем — Иркутск , где задержался на три месяца, и в конце концов вернулся в Калган. Летом следующего года Гилмор вместе с , английским протестантским миссионером в Китае, посетил буддийскую святыню Утайшань . Британские миссионеры интересовали паломников-монголов большей частью как источник занятия денег в долг. Гилмор старался привлечь монголов в христианство через лечение несложных болезней, однако к концу 1874 года так и не сумел крестить ни одного монгола.

Жизнь в Пекине

В январе 1874 года Гилмор, решив жениться, написал письмо с предложением к Эмили Прэнкард, сестре знакомой англичанки, живущей в Пекине . Несмотря на то, что Гилмор видел свою невесту лишь на фотографии и совершенно не был с нею знаком, из Лондона пришло письмо с согласием, после того, как Эмили познакомилась с родителями жениха. 8 декабря 1874 года , через неделю после её прибытия в Тяньцзинь , Гилмор женился. Первый год супружеской жизни Гилмор провёл в Пекине, изредка выезжая на крупные ярмарки, и лишь 7 апреля 1876 года вновь отправился в Гоби , сопровождаемый женой, однако вернулся всего через полгода. В Пекине Гилмор подготовил несколько рассказов о своих странствиях.

Во время голода в Сяошане, в пяти днях езды от Тяньцзиня, Гилмору удалось вовлечь несколько сотен китайцев в пение христианских песен, которые он считал легчайшим способом христианизации. Последующей зимой Гилмор нашёл в Пекине несколько домов, где зимовали монголы , и разносил и продавал им Библии, разговаривая с ними о Христе и иногда декламируя им Евангелие . Однако его слава лекаря сослужила ему дурную службу, так как монголы обращались к нему в основном по различным бытовым нуждам: « Один хочет поумнеть, другой располнеть, третий вылечиться от безумия, или от табака, или от водки, или от страсти к чаю. Большинство мужчин хочет снадобье для роста бороды, ну и почти каждый мужчина, женщина и ребёнок хочет, чтобы его кожа отбелилась настолько, чтобы быть как у иностранца ».

В 1882 году Гилморы навестили родных в Англии. Здесь же Гилмор опубликовал свою книгу « Среди монголов » ( англ. Among the Mongols ), имевшую успех у публики, и вернулся в Пекин в конце 1883 года .

В начале 1884 года Гилмор пешком отправился в очередной поход в Монголию, во время которого сумел обратить в христианство одного давно интересовавшегося этой религией монгола. 19 сентября 1885 года в Пекине умерла Эмили Гилмор; год спустя оба их сына отбыли в Англию. В течение четырёх последующих лет Гилмор выезжал в Монголию, где занимался фельдшерством и распродажей Библий. В 1889 году Лондонское миссионерское общество отправило его в побывку на родину, где он опубликовал свою очередную книгу, « Гилмор и его мальчики » ( англ. Gilmour and His Boys ). По возвращении в Китай 14 мая 1890 года Гилмор получил почётный пост председателя комитета Северо-Китайского отдела общества. Умер от тифа 21 мая 1891 года .

См. также

Примечания

  • Royer, Galen B. Christian Heroism in Heathen Lands (неопр.) . — Elgin, IL: Brethren Publishing House, 1915.
  1. Richard Lovett, James Gilmour of Mongolia, pg. 48
  2. Цит. по: Lovett R. James Gilmour of Mongolia. His diaries and reports. — London, The Religious Tract Society, 1895. — pp. 64-65

Библиография

  • H. P. Beach, Princely Men in the Heavenly Kingdom (1903), pp. 77–106
  • Kathleen L. Lodwick, «For God and Queen: James Gilmour Among the Mongols, 1870—1891», [Social Sciences and Missions] (Leiden: Brill), vol.21, no.1, 2008, pp. 144–172
  • Richard Lovett, (1892)
  • Richard Lovett, James Gilmour and His Boys , London:Religious Tract Society, 1894).
  • Richard Lovett, (1893)
  • Richard Lovett, , London : Religious Tract Society, (1883)
  • W. P. Nairne, Gilmour of the Mongols , London, Hodder and Stoughton (1924)
  • Temur Temule, «Rediscovering the Mongols, James Gilmour as a Transculturator», in Gaba Bamana, ed., Christianity and Mongolia: Past and Present (Ulaanbaatar: Antoon Mostaert Center, 2006), 54-59.

Ссылки

Источник —

Same as Гилмор, Джеймс