Interested Article - Родольф, Жан-Жозеф

Жан-Жо́зеф Родо́льф ( фр. Jean-Joseph Rodolphe ; также встречается написание Rudolphe — Рудольф; 14 октября 1730 , Страсбург 12 августа (Музыкальный словарь называет дату смерти 18 августа ) 1812 , Париж ) — французский музыкант и композитор; Музыкальный словарь называет его «виртуозом на валторне» .

Биография

Учился у Ж.-М. Леклера в Париже.

В 1754 году отправился в Парму , где брал уроки у Томмазо Траэтты и одновременно играл в оркестре, а затем в 1761 году переехал в Штутгарт , где продолжил обучение у Никколо Йоммелли и работал в составе герцогского оркестра. Герцог Карл II Вюртембергский снискал славу покровителя деятелей театральных искусств, которым создал все условия для творческой работы, что привлекло в Штутгарт многих известных музыкантов и артистов.

Именно там Родольф впервые выступил как композитор . Там же Родольф представил музыку своего балета « Ясон и Медея » ( фр. Jason et Médée), которому суждено было стать революционным в мировой хореографии. Балет поставил хореограф Ж.-Ж.Новерр , премьера состоялась в Штутгарте 11 февраля 1763 года в день рождения герцога Карла II Вюртембергского . Новерр в этой постановке воплотил свои основные балетные реформы. Впервые Новерр ввел в балет пантомиму . Он убрал обязательного прежде тяжелые парики и маски, под которыми актеры прятали собственные лица. Перед зрителем предстали настоящие человеческие лица с их страстями и эмоциями. В результате представление имело такой большой успех, что в Европе началось постепенное освоение реформ Новерра. Балет «Ясон и Медея» в хореографии Новерра неоднократно ставился в разных европейских театрах разными балетмейстерами и артистами, иногда привносившими что-то своё (как Ш.Дидло ), иногда просто копируя новерровскую трактовку (как Г.Вестрис ).

Известно, что к 1767 году Родольф находился опять в Париже. Этот период стал для музыканта особо плодотворным: он сочинил много произведений: оперы, балеты, специальные опусы для исполнения на валторне и духовых инструментах. Он стал первым валторнистом Гранд-Опера, а в 1770 получил статус королевского камер-музыканта .

Важное место в его карьере занимает преподавательская работа. При открытии Королевской школы пения и музыки в 1784 году Родольф был назначен там профессором гармонии , с 1799 стал профессором по сольфеджио , но в 1802 было проведено большое сокращение преподавательского состава, в результате чего он лишился должности. Среди его учеников чешский музыкант-тромбонист и композитор .

Особо много Ж.-Ж. Родольф сделал для популяризации духовых инструментов, был автором сольных произведений для валторны , в игру на которой внёс определенные новшества. Первым в Париже использовал технику извлечения застопоренного звука , тогда только что изобретённую.

Музыкальный словарь пишет, что всего Ж. Родольф сочинил 7 опер (4 были поставлены Штутгарте и 3 в Париже); 2 концерта для валторны, пьесы для валторны, скрипичные дуэты, этюды и т. д. и 2 учебных пособия . По всей видимости, авторы Музыкального словаря считают оперы и балеты совместно, не разделяя их, да и география исполнений их на самом деле значительно шире.

В настоящее время ни одно из его произведений не исполняется.

Музыкальную информацию о некоторых произведениях (по трем балетам) можно найти здесь: .

Творчество

Балеты

  • « Ясон и Медея » ( Jason et Médée ) — постановка Новерра , Штутгарт,1763; через четыре года в 1767 балет был показан в Вене и Варшаве ; в 1776 и в 1780 несколько постановок прошло в Париже ; в 1781 — в Лондоне и других европейских городах; постановка Новерра была перенесена в Россию Ш.Лепиком и состоялась в Большом Каменном театре в Петербурге в 1797 году ; затем постановка Ле Пика была перенесена А. П. Глушковским (и им же на премьере исполнена главная партия Ясона) в Москву на сцену Большого театра 28 ноября 1819 года . В России балет ставился несколько раз в Москве и в Петербурге.
  • «Амур и Психея» ( L’Amour et Psyché ) — постановка Новерра , Штутгарт, Придворный театр, 1762 г.; затем Новерр перенес эту же постановку в Лондон , 1788 г.
  • «Смерть Геркулеса» ( La Mort d’Hercule )
  • «Ринальдо и Армида» ( Rinaldo und Armida )
  • «Адмет и Альцеста»

Оперы

Учебные и музыкальные книги

  • 1785 (Музыкальный словарь называет 1799 год ) — «Теория сопровождения и композиции» ( Théorie d’accompagnement et de composition ) для использования учениками Национальной школы музыки
  • 1790 — «Сольфеджио, или Новые музыкальные методики» ( Solfège ou nouvelle méthode de musique ) в двух частях, 168 стр. с иллюстрациями

Примечания

  1. Риман Г. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 3. — С. 1128—1129.
  2. 7 мая 2012 года.
  3. . Дата обращения: 20 октября 2010. Архивировано из 30 марта 2012 года.
  4. . Дата обращения: 20 октября 2010. 1 января 2011 года.
  5. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит — Григорьев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)
  6. . Дата обращения: 20 октября 2010. 19 августа 2010 года.
Источник —

Same as Родольф, Жан-Жозеф