Interested Article - Бред и сны в «Градиве» Йенсена

Изображение Градивы в кабинете Зигмунда Фрейда, 1907

«Бред и сны в „Градиве“ Йенсена» ( нем. Der Wahn und die Träume in W. Jensens «Gradiva» ) — очерк Зигмунда Фрейда (1907), посвящённый анализу повести немецкого писателя Вильгельма Йенсена « Градива » (1903), сюжет которой состоит в том, что

Молодой археолог Норберт Ханольд обнаружил в Римском собрании антиков рельефное изображение, которое его настолько пленило, что он был чрезвычайно доволен, когда сумел получить превосходный гипсовый слепок рельефа, который мог повесить в своем кабинете в немецком университетском городе и с интересом изучать. Рельеф изображал зрелую девушку в движении, которое несколько приподняло её одеяние с большим количеством складок, так что стали видны ноги в сандалиях. Одна её ступня полностью покоится на земле, вторая по инерции приподнялась над землей и касается её только носком, тогда как подошва и пятка подняты почти вертикально. Изображенная здесь необычная и по-особому прелестная походка когда-то, вероятно, привлекла внимание художника, а теперь, спустя много столетий, приковала взгляд нашего зрителя-археолога.

Здесь психоаналитик не только исследует структуру бреда (считающегося психотическим симптомом ) и сопоставляет его с логикой работы сновидения , но и критикует психиатрическое объяснение фетишизма и связанную с ним клиническую технику:

Психиатр, видимо, отнесет бред Норберта Ханольда к большой группе паранойи и определит его, скажем, как «фетишистскую эротоманию», потому что ему больше всего бросилась бы в глаза влюбленность в каменное изображение и потому что его упрощающему толкованию интерес молодого археолога к ножкам и постановке ноги женщины должен подозрительно напоминать «фетишизм». Впрочем, все подобные наименования классификации различных видов бреда несут в своем содержании что-то сомнительное и неплодотворное

и даёт собственное толкование фетишизма (впервые высказанное в « Трёх очерках по теории сексуальности », 1905) и окончательно оформившееся в работе «Фетишизм» (1927). Здесь Фрейд пишет:

Со времен А. Бине мы действительно пытаемся свести фетишизм к эротическим впечатлениям детства. Состояние продолжительного отвращения к женщинам вытекает из индивидуальной способности или, как мы обычно говорим, из предрасположенности к образованию бреда. Развитие психического расстройства начинается с того момента, когда случайное впечатление пробуждает забытое и по крайней мере местами эротически окрашенное переживание детства.

В 1907 году Фрейд предпринимает первую попытку применить свою теорию не только к лечению невротических расстройств , но и использовать в качестве инструмента для анализа произведения искусства и литературы, а книга «Бред и сны в „Градиве“ Йенсена» становится первой в плеяде блестящих работ Фрейда о Леонардо да Винчи (1910), (1914), Достоевском (1928). Начиная с книги 1907 года психоанализ перестал быть просто одним из психотерапевтических методов, и занял место одного из центральных дискурсов в современной культуре, поэтому ежегодная премия Международной психоаналитической ассоциацией за лучшую книгу по прикладному психоанализу носит имя Градивы .

Фильм Роб-Грийе

В 2006 Ален Роб-Грийе снял фильм « » (C’est Gradiva qui vous appelle) — в русском переводе обычно « » — в основу которой легли не только повесть Йенсена и книга Фрейда, но также этюды из марокканского альбома Эжена Делакруа , поисками которых занят главный герой фильма. Сам режиссёр назвал свою работу «мистическим исследованием природы творчества», что отвечает литературному замыслу Вильгельма Йенсена и вписывается в горизонт мысли Зигмунда Фрейда.

Источник —

Same as Бред и сны в «Градиве» Йенсена