Завадовская, Вера Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня Ве́ра Никола́евна Завадо́вская , урождённая Апра́ксина ( 2 ноября 1768 — 22 ноября 1845 ) — фрейлина , кавалерственная дама ордена Св. Екатерины меньшего креста, одна из первых красавиц своего времени; жена фаворита Екатерины II и первого министра просвещения России графа П. В. Завадовского ; возлюбленная русского поэта С. Н. Марина .
Единственная дочь графа Николая Фёдоровича Апраксина от брака с фрейлиной Софьей Осиповной Закревской . Оба младших брата умерли в детстве. Её отец был секунд-майором Конной гвардии, а мать дочерью получившего дворянство казака Осипа Закревского и Анны Григорьевны Разумовской (1722—1758), любимой сестры знаменитых графов А. Г. и К. Г. Разумовских .
Своё очень редкое в то время имя Вера получила в честь бабушкиной сестры Веры Григорьевны , бывшей замужем за богатым козелецким полковником и жившей при дворе в Петербурге .
Софья Осиповна имела большое влияние на своего дядю Кирилла Разумовского, и после смерти его жены, в 1771 году, переехала со своей семьей к нему в дом, где скоро стала его полной хозяйкой, хотя и занимала в нём двусмысленное положение. Оказавшись в 2-х летнем возрасте в доме графа Разумовского, Вера Николаевна жила в нём до своего замужества.
Вере Николаевне не было ещё 15 лет, когда её красота стала обращать на себя внимание мужчин. Она была высокого роста, стройная, с темными глазами. Мать её, женщина умная и корыстная, всеми силами старалась устроить выгодную партию для своей дочери. В начале 1786 года Вера Николаевна была помолвлена с Петром Петровичем Нарышкиным ( 1764 — 1825 ), незадолго перед тем овдовевшим , но брак этот расстроился.
Тогда Софья Осиповна решила выдать дочь за 46-летнего графа Петра Васильевича Завадовского , который часто проводил своё свободное время в доме Разумовского. Граф Завадовский был завидным женихом, богатый, обладал красивой внешностью и обаятельным обращением, поэтому без труда смог понравиться юной Вере Николаевне. Но сватовство шло туго. Завадовский признавался своему другу С. Р. Воронцову :
Доброго и столь хорошего поведения девицу нельзя не любить; но это не есть обязательство жениться.
В 1787 году сам К. Разумовский жаловался своему зятю И. В. Гудовичу :
Год всё обходился как жених с невестою, откладывая публичное оглашение сего акта с месяца на месяц, а наконец через месяц положил быть решительным . Январь пришёл; двор отъезжает; он не решился, но уверяет. Мать и дочь в крайнем беспокойстве. Публика твердит негативу…
Наконец, в дело вмешалась сама Екатерина II, преподавшая Завадовскому ряд наставлений. Накануне свадьбы Завадовский писал императрице:
Не бывши женихом, явлюсь завтра женатым. Предаюсь неизвестной судьбе, вспомогаемый вашим к тому ободрением. Хотя беру овечку из паршивого стада, но на свой дух надеюсь твердо, что проказа ко мне никак не престанет, наподобие того, как вынутое из грязи и очищенное от оной ничьих рук не марает.
Свадьба состоялась 30 апреля 1787 года без всяких церемоний в Гостилицах (вблизи Петербурга), принадлежавших гетману Разумовскому. В день свадьбы императрица прислала Завадовскому образ Спасителя, а Вера Николаевна была пожалована во фрейлины.
Брак этот вводил Завадовского в круг высшей аристократии того времени, хотя особой поддержки в служебной карьере он не дал.
Первые шесть лет супруги прожили безоблачно. Граф Завадовский писал Воронцову :
Скажу моему милому другу, что в домашнем моем быту я провождаю последний квартал моего века с удовольствием. Жена по сердцу, детьми утешаюсь.
Однако счастье было непродолжительным. Дети Веры Николаевны рождались и умирали в малолетстве, в короткое время она похоронила шестерых. Осенью 1793 года, в течение 6-ти недель у Завадовских умер сын и старшая дочь Татьяна. По этому поводу граф писал :
Я познал, какова радость, какова печаль от детей: пятерых погреб; одна дочь 6-ти месяцев остается, которая не ободрение, а более трепет сердцу наводит. Толико я несчастный отец! Хоть живу, но как громом пораженный; сам не чувствую своей жизни...
