Строгое, благородное искусство балерины сформировалось в традициях классической школы
Христиана Иогансона
,
Мариуса Петипа
и её отца,
Павла Гердта
. После исполнения партий
феи Сирени
(«
Спящая красавица
»),
Зари
(«
Коппелия
») и
Изабеллы
(«
»), в
1919
году Гердт получила звание
балерины
. Пик её сольных выступлений приходится на 1920-е годы, когда она активно участвовала в возобновлении на советской сцене лучших дореволюционных спектаклей Мариинского театра. Как балерина, воспитанная в академических традициях
классического танца
, она обеспечила преемственность традиций русского балета в революционную эпоху. «Пластичный, выдержанный в мягких тонах, совершенный по форме танец Елизаветы Гердт стал в 20-е годы эталоном академической балетной культуры»
.
После 20 лет выступлений, в
1928
году, Елизавета Павловна оставила сцену и полностью посвятила себя педагогике. Вела класс усовершенствования балерин в родном театре, в 1927—1934 годах параллельно преподавала в
Ленинградском хореографическом училище
, в 1930—1932 годах также была его художественным руководителем.
В 1934 году переехала в Москву, где с 1935 года начала преподавать в
Московском хореографическом училище
. В 1936—1937 годах была его художественным руководителем. Работу в училище совмещала с преподаванием в балетной труппе
Большого театра
. Во время
Великой Отечественной войны
, в 1942—1945 годах была в эвакуации; в 1945 году вернулась в Москву, с 1960 года преподавала только в театре.
Некоторое время (в эвакуации?) работала в
Тбилиси
, в Государственной хореографической студии, созданной в 1934 году при
Театре оперы и балета
.
6 мая 1923 —
Мадлен / Армида
**, «
Павильон Армиды
» Н. Н. Черепнина, хореография М. М. Фокина, возобновление Ф. В. Лопухова и
А. И. Чекрыгина
(
виконт де Божанси / Ринальдо
— М. А. Дудко)
Театральная энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия.
Красовская В.М.
Елизавета Гердт
// Профили танца. —
СПб.
: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 1999. — С. 15—22. — 400 с. — (Труды Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой). —
2000 экз.
—
ISBN 5-93010-001-2
.
Красовская В.М.
Русский балетный театр начала XX века. —
Л.
:
«Искусство»
, 1972. — Т. 2: Танцовщики. — С. 336—341. — 456 с.
В мемуарной литературе
Вспоминая мастеров московского балета… —
М.
:
«Искусство»
, 1990. — С. 164—201. — 377 с. — (Театральные мемуары). —
30 000 экз.
—
ISBN 5-210-00372-8
.
Интересный факт
Согласно воспоминаниям
Исая Кузнецова
,
народный артист СССР
Зиновий Гердт
, который поначалу выступал под своей настоящей фамилией Храпинович, по предложению
Алексея Арбузова
взял себе в качестве артистического
псевдонима
(позднее ставшего официальной фамилией актёра) фамилию балерины Елизаветы Гердт, очень популярной в 1920-е годы
.
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 15 мая 2020.
9 мая 2021 года.
↑
Балет. Энциклопедия. —
М.
: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 февраля 2022.
13 февраля 2022 года.
Гейзер М. М.
Зиновий Гердт. —
М.
: Молодая гвардия, 2012. — 270 с. — (Жизнь замечательных людей. Малая серия). —
5000 экз.