Interested Article - Ле Пик, Шарль

Шарль Ле Пик ( фр. Charles Le Picq (иногда встречается написание Lepic ); 1744 , Неаполь 1806 , Санкт-Петербург , Россия ) — французский танцовщик и хореограф, ученик и последователь реформаторских идей Ж.-Ж. Новерра .

Биография

Родился в семье известного танцовщика, который и стал самым первым педагогом собственному сыну; семья постоянно разъезжала по гастролям, и маленький Шарль привык к постоянным сменам жилья .

С 1761 по 1764 годы обучался в Штутгарте у выдающегося балетного танцора и хореографа, новатора и теоретика балетного искусства Ж.-Ж.Новерра . Эти уроки сыграли огромную роль в творчестве Ле Пика — он стал пропагандистом реформ своего учителя. Будучи танцовщиком деми-характерного плана, под воздействием Новерра Ле Пик постепенно сменил несколько вычурную манеру, типичную для стиля рококо , на более естественную и живую , особенно это касалось игры в мимических сценах, которым Новерр придавал огромное значение . В течение нескольких лет он работал в разных европейских балетных труппах: в Варшаве — 1765 (Русская энциклопедия балета называет 1764 год ), Вене (1765 ), в Венеции — 1769, Милане — 1773 и Неаполе. В 1775 году его учитель Ж.-Ж. Новерр был назначен главным балетмейстером балетной труппы Парижской оперы (l’Opéra de Paris) и пригласил туда Шарля Ле Пика. С 1776 по 1781 гг. Ле Пик работал в Парижской опере, где стал постоянным партнером выдающейся балерины Мари-Мадлен Гимар . Однако творческая атмосфера в Парижской опере была непростой: реформаторские взгляды Новерра не находили понимания как у многих танцоров, желавших работать в устоявшихся и привычных для них рамках, так и у театральных завсегдатаев. Новерр получил приглашение в лондонский театр « Друри-Лейн » и покинул пост в Парижской опере. В 1782 году Ле Пик тоже уехал в Лондон вместе с Новерром. Там, в Лондоне, под руководством своего педагога он начал ставить самостоятельно свои первые хореографические композиции. Сам Ж.-Ж. Новерр высоко ценил своего верного ученика и отзывался о нем в своей известной книге: Шарль Ле Пик «довёл своё искусство до совершенства» .

1783—1785 — балетмейстер Королевского театра в Лондоне.

В России

В 1787 году Шарль Ле Пик был приглашен в Россию, в Санкт-Петербург, куда он и прибыл со своей семьей: женой балериной Гертрудой Росси и её сыном, то есть своим пасынком, 11-летним Карло Джованни Росси , — на должность первого танцора императорской труппы , а в 1792 он стал там же главным балетмейстером и занимал эту должность вплоть до 1799. В России он стал провозвестником и первым пропагандистом новаторских идей своего учителя Ж.-Ж.Новерра. Он перенес на Петербургскую сцену несколько его балетных спектаклей и поставил собственные представления, основанные тоже на эстетике реформаторских взглядов Новерра. А кроме того, он стал организатором издания на русском языке главного труда своего педагога — многотомной книги «Записки о танце и балете» ( фр. «Lettres sur la danse et les ballets» , первое издание в Лионе и Штутгарте в 1760 году), вышедшей в Петербурге под названием «Письма о танце» в 1803—1804 годах — эта работа выдержала несколько изданий и переиздается в том же переводе вплоть до настоящего времени . Известный русско-французский балетный деятель Б. Кохно через много лет сказал: «Новер преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима достиг России благодаря его ученику Ле Пику» .

Для творчества Ле Пика были характерны постановки медленных адажио с позировками, он вносил в аллегро прыжки с заносками и пируэты — все то, что плотно вошло в практику русского балетного исполнительского искусства .

В 1799 Ле Пик был отстранён от должности главного балетмейстера, однако оставался в Петербурге и продолжал служить там же, на императорской сцене, как танцовщик. Кроме того, он преподавал французскую манеру танца в петербургской театральной школе и в крепостном театре Н. П. Шереметева .

В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе Екатерины II . В Петербурге он оставался до конца своих дней, там же и скончался.

Его деятельность в России стала продолжением воцарения на русской сцене французской балетной школы (одновременно в России господствовала и итальянская хореографическая школа, привезенная итальянскими хореографами: , Джузеппе (или в переделке на русский язык Иосиф) Канциани ), заложенной еще танцовщиком Ж.-Б.Ланде во время царствования Анны Иоанновны ; Шарль Ле Пик окончательно упрочил в русском балете французский стиль, хотя при этом не чурался работы и с итальянскими мастерами.

Считается, что своей деятельностью в Петербурге он подготовил и открыл путь другому выдающему французскому хореографу, занявшему пост главному балетмейстера императорских театров в 1801 году, — Шарлю Дидло .

Личная жизнь

Дж.-Дж. Казанова в своей известной книге «История моей жизни» называет его любовником . Был женат на известной балерине Гертруде Росси и растил её сына, своего пасынка, будущего архитектора Карла Ивановича Росси .

Творчество

Шарль Ле Пик исполнял главные партии в балетах известных балетмейстеров своего времени Новера, Ф. Гильфердинга , .

Постановки

  • : Orfeo e Euridice ( Венеция )
  • : I fatti d’Achille figlio di Peleo (Венеция)
  • 1774 : Aminta e Clori ( Неаполь )
  • 1777 : Telemaco nell’isola di Calipso (Венеция)
  • : Капризы Галатеи композитора Ж.-Ж. Родольфа , партия: Пастух ( Парижская опера )
  • : Апеллес и Кампаспа , Парижская опера
  • 1782 или 1783 : «Похищение сабинянок» ( Il ratto delle Sabine ) Винчентио, музыка В. Мартин-и-Солера , балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон )
  • : Les Épouses persanes (Лондон)
  • «Жеманница» Борги, балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1783: «Обманутый опекун» (в других переводах «Обманутый учитель» ), композитор , балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • «Дон Жуан» Глюка , балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • «Любовь Александра и Роксаны» , балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1784 : «Охота Генриха IV» ( La Partie de chasse de Henri IV ) , балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • 1784 : Дезертир , балетмейстер Ж. Доберваль — партия Алексиса (Лондон)
  • 1785 : «Каменный гость» (Le Convive de pierre) , музыка Глюка (Королевский театр, Лондон)
  • 1785 : «Суд Париса» ( Le Jugement de Pâris ) , балетмейстер Ле Пик (Королевский театр, Лондон)
  • : «Макбет» по Шекспиру , по хореографии (Королевский театр, Лондон; считается, что этой работой Ле Пик положил начало балетной шекспириане)

Перенес на петербургскую сцену балеты Ж. Новерра:

Собственные авторские постановки в Петербурге:

Память

В Павловске до 1939 года был Пиков переулок, названный по даче Ш. Ле Пика. Сейчас это улица Девятого Января .

Примечания

  1. Русская энциклопедия балета ( от 1 января 2011 на Wayback Machine ) даёт две возможные даты его рождения: 1744 и 1749.
  2. Театральная энциклопедия называет ( от 9 октября 2011 на Wayback Machine ) местом рождения Страсбург, а годом рождения 1749.
  3. Дата обращения: 20 октября 2010. 18 апреля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 15 октября 2010. 14 ноября 2012 года.
  5. . Дата обращения: 15 октября 2010. Архивировано из 7 мая 2012 года.
  6. . Дата обращения: 15 октября 2010. 10 октября 2013 года.
  7. . Дата обращения: 15 октября 2010. 4 марта 2016 года.
  8. Ю. А. Бахрушин . «История русского балета» ( (недоступная ссылка) )
  9. Казанова от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  10. Дата обращения: 15 октября 2010. Архивировано из 3 июня 2009 года.
  11. (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Ле Пик, Шарль