Колонна, Лоренцо I Онофрио
- 1 year ago
- 0
- 0
Колонна Юстиниана — римская триумфальная колонна , возведённая в Константинополе по приказу византийского императора Юстиниана I в честь побед его армий в 543 году . Она стояла в западной части площади Августейон , между собором святой Софии и Большим дворцом , пока не была разрушена в начале XVI века османами .
Колонна представляла собой грандиозное сооружение, производившее сильнейшее впечатление на зрителей. В своём трактате О постройках Прокопий Кесарийский описывает её второй, сразу после рассказа о соборе святой Софии . Согласно его описанию, колонна была установлена на вершине ступенчатой пирамиды , на семи каменных ступенях которой могли сидеть жители города. Сама колонна не была сплошной, а была составлена из огромных прямоугольных монолитов , связанных раствором и бронзовыми картинами и венками. На верху колонны была установлена обращённая на восток конная статуя Юстиниана . Конь изображён в движении, его левая нога «поднята в воздух, как будто он собирается ступить на находящуюся перед ним землю, другая твердо опирается на камень, на котором стоит конь, с тем чтобы сделать следующий шаг; задние же ноги у него так напряжены, что, когда им придется двинуться, они тотчас же готовы.» Император одет как Ахиллес — на нём высокие башмаки, а нога от лодыжки без поножей . На нём надет панцирь, на голове шлем, увенчанный плюмажем ( ). В руках его нет оружия, только шар, увенчанный крестом, символизирующий власть императора над всей землей, достигнутую не силой оружия, а верой. Правая рука статуи вытянута к востоку.
Колонна простояла без повреждений до заката Византийской империи , когда она была описана Никифором Григорой .
Существуют многочисленные описания колонны, сделанные русскими паломниками, посещавшими город. Самое раннее на Руси описание этой статуи приводится в «Беседах о святынях и других достопамятностях Царьграда», автором которых был, вероятно, Василий Калика , который отметил присутствие перед колонной группы из трёх коленопреклонённых «цари погани», размещённых на небольших пьедесталах . Вероятно, они существовали ещё в конце 1420-х годов, но были удалены до 1433 года . Также описание статуи даёт Стефан Новгородец . Известно, что по просьбе Епифания Премудрого колонну нарисовал Феофан Грек , однако это изображение до нас не дошло. Колонна неоднократно воспроизводилась на памятниках русского искусства, наиболее известны изображения на иконах , хранящихся в Государственном Русском Музее и Третьяковской галерее .
Сама колонна описывается как чрезвычайно большая, 70 метров согласно Кристофоро Буондельмонти и была видна с моря. Григора приводит рассказ о том, что когда плюмаж со шлема статуи рухнул, для его восстановления пришлось прибегнуть к услугам акробата , который с крыши храма святой Софии при помощи стрелы по бечевке первым прошел к основанию статуи. После окончания ремонта смельчак получил от императора Феофила 100 золотых номисм за смелость. [ источник не указан 4947 дней ] Во время латинского завоевания Константинополя с колонны была сорвана бронзовая облицовка.
К XV веку память о персоне, которой посвящена статуя, начала забываться. Некоторые полагали, что это основатель города, Константин Великий , а Кириак Анконский , оставивший нам рисунок колонны, полагал, что это Ираклий . Широко было распространено представление, что колонна и, в частности, шар лат. globus cruciger , или яблоко , как он был известен в народе, является гением места . Соответственно, его падение в период между 1422 и 1427 годами было воспринято как знамение грядущей катастрофы.
Непосредственно после падения Константинополя в 1453 году османы не стали демонтировать статую. По крайней мере, на основании анализа гравюр из «Хроники» немецкого путешественника Хартмана Шеделя можно сделать вывод что, в 1490 году она ещё находилась на колонне. Разрушение статуи и колонны произошло около 1515 года . Пьер Жиль , французский учёный, посетивший город в 1540-х годах, оставил свидетельство о фрагментах статуи, лежавших во дворце Топкапы , перед тем как они были переплавлены на пушки:
Среди фрагментов были нога Юстиниана, выше моего роста, и его нос, длиной больше девяти дюймов. Я не отважился измерить ногу лошади [...] но тайно измерил одно из копыт и оно было девяти дюймов в высоту.