Бокис, Густав Густавович
- 1 year ago
- 0
- 0
Серге́й Густа́вович Лега́т (1875—1905) — русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых . Сын балетных танцовщиков Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен ), брат Николая Легата . Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу.
Сергей Легат родился в Москве 15 (27) сентября 1875 года
Образование получил в балетном отделении Петербургского театрального училища , которое окончил в 1894. Педагоги: П. А. Гердт , X.П.Иогансон , Л. И. Иванов .
По окончании училища был принят в кордебалет императорского Мариинского театра , в 1896 был переведён в корифеи, а с 1897 в солисты. Сергей Легат принадлежал к лучшим танцовщикам своего времени.
Среди его партнёрш были прославленные балерины Т. П. Карсавина , М. М. Петипа . В 1902—1903 гг. вместе со своей гражданской женой и постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам М. М. Петипа гастролировал в Вене , Париже , Монте-Карло , Будапеште .
Выступал и как балетмейстер, поставив несколько балетных номеров; в 1903 году или, по другим источникам — в 1905 году , совместно с братом Николаем Легатом поставил балет «Фея кукол» Байера для исполнения выдающимися балеринами театра: М. Ф. Кшесинской (фея кукол), А.Павловой (испанка), В.Трефиловой (японка), А.Вагановой (китаянка), О.Преображенской (кукла Бебе). Роли двух Пьеро исполняли М.Фокин и сам Сергей Легат. Сюжет балета был прост: куклы в маленьком магазинчике игрушек ночью оживали и устраивали празднество во главе с феей кукол. Балет был решен полностью в рамках академического стиля, напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль Леон Бакст .
Помимо сценической деятельности, занимался педагогической: с 1896 г. преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 г. был репетитором балетной труппы Мариинского театра.
Так же, как брат Н. Г. Легат, он очень неплохо рисовал, в частности, они совместно создали немало карикатур и шаржей на своих товарищей по балетной труппе. Плодом их рисовального творчества стал совместно изданный альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903) , включающий карикатуры на прославленных деятелей русского балета: Э. Чекетти , А. Я. Ваганову , М. К. Обухова , М. И. Петипа , М. М. Петипа , А. В. Ширяева , Т.Карсавину , М. М. Фокина , М. Ф. Кшесинскую , К.М. Куличевская и множество других , а кроме того создали серию и на себя .
Жизнь оборвалась трагически. Во время забастовки артистов в 1905 году он был вынужден снять свою подпись под петицией и подписать документ, направленный против его революционно настроенных коллег по балетному цеху . Это несогласие с собственной совестью привело к катастрофе — талантливый артист покончил жизнь самоубийством 19 октября ( 1 ноября ) 1905 года : «утром его нашли с перерезанным бритвой горлом» (Тамара Карсавина).
Жена ( гражданский брак ): балерина М. М. Петипа , дочь прославленного балетмейстера М. И. Петипа и балетной примы М. С. Суровщиковой-Петипа .
По воспоминаниям Ф. В. Лопухова , сравнивавшего деятельность двух братьев, Сергей Легат «уступал Николаю как танцовщик, но значительно превосходил его как артист». Балерина Тамара Карсавина сказала, что Сергей был всеобщим любимцем труппы, с его смертью «каждый ощутил в душе пустоту, словно из нашей жизни ушел солнечный свет» .