Родился 11 марта 1818 года в
Марселе
в семье французского артиста балета и балетмейстера
Жана-Антуана Петипа
и драматической актрисы
(1794—1860). Его старший брат
Люсьен Петипа
в дальнейшем стал известным танцовщиком и балетмейстером, был премьером
Парижской оперы
, сестра
— певицей и актрисой.
Учился
балетному
искусству у отца, брал также уроки у
Огюста Вестриса
. В детском возрасте начал выступать на сцене в балетах, поставленных отцом. Первой исполненной им партией была роль мальчика из
Савойи
в балете «Танцемания» (постановка Ж. А. Петипа по хореографии
П. Гарделя
). Работал балетмейстером в
Нанте
. В молодости гастролировал с отцом, выступая во
Франции
, в
США
и в
Испании
.
В 1847 году Петипа по приглашению российских властей приехал в
Санкт-Петербург
. Его дебют состоялся на сцене
Петербургского Большого (Каменного) театра
. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России — сначала как солист балета и
педагог
, а с 1862 года — как балетмейстер. С 1869 по 1903 год занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское
подданство
.
Первая жена —
Мария Суровщикова
, русская артистка балета, солистка Императорских театров. Их брак продолжался 15 лет — с 1854 по 1869 год. Дети —
Мария
(р. 1857), русская артистка балета, солистка Императорских театров; Иван (1859—1871).
Вторая жена —
, дочь известного актёра
Леонида Леонидова
, артистка балета Императорских театров. Их брак продолжался с 1882 года и до кончины балетмейстера. Дети — Надежда (1874—1945, внучки —
Надежда Константиновна Петипа-Чижова
и Ксения Константиновна Петипа-Чижова (1905—1975), артистка балета Большого театра), Евгения (1876—1892), Виктор (1879—1933/1939), актер театра и кино), Любовь (1880—1917),
Марий
(р. 1884), Вера (1885—1961, танцовщица Мариинского театра, автор воспоминаний «Наша семья»).
Также Мариус Петипа имел внебрачных детей — сына
Мариуса Петипа
(р. 1850), ставшего драматическим актёром, от актрисы
и дочь Татьяну от работницы театра, с которой он жил долгое время.
1886
— «Приказ короля» — Большой балет в 4 актах 6 картинах А. Визентини
Танцы в операх
1849
— «
Марта
»
Фридриха фон Флотова
— дивертисмент на музыку Цезаря Пуни в 1-м акте: национальный танец, характерное па, английское па; итальянская оперная труппа
1879
— «Гуарани» Карлоса Гомеса — танец дикарей, па со стрелами, марш; итальянская оперная труппа
1880
— «Царица Савская»
Карла Гольдмарка
— амазонки, невольницы, негры в 1-м акте, танец альмей, па баядерок, танец чёрта, вакханалия в 4-м акте; итальянская оперная труппа
1881
— «Мефистофель»
Арриго Бойто
— обертас в 1-м акте, хоровод на шабаше во 2 акте, хореа в 4 акте; итальянская оперная труппа
1881
— «
Король Лахорский
»
Жюля Массне
— танцы альмей во 2-м акте, фантастический балет : адажио, мелодия и вариация, вальс и финал в 3-м акте; итальянская оперная труппа
1882
— «
Гугеноты
» Джакомо Мейербера — нимфы во 2-м акте, цыганский танец в 3-м акте
1882
— «
Фауст
»
Шарля Гуно
— вальс во 2-м акте, Вальпургиева ночь в 5-м акте. В том же году состоялось первое представление «Вальпургиевой ночи» как отдельного балета.
1848
— «Пахита» — Большой балет в 3 актах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье)
1849
— «Сатанилла, или Любовь и ад» — Большой пантомимный балет в 3 актах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье); возобновление —
1866
1864
— «
Дочь фараона
» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни; возобновление —
1891
1868
— «Парижский рынок» — Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни
1865
— «Путешествующая танцовщица» — Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни
1868
— «
Корсар
» — Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни и Лео Делиба
1868
— «Царь Кандавл» — Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни
1896
— «Прелестная жемчужина» — Балет в 1 акте Рикардо Дриго, торжественный спектакль по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств
Николая II
и
Александры Фёдоровны
Танцы в операх
1849
— «Страделла» Фридриха фон Флотова — полька во 2-м акте
1889
— «Талисман» — Большой фантастический балет в 4 актах 7 картинах с прологом и эпилогом Рикардо Дриго, для бенефиса Елены Корнальба; возобновление —
1895
1898
— «
Дочь фараона
» — Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, возобновление для прощального бенефиса Анны Иогансон
1899
— «
Корсар
» — Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни, Лео Делиба, с новым вальсом и адажио на музыку Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
1899
— «
Жизель
» — Фантастический балет в 2 актах Адольфа Адана, возобновление для дебюта Энрикеты Гримальди
1900
— «Испытание Дамиса» — Балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса Пьерины Леньяни
1900
— «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» — Балет в 1 акте Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
1900
— «Времена года» — Аллегорический балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса
Матильды Кшесинской
1900
— «Арлекинада» — Балет в 2 актах Рикардо Дриго, для бенефиса Матильды Кшесинской
1900
— «
Баядерка
» — Большой балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом Людвига Минкуса, возобновление для бенефиса Павла Гердта
1901
— «Фиаметта» — Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса (совместно с Львом Ивановым), для бенефиса кордебалета
1884
— «Альдона» Амилькаре Понкьелли — народный танец в 1-м акте, андалузский танец, танцы греческих невольниц, солдаты во 2-м акте; итальянская оперная труппа
В 2018 году к 200-летию со дня рождения балетмейстера Банк России выпустил в серии «Выдающиеся личности России» памятную серебряную монету номиналом 2 рубля.
Именем Петипа назван сквер в Санкт-Петербурге, расположенный во дворе дома 29 на улице Декабристов
.
Такое ударение принято в наше время. Настоящее имя Петипа — французское Мариу́с, с ударением на последнем слоге (см., напр.:
Лихачёв Д. С.
Воспоминания. — Изд. 2-е —
СПб.
: «LOGOS», 1999. — С. 70—96.)
(
3 марта 2016 года.
) в проекте Санкт-Петербургских захоронений.
.
ТАСС
.
из оригинала
12 марта 2018
. Дата обращения:
11 марта 2018
.
(неопр.)
.
kanoner.com
. Дата обращения: 2 августа 2020.
26 февраля 2021 года.
Чернышова-Мельник Н.Д. =.
Мариус Петипа: в плену у Терпсихоры =. — Санкт-Петербург =, 2019. — 309 = с.
Статьи
Б.
Юбилей М. И. Петипа // Петербургская газета : газета. —
СПб.
, 1896. —
№ 9 декабря
.
Бахрушин Ю.
Петипа // Экран : журнал. —
М.
, 1922. —
№ 29
.
Б[езобразов]. Н.
М. И. Петипа (К 50-летию его артистической деятельности) //
Новое время
: газета. —
СПб.
, 1896. —
№ 23 ноября
.
Б[езобразов]. Н. М.
М. И. Петипа (Биографический очерк к 50-летию сценической деятельности) //
Ежегодник императорских театров
: журнал. —
СПб.
, 1896—1897. —
С. 426—433
.
Волынский А.
Мариус Петипа // Жизнь искусства : журнал. —
М.
, 1922. —
№ 12
.
Гурова Я
.
Ю
. Забытый балет Петипа / Я. Ю. Гурова // Балет. — № 4 (193) июль-август 2015. — С. 32-36.
Гурова Я
.
Ю
. Иван Александрович Всеволожский и его современники / Я. Ю. Гурова. — СПб: Типография «Скифия-Принт», «Родные просторы», 2016. — 390 с.
Лопухов Ф.
Зачинатель русского балета // За советское искусство : газета. —
Л.
, 1947. —
№ 22 мая
.
Плещеев А.
М. И. Петипа //
Всемирная иллюстрация
: журнал. —
СПб.
, 1896. —
№ 1454
. —
С. 611
.
Плещеев А.
М. И. Петипа (1847—1907. К 60-летию его хореографической деятельности в Петербурге) //
Исторический вестник
: журнал. —
СПб.
, 1907. —
С. 561—568
.
Светлов В.
М. И. Петипа //
Биржевые ведомости
: газета. —
СПб.
, 1910. —
№ 3 июля
.
Свой.
К юбилею М. И. Петипа //
Биржевые ведомости
: газета. —
СПб.
, 1896. —
№ 8 декабря
.
Свой.
Бенефис М. И. Петипа //
Биржевые ведомости
: газета. —
СПб.
, 1896. —
№ 10 декабря
.
Сег.
"Отец русского балета" // Театр : журнал. —
СПб.
, 1907. —
№ 28
. —
С. 7—8
.
Слонимский Ю.
Как Петипа оказался в России? //
Нева
: журнал. —
Л.
, 1968. —
№ 3
. —
С. 198—204
.
Слонимский Ю.
Чародей танца. К 150-летию со дня рождения М. Петипа // Вечерний Ленинград : газета. —
Л.
, 1968. —
№ 11 марта
.
Солянников Н.
Мои воспоминания о Мариусе Ивановиче Петипа // За советское искусство : газета. —
Л.
, 1945. —
№ 14 октября
.
Солянников Н.
Что давал Мариус Петипа исполнителю // За советское искусство : газета. —
Л.
, 1947. —
№ 22 мая
.
Франгопуло М.
Мариус Петипа // За советское искусство : газета. —
Л.
, 1940. —
№ 10 декабря
.