Школа № 1505 «Преображенская»
- 1 year ago
- 0
- 0
Преображенская серия портретов т. н. «шутов» — знаменитый цикл портретов соратников императора Петра I по «Всепьянейшему собору Всешутейшего князь-папы» , характеризующийся необычной, иронично-сатирической трактовкой моделей.
Все портреты серии написаны или одним художником, или же вышли из одной живописной мастерской. Представляют собой редкий пример русской портретной живописи XVII века и одно из самых примечательных явлений в развитии портретного творчества петровского времени .
Название «Преображенская серия» закрепилось после того, как была найдена опись подмосковного Преображенского дворца , составленная в 1739 году по личному указанию императрицы Анны Иоанновны. В ней были упомянуты «бояре висячие», которые во времена Петра I составляли портретную галерею, размещавшуюся в ассамблейной зале дворца вперемешку с гравюрами и ландкартами .
Из описи: «Персона князь Фёдора Юрьевича Ромодановского , персона Никиты Моисеевича Зотова , персона Ивана Ивановича Буторлина , персона , персона султана турецкого, другая персона жены ево, персона Матвея Филимоновича Нарышкина, персона Андрея Бесящего, персона Якова Фёдоровича Тургенева, персона дурака Тимохи, персона Семёна Тургенева, персона …»
Имущество из нежилого дворца со временем перекочевало в Петербург. Также остатки имущества и само здание были проданы в 1800 году с торгов на слом и на вывоз, некоторое число дворцовых портретов приобрёл некто Сорокин, внук которого впоследствии передал их известному историку М. П. Погодину .
До сталинского времени портреты находились в Гатчинском дворце . Считается, что Екатерина II подарила их первому владельцу дворца, Григорию Орлову . . В советское время портреты были разделены между Русским музеем и Третьяковской галереей . Например, портрет Якова Тургенева в настоящее время находится в Петербурге, а Ивана Щепотева — в Москве.
Портреты представляют собой изображения участников «Всепьянейшего собора Всешутейшего князь-папы» — своеобразного ордена буйных петровских развлечений, с которым царь кутил и праздновал свои победы с 1690-х годов почти до конца жизни. Члены «собора» — представители знатных фамилий участвовали в маскарадных шествиях, шутовских праздниках.
Портреты были заказаны Петром I для своего нового Преображенского дворца , построенного в 1692 году , и изображают наиболее близких и интересных Петру персонажей. Создание серии относят к 1692 — 1700 годам , а авторство — к неизвестным русским мастерам Оружейной палаты .
Большую часть портретов, согласно одной из версий выполнил, Иван Одольский (также «Адольский», имя которого находят в документе 1725 года ), имена других художников неизвестны. Документы свидетельствуют, что изначально серия включала больше портретов, но они не сохранились.
Портреты, как уточнила Гаврилова, создавались на протяжении 1690-х годов (между 1692—1700 гг.); «серия продолжала и в дальнейшем пополняться, причем круг портретируемых включал в себя не только участников собора, но и других лиц из окружения Петра I» . Некоторые портреты, изображающие бородатых людей, явно созданы до 26-30 августа 1698 года, когда вернувшийся из-за границы царь начал брить бороды.
Изображённые на портретах Преображенской серии считались шутами, однако после исследований и уточнения имён персонажей выяснилось, что на портретах изображены представители известных русских фамилий: Апраксины, Нарышкины — родственники и сподвижники Петра.
«Преображенская серия» вызывает ассоциации с западноевропейским шутовским портретом, поэтому «первое время серия так и именовалась — „шутами“. Но если в западноевропейской живописи, например, в портретах шутов кисти Веласкеса , модели представлены в своих профессиональных ролях, то в русском варианте в роли шутов выступают и представители самых знатных родов, и вовсе случайные личности, равно необходимые Петру»
При оценке «шутов» не надо забывать, что, несмотря на их гаерскую роль, на надписи-прозвища (некоторые из этих прозвищ таковы, что они, по справедливому мнению Ключевского , никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати ), это всё-таки были, как правило, действительно соратники Петра, многие из них участвовали в его походах, служили в канцеляриях, принадлежали к известным в русской истории фамилиям… Это портреты не царских «шутов», но участников братства единомышленников и в разгуле и в работе, поэтому нет нужды удивляться, как иногда делают пишущие о петровском портрете, серьёзности, а иногда и драматизму лиц Якова Тургенева, Андрея Бесящего, Алексея Василькова.
Серия выполнена в одном из двух преобладающих стилей портрета петровской эпохи — архаическом « парсунном », которое развивает стилистику мастеров Оружейной палаты, и является наиболее ярким примером этой манеры .
«В портретах дерзко высмеивается традиционный уклад жизни Древней Руси, сатирические персонажи наделены сильными эмоциями, но такой гротеск не характерен… В портретах выразились творческие искания, особенности характера, мироощущения человека на переломе Средневековья и Нового времени. Художники уже начинают думать о композиции… Необычные портреты Преображенской серии, в которых традиции иконописи, парсуны сочетались с гротескной линией западноевропейского искусства, не получили дальнейшего развития в русской портретной живописи, избравшей иной путь» . «В сравнении с чистой парсуной, портреты серии отличаются большей эмоциональной и мимической раскованностью, живописностью и иным духовным зарядом. В них можно усмотреть связь с гротескной струёй в западноевропейской барочной живописи XVII века. Не случайно, именно эту группу исследователи уже не называют парсуной, а говорят лишь о традициях парсуны в конце XVII столетия»
«Композиция портретов этой серии отсылает к классическому полупарадному типу портрета, и в определённом смысле в этих полотнах пародируются классические особенности портретного жанра, прежде всего тяжеловесные интонации парсуны и пафос в представлении модели… С одной стороны, портреты „Преображенской серии“ имеют немало общего с голландскими портретами-типами жанрового и этнографического характера, распространёнными в XVII веке» .
«Портреты „Преображенской серии“ демонстрируют новое отношение к личности, и в то же время многое ещё роднит их изобразительную систему с парсуной. По-прежнему отсутствуют интерес к передаче глубины пространства. Фигуры неподвижны, как бы распластаны на нейтральном фоне. Цвет не разрабатывается тонально, даётся большими ровными плоскостями. В одежде подчёркивается узорочье, в колорите — декоративность» . В портретах «Преображенской серии» совершался переход от парсуны к портрету. «В них особенно привлекательно внимательное, заинтересованное отношение художников к изображенным людям» .