Interested Article - Чёрный Пит

Синтаклаас и Чёрный Пит

Чёрный Пит ( нидерл. Zwarte Piet ) — помощник Синтаклааса , согласно легендам Нидерландов и Фландрии , доставляющий через трубу подарки послушным детям в День Святого Николая , то есть с 5 на 6 декабря, причём таких помощников у святого много.

Изображается Чёрный Пит с чёрным или коричневым лицом, в шароварах и берете с пером. Также его часто изображают с чёрными кудрявыми волосами, золотыми серьгами и ярко красными губами ( блэкфейс ). Он носит с собой книжку, куда записаны плохие и хорошие поступки детей. Чёрный Пит приносит детям подарки, но также может выпороть хлыстом тех, кто плохо себя вёл, а некоторых особо провинившихся — увезти в Испанию.

Традиции

Происхождение персонажа не совсем ясно; скорее всего, он возник вследствие того, что на картинах цари, принёсшие Иисусу дары на Рождество , порой изображались в сопровождении экзотических слуг (на изображениях Святого Николая такие слуги появились в период после падения Гранады ), в том числе — мавров [ источник не указан 4446 дней ] . Изначально чёрный слуга у Святого Николая был один, причём он считался не то трубочистом с перемазанным лицом (ведь подарки доставляются через грязные от сажи трубы), не то демоном , которого святой заставил совершать только добрые поступки, не то просто освобождённым Николаем рабом, который из благодарности решил сопровождать святого в его странствиях [ источник не указан 4446 дней ] . Другая гипотеза говорит, что в XVII и XVIII веке европейская аристократия считала шикарным иметь чернокожиx слуг. Так итальянские мальчики работали в Европе часто как трубочисты. Для своей работы они ползали по дымоходам, пользовались хлыстом и собирали сажу в мешки [ источник не указан 2298 дней ] .

До XVIII века нет никаких источников, которые доказывают, что у Святого Николая был слуга. В 1850 Ян Схенкман (нидерл. Jan Schenkman) написал детскую книгу с картинками ‘’Святой Николай и его Слуга’’ (нидерл. St. Nikolaas en zijn knecht) , в которой первый раз появляется слуга Святого Николая (сейчас Синтааклааc). Эта книга является первой настоящей книгой о Синтаклаасе. Таким образом до 1850 г. о Чёрном Пите ещё нет речи. Сначала слуга Синтаклааса не имел в книге никакого имени. Только в 1859, в одной статье y слуги появилось имя Пит (нидерл. Pieter). С того момента слуга Синтаклаасa мгновенно стал популярным. Кроме того, Схенкман, придумал, что Синтаклаас приплывает в Голландию и во Фландрию на пароходе из Испании.

Перед реформацией в Нидерландах в XVI веке 6 декабря в Нидерландах праздновали день епископа Святого Николая. После реформации были попытки отмены римско-католического праздника в реформатских протестантских регионах, но этот праздник довольно сильно укоренился. На протяжении многих лет содержание праздника постoянно менялось и меняется до сих пор. Так Святой Николай на лошади, который раздаёт подарки детям стал Синтаклаасом. С XIX века он награждал послушныx детей и наказывал непослушных. С того же периода все больше и больше внимания уделяется бедным детям. Потом на протяжении нескольких лет, когда издавались следующие издания первой книги о Синтаклаасе, Чёрный Пит становился более стереотипичным и чётким персонажем. Так в самых первых изданиях книги слуга Святого Николая не носил ещё никакого имени, ни своих типичных шаровар, берета и совсем не казался слугой. Все эти черты появились как раз в позднейших изданиях.

В 1884 Чёрный Пит был уже известным персонажем в Амстердаме . Самая первая фотография с Чёрным Питом появилась 6 декабря 1892 года в журнале ‘Свой Очаг’ (нидерл. Eigen Haard) . Синтаклаас и Чёрный Пит посетили в 1891 корабль голландского морского флота в Атлантическом океане.

Посещение Волендама Синтерклаасом и Питом. Видно, как дети поют песни, Николай раздаёт печенья, а Пит рассыпает конфеты в толпу.

К 1895 имя Чёрный Пит получило широкое употребление. К концу XIX века на общественных празднованиях стали выступать несколько Чёрных Питов . Ежегодно растёт количество Чёрных слуг Синтаклааса. На торжественной встрече Синтаклааса в Амстердамe в 2013 году участвовало около 600 Чёрных слуг обоих полов, у которых была своя определённая задача, например, упаковка, транспорт, или вручение подарков и конфет. В песнях и рассказах, однако, говорится всё ещё только лишь об одном Чёрном Пите.

В XX векe изображение Чёрного Пита продолжает изменяться. До второй половины XX века Чёрный Пит был болтливым и довольно плохим помощником Синтаклааса. Когда eвропейцы лучше познакомились с африканскими культурами, он превратился в немножко бестолкового помощника Синтаклааса. У него даже уменьшилось количество серёг .

В XX веке образ Чёрного Пита как страшилища наказывающего детей начал пропадать. Если в XIX веке детям рассказывали, что Чёрный Пит шпионит для Синтаклааса весь год за детьми, послушные ли они или нет, тo в половине XX веке он стал настоящим другом детей. Сейчас Пит разносит и раздаёт мягкие пряники и подарки. У него есть ещё до сих пор свой мешок, но он уже не увозит с собой в нём детей. В мешке он носит маленькие конфетки, которые разбрасывает в толпе.

Дискуссия

Уже во второй половине XX века возникла дискуссия о его персоне, в которой в основном обсуждался чёрный цвет его кожи. Тот факт, что Чёрный Пит является чернокожим помощником Синтаклааса, считался непристойным явлением дискриминации. В 1981 Суринамско -голландское сообщество начало кампанию «Праздник Синтаклааса без Чёрного Пита». В 1986 году движение «Левый Суринам» безуспешно выступило за праздник Святого Николая без Чёрного Пита. В 1980-х годах Синтаклаас попросил по телевизору Чёрного Пита не брать с собой хлыст, нормально разговаривать и не вести себя по-дурацки.

В 1990-х годах общественное движение «Чёрный Пит — Чёрное Горе» выступило за «разноцветных Чёрных Питов», но эта идея не достигла своей цели. С того момента типичные серьги у Чёрного Пита почти совсем исчезли. B последующие годы другие движения пытались бойкотировать официальные въезды Синтаклааса и Чёрного Пита в разные города, например, в Амстердам или в Гаудy.

В 2013 ООН усмотрела в традиции Чёрного Пита признаки расизма. На взгляд ООН Чёрный Пит помощник Синтаклааса, то есть речь идёт о хозяине Синтаклаасе и его чёрном рабе. По мнению ООН эта традиция оскорбляет африканские народы и способствует стереотипам, что африканцы — это второсортные люди. В 2015 голландские власти вписали праздник Синтaклааса и Чёрного Пита в Национальный инвентарный лист духовного культурного наследия Нидерландов.

Персонаж Чёрного Пита вызывает в обществе также крайние эмоции и мнения. Противники считают, что Чёрный Пит — это чистая форма дискриминации и расизма по отношению к чернокожим и африканской культурe. По их мнению, Чёрный Пит является результатом рабства и европейской колонизации. Сторонники считают Чёрного Пита традицией и частью культуры Нидерландов. По их мнению, Синтaклаас и Чёрный Пит самые лучшие друзья. Чёрный Пит стал чёрным потому что он лазит по дымоходам , и здесь нет никакой связи с рабством. Он даже стал частью политической борьбы в Голландии. Во Фландрии борьба за Чёрного Пита не идёт так сильно как в Нидерландах, хотя он так же важен для фламандцев, как и для голландцев. Там так же есть как противники, так и сторонники Чёрного Пита.

См. также

Примечания

  1. DBNL. (нидерл.) . DBNL. Дата обращения: 20 января 2019. 21 января 2019 года.
  2. Fleur Willemsen (05.12.2014). . NRC . из оригинала 20 сентября 2020 . Дата обращения: 18 октября 2016 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  3. Joosje Lakmaker. (нид.) // Ons Amsterdam. — 2009. — Nr. 11 . 30 сентября 2020 года.
  4. NU.nl/Novum/ANP (06.11.2013). . NU.nl . из оригинала 24 октября 2017 . Дата обращения: 16 марта 2018 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )

Литература

  • Dorothy Gladys Spicer. . — Forgotten Books, 1973. — С. 132. — ISBN 1605068012 .

Ссылки

Источник —

Same as Чёрный Пит