Дассен, Джо
- 1 year ago
- 0
- 0
Жюль Дассе́н ( фр. Jules Dassin , до переезда в Европу — Джу́лиус Мо́зес Да́ссин ( англ. Julius Moses Dassin ), 18 декабря 1911 , Мидлтаун , Коннектикут , США — 31 марта 2008 , Афины , Греция ) — американский и французский кинорежиссёр и актёр, классик жанра нуар , снявший в этом жанре три знаменитых фильма — « Обнажённый город » (1948), « Ночь и город » (1950) и « Рифифи » (1955). За последний удостоен премии Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру . Отец французского эстрадного певца Джо Дассена .
Жюль Дассен родился под именем Джулиус Мозес Дассин в городке Миддлтаун округа Миддлсекс в штате Коннектикут на восточном побережье США в набожной еврейской семье, незадолго до того эмигрировавшей из Российской империи . В семье было восемь детей. Его отец Шмил (Сэмюэл) Дассин (1887—1949) был парикмахером из Одессы , мать Берта Фогель (Berthe Vogel Dassin, 1885—1949) — домохозяйкой из Польши . Дед режиссёра занимался производством париков для Одесского оперного театра . Вскоре после рождения Джулиуса вся семья переехала в нью-йоркский район Гарлем , учился Дассин в в Бронксе .
После кратковременного обучения в Европе, Дассин начал театральную карьеру на идише в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе «АРТЕФ» (идиш: Ар бэтэр Те атэр Ф арбанд — рабочее театральное объединение ) в 1934 году , когда театр въехал в собственное здание на Бродвее . Эта новаторская труппа была создана режиссёром Бенно Шнайдером — воспитанником вахтанговской театральной студии « Габима » — в МХАТовских традициях и находилась под сильным влиянием советского авангардизма середины 20-х годов, не исключая и прокоммунистической направленности. С 1936 года Дассин уже в основном актёрском составе, играл главным образом в пьесах Шолом-Алейхема (« Дос гройсэ гевинс » — «Большой выигрыш, или 200000»), а также в «Рекрутах» Липы Резника (« Рекрутн ») и пьесах Мойше Кульбака «Разбойник Бойтрэ» (« Бойтрэ-газлен ») и «Биньёмен Магидов» ( Вениамин Магидов ). Одновременно зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для популярного в те годы радиочаса Кейт Смит (c 1937 года ) и постановкой одноактных комедий в летних еврейских рабочих лагерях «Кэмп Киндерланд» (идиш: детская страна ) и «Кэмп Ништ Гедайгет» (идиш: беззаботный ) в Катскильских горах (в первой из этих колоний он до 1939 года работал главным администратором ). В одном из этих лагерей он познакомился со своей будущей женой (с 1933 года ), скрипачкой Беатрис Лонер. После окончания еврейской школы в Бронксе , Беатрис Лонер ( 1913 , Нью-Йорк — 1994 , Палм Спрингс, Калифорния ), чей отец эмигрировал в США из Бучача ( Галиция , Австро-Венгерская империя ), продолжила обучение в Джулиардской школе музыки под руководством британского скрипача и педагога Харольда Беркли ( англ. Harold Berkeley ), но оставила музыкальную карьеру вскоре после замужества.
После распада труппы АРТЕФ в 1940 году Дассин впервые выступил в роли режиссёра, поставив Medicine Show ( лечебное шоу ) на Бродвее. Умеренный успех постановки привёл к его переезду в Лос-Анджелес , где он вскоре начал работать в Голливуде , подписал семилетний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер (MGM) и уже в следующем году дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По « Сердце-обличитель ». На протяжении 1940-х годов Дассин снял ряд полнометражных лент, но в 1947 году , остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся в Нью-Йорк . Здесь он начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле нуар с оттенком эстетики неореализма, принесших ему известность и кассовый успех — Brute Force ( грубая сила ), 1947; Naked City («Обнажённый город», в Нью-Йорке ), 1948; Thieves’ Highway («Воровское шоссе», в Сан-Франциско ), 1949; и Night and the City ( « Ночь и город » , в Лондоне ), 1950.