Хандра, служебные неприятности, опала при Павле I , заставляли подолгу жить графа Завадовского в имении Ляличи , где он много читал и занимался хозяйством. Деревенская жизнь очень тяготила Веру Николаевну и заставляла её скучать. Она, хоть и вышла замуж по любви, стала жаловаться на меланхолию:
Никогда в жизни, я не чувствовала себя более одинокой, и мне было бы трудно привыкнуть к такого рода жизни, не имея даже подруги при себе. Я делаю все, что могу, чтобы казаться веселой при муже, чтоб его не раздражать, но не знаю долго ли я это вынесу.
При её молодости, красоте и жажде светских успехов, домашняя жизнь со стареющим мужем, угрюмо погруженным в воспоминания о прошлом счастье и величии, представлялась ей безотрадною. Уже с 1790-х годов в переписке современников появились намеки на отношения графини Завадовской к какому-то таинственному « Абеляру » и на происходящие вследствие этого бурные сцены между супругами.
В свете стали поговаривать, что отцом появившихся позднее и оставшихся в живых детей Веры Николаевны был князь И. И. Барятинский ( 1772 — 1825 ). Супруги то расходились, то сходились опять, но до открытого разрыва дело не доходило никогда, из-за уважения графа Завадовского к своей тёще и фельдмаршалу Разумовскому.
В свете Вера Николаевна пользовалась незавидной репутацией.
Граф С. Р. Воронцов составил себе такое понятие о жене своего друга, что при отправлении своего сына в Россию писал Ф. В. Ростопчину :
Я был бы рад, чтобы мой сын остановился у графа Завадовского, если бы, к несчастию, мой друг не был женат на совершенно распущенной женщине. Молодость имеет много прелести для такой особы: она способна была бы его обольстить.
Вообще семейные отношения Завадовских представлялись загадкою для его друзей и знакомых. Князь А. Б. Куракин писал :
При всей его подозрительности и явном неудовольствии против жены он кажется в хороших отношениях с ней, потому лишь, что мы никогда не видали, чтоб он был ласков к ней.
По вступлении на престол Александра I граф Завадовский был вызван в Петербург, в 1802 году он занял пост министра народного просвещения. В ноябре 1806 года Вера Николаевна была пожалована кавалерственною дамою ордена св. Екатерины меньшего креста. Для неё началась привычная светская жизнь — балы, домашние спектакли, поклонники. Дети подрастали: сыновья были пожалованы в камер-юнкеры; а старшая дочь София — во фрейлины .
В это время в Веру Николаевну влюбился молодой поэт Сергей Марин ( 1775 — 1813 ), для него она стала единственной любовью, которой он не изменил до конца своих дней. Графиня отвечала поэту взаимностью и была его музой, но, чтобы избежать сплетен и не вызвать гнев мужа, Марин называл её «Лилой», а иногда просто «верой» — верою в божество:
Увидев веры совершенство,
Я презрел света суету.
Где веры нет, там нет блаженства,
Без ней смерть жизни предпочту…
Годы брали своё, муж Веры Николаевны стал часто болеть, силы покидали его. Он умер в Петербурге 10 января 1812 года . А в феврале 1813 года на даче Веры Николаевны за Нарвской заставой скончался от пули, полученной ещё при Аустерлице , её возлюбленный Сергей Марин. Все хлопоты по захоронению поэта графиня Завадовская взяла на себя. Но делала это она втайне, дабы не вызвать лишних кривотолков в обществе. На постаменте надгробия поэта были высечены слова:
О, мой надежный друг!
Расстались мы с тобой,
И скрылись от меня
И счастье и покой.
Могла ль бы осушить мои печальны вежды,
Когда во вере я святой
Не зрела сладостной надежды,
Что в вечности опять увижуся с тобой.
Это были стихи самой Веры Николаевны, но она никогда не признавала их своими.
Графине Завадовской предстояло прожить ещё очень долгую жизнь, она пережила свою старшую дочь и 14-летнего внука Петра Васильевича Завадовского, умершего в 1842 году в Неаполе , с его смертью род графов Завадовских пресёкся. Скончалась Вера Николаевна 22 ноября 1845 года в Нарве и была похоронена в селе Межники Порховского уезда Псковской губернии.
Супруги Завадовские имели 10 дочерей и 4 сыновей: