Акиёси, Тосико
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ки Ола́ви Ка́урисмяки ( фин. Aki Olavi Kaurismäki ; род. 4 апреля 1957 года , Ориматтила ) — финский кинорежиссёр , сценарист , продюсер . Младший брат режиссёра Мики Каурисмяки .
Аки Каурисмяки родился 4 апреля 1957 года в Ориматтиле , Финляндия . Он был третьим ребёнком в семье коммивояжёра Йормы Каурисмяки (1931—1991) и его жены Леены, оставившей ради семьи карьеру косметолога (позже она работала в туристическом бюро). Работа отца была связана с постоянными разъездами, и семья часто переезжала с места на место .
Каурисмяки окончил среднюю школу в Канкаанпяя в 1973 году . После этого он три года учился в университете Тампере. По его собственным словам, Каурисмяки сожалеет, что не провел эти три года в профессионально-техническом училище; профессия плотника или электрика имела бы хоть какую-то ощутимую выгоду . В 1978 году он работал редактором в финской газете .
В Тампере Каурисмяки принимал активное участие в кинопроизводстве. Среди прочего, он был членом киноклуба Монро, организуя Фестиваль короткометражных фильмов в Тампере и писал рецензии на фильмы и другие культурные мероприятия для студенческого журнала Тампере Авиинен. Первоначально, Каурисмяки мечтал стать писателем, но его больше «зацепило» кино .
По словам Андрея Плахова , «предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии » , его родители встретились в Выборге . [ источник не указан 782 дня ]
С 1981 года Каурисмяки женат на профессиональной художнице Пауле Ойнонен.
Начал свою кинематографическую карьеру как ассистент своего старшего брата, режиссёра Мики Каурисмяки .
На режиссёрский стиль Аки повлияли такие режиссёры как Жан-Пьер Мельвиль , Райнер Вернер Фасбиндер и Робер Брессон . Каурисмяки опирается на неброскую актёрскую игру и простое кинематографическое повествование. Его фильмы имеют тонкий изящный юмор, отдалённо напоминающий юмор в фильмах Джима Джармуша , который, кстати, играл камео -роль в фильме Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку». Джармуш, в свою очередь, взял актёров, игравших до этого только у Каурисмяки, на роли в своём фильме « Ночь на Земле » (место действия одного из эпизодов которого происходит в Хельсинки — столице Финляндии ).
Действие большинства фильмов Каурисмяки также происходит в Хельсинки — родном городе режиссёра. В частности, « Союз Каламари » и его трилогия, состоящая из фильмов « Тени в раю », « Ариэль » и « Девушка со спичечной фабрики ». Город Хельсинки в фильмах Каурисмяки показан с предельным реализмом, в его изображении отсутствует какая бы то ни было романтика:
Мир режиссёра пронизан инстинктом саморазрушения, клаустрофобией длинных белых ночей и ощущением задворок Европы. Их населяют официантки и продавщицы, мусоросборщики и шахтёры, водители трамваев и трейлеров, проклинающие свою работу, когда она есть, и проклинающие жизнь, когда эту работу теряют.
— Плахов А. 25. Аки Каурисмяки. Северное сияние в непосредственной физической близости // Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры / Отв. ред. Трубникова Т. Г. — Винница: Аквилон, 1999. — С. 331—342. — 464 с. — ISBN 966-95520-9-5 .
Всемирная известность пришла к нему после фильма « Ленинградские ковбои едут в Америку » (1989).
Его фильм « Человек без прошлого » получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2002 году и первым среди всех финских фильмов был номинирован на « Оскар » как лучший фильм на иностранном языке в 2003 году . Однако на церемонию в Лос-Анджелес режиссёр не приехал в знак протеста против войны в Ираке .
Заключительный фильм второй пролетарской трилогии Каурисмяки (« Вдаль уплывают облака », «Человек без прошлого», « Огни городской окраины ») был показан в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2006 года .
Старший брат Каурисмяки Мика изучал режиссуру в Мюнхенской академии кино и телевидения (1977—1981). Дипломной работой стал снятый в Финляндии фильм « Лгун » (1981), сценарий к которому написал Аки Каурисмяки. Также Аки Каурисмяки исполнил главную роль. Разноплановое, как совместное, так и индивидуальное творчество двух братьев породило в Европе 1980-х термин «Каурисмяки-лэнд» ( англ. Kaurismaki-land ) .
Персонаж Вилле Альфа носит имя будущей продюсерской компании братьев Каурисмяки — Villealfa Filmproduction Oy , которая, в свою очередь, была названа в честь фильма « Альфавилль » Жана-Люка Годара . Это первый и последний полнометражный фильм, в котором Аки Каурисмяки предстал в качестве исполнителя главной роли. «Лгун» был удостоен премии Ристо Ярва на фестивале короткометражных фильмов в Тампере .
Позже братья работали вместе над документальным фильмом «Сайма-явление», а также над картиной «Джекпот 2». Аки Каурисмяки совместно с Паули Пентом написали сценарий к фильму « Никчемный », производством которого руководил Мика Каурисмяки. Это был тематический фильм продолжавший тему «Лгуна» .
Затем братья работали над картинами «Клан — история семейства Саммакко» и «Россо», к ним Аки Каурисмяки написал сценарий, а режиссёром снова выступал Мика. Но после этих проектов их пути разошлись, и оба сосредоточились на собственной режиссёрской карьере. И Аки Каурисмяки больше не писал сценариев для других режиссёров.
Киноленты Мика Каурисмяки в разные годы принимали участие в конкурсных показах таких фестивалей, как Московский международный кинофестиваль , Фестиваль фильмов северных стран в Руане, Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне, Международный кинофестиваль в Вальядолиде , Фестивале короткометражных фильмов в Тампере и некоторых других.
Первый полнометражный фильм он снял на основе классического романа Фёдора Достоевского: « Преступление и наказание » (1983) — история убийства, его причин и последствий, перенесённые из Санкт-Петербурга XIX века в современный Хельсинки. Актёр Маркку Тойкка играет роль молодого студента юрфака Антти Рахикайнена, который убивает богатого предпринимателя в начале фильма. Инспектор полиции Пеннанен и следователь Снеллман уверены в причастности к убийству Рахикайнена. Сыщики начинают психологическую игру с потерявшим самообладание юношей, заставляют того нервничать и путаться в показаниях.
По словам Каурисмяки, фильм был данью золотым годам жанра, когда одного убийства было достаточно для одного криминального фильма . Сценарий был написал Каурисмяки совместно с Паули Пентом. Фильм получил высокую оценку критиков и зрителей. Картина оставался самым популярным фильмом Аки Каурисмяки в Финляндии. Больше зрителей получил только «Человек без прошлого» — более 155 000 зрителей.
Кроме того, благодаря «Преступлению и наказанию» началось сотрудничество Каурисмяки с кинооператором Тимо Салминеном , который снимал все фильмы, за исключением телевизионной пьесы Жана-Поля Сартра «Грязные руки» (1989). Матти Пеллонпяя также сыграл главную роль в фильме. С тех пор он стал актёром Каурисмяки.
Во время учёбы и до этого Каурисмяки работал в различных ремесленных профессиях, таких как посудомойщик и почтальон. Возможно, именно поэтому у него сложились особые отношения с рабочим классом, жизненная картина которого стала одной из его ключевых тем.
В 1990-е годы имя Аки Каурисмяки начало набирать международную популярность. Осведомлённость о нём и его фильмах была преимущественно распространена в Центральной Европе. Также собственное кинопроизводство Каурисмяки изменилось, став более интернациональным, отделяясь от Финляндии и финских компаний по производству кино. В 1990-х он начинает снимать свои фильмы в Соединённых Штатах , Франции и Англии .
{{
cite news
}}
:
Проверьте значение
|url=
(
справка
)