Во всех четырёх картинах Дассин отдаёт явное предпочтение саспенсу и напряжённости перед откровенными сценами насилия, ставшими характерной частью гангстерского кино. Начиная со второго из них ( Обнажённый город ) он ведёт съёмки на реальных улицах Нью-Йорка и использует непрофессионалов в качестве статистов — практика, появившаяся в Италии и не принятая тогда в Америке.
Однако ещё до окончания съёмок картины «Ночь и город» в Лондоне дальнейшая карьера режиссёра в США была прервана его коллегой Эдвардом Дмитрыком , который в набиравшую обороты эпоху маккартизмa засвидетельствовал членство Дассина в коммунистической партии (он состоял в ней в 1930-х годах и вышел из партии после пакта Молотова — Риббентропа) перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности (House Committee on Un-American Activities, или HCUA). Дассин, попав в «Чёрный список» Голливуда , остался практически без работы (одна театральная постановка за 3 года) и, так и не дождавшись собственной повестки от HCUA, в 1953 году был вынужден переехать вместе со всей семьёй (женой, дочерьми Джули и Рики, сыном Джозефом ) в Париж , где к тому времени уже сложилось целое сообщество таких же, как и он, голливудских невозвращенцев.
После пяти лет мытарств и безуспешных попыток вернуться в кино во Франции и Италии , Дассену всё же удалось получить новый контракт и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США — Rififi (Du Rififi chez les Hommes; Рифифи, или мужские разборки ), 1955; Never on Sunday (Ποτέ την Κυριακή — Поте тин кириаки; только не в воскресенье ), 1959; Phaedra ( Федра ), 1961; Topkapi ( кинжал Топкапи ), 1964. Большинство из этих фильмов, в первую очередь «Ночь и город», « Рифифи » ( приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах , 1955) и «Кинжал Топкапи», стали классикой жанра нуар . Франсуа Трюффо назвал «Рифифи» лучшим фильмом жанра.
В 1955 году на фестивале в Каннах Дассен познакомился с греческой актрисой Мелиной Меркури (1920—1994), вскоре развёлся с Беатрис Лонер (Béatrice Launer, 18 июня 1913 — 1994 ) и в начале 1960-х годов поселился с новой женой в Греции . Успешное использование греческой тематики и несказанная популярность картины «Только не в воскресенье» сделали супружескую (с 1966 года ) пару Дассен — Меркури чем-то вроде национальных героев в этой стране. Мелина Меркури снялась в главных ролях в большинстве картин Дассена этого периода (в том числе артхаусных ), включая такие известные, как «Кинжал Топкапи» с Максимилианом Шеллом и Питером Устиновым , «Никогда в воскресение» (в 1967 году на его основе Дассен поставил мюзикл Illya Darling, Лапочка Иллия , на Бродвее с Меркури в главной роли), «Федра» (с Энтони Перкинсом ) и «Страстная мечта» (Dream of Passion, 1978) — последняя роль Мелины в кино.
Жюль Дассен был продюсером и автором или соавтором сценария в большинстве своих картин, а также снялся в некоторых из них, в том числе под псевдонимом Perlo Vita. В картине Только не в воскресенье (1959), Дассен и Меркури сыграли главные роли. В годы диктатуры в Греции (1967—1974) Дассен и Меркури жили в Нью-Йорке и во Франции, затем вновь поселились в Афинах, где Меркури стала членом парламента, а с 1981 года — министром культуры Греции. С 1980 года , устав от трудностей финансирования некоммерческого кино, Дассен сконцентрировался главным образом на театральных постановках в Афинах . После смерти Мелины в 1994 году он остался жить в Афинах в своём особняке на улице Мелины Меркури один.
Дети: