Дом, в двухъярусном подвале которого расположен туалет, историки относят к середине XIX века
. Строился он в несколько этапов: сначала был одноэтажным, а после двух реконструкций вырос до трёх этажей. В начале XX века этот дом был доходным: здесь находился банк, магазины, жилые квартиры
.
В начале
XX века
в тесных помещениях этого подвала располагалось кафе «
Подвал поэтов
»,
богемное
заведение с миниатюрной сценой, облюбованное местными
поэтами-ничевоками
. 15 августа 1920 года на сцене «Подвала поэтов» впервые в Ростове выступил «Председатель земного шара» поэт
Велимир Хлебников
. Чуть позже ростовский театр «
Театральная мастерская
» поставил там пьесу Хлебникова «
Ошибка смерти
»
(реж.
А. Надеждов
). Это была первая театральная постановка в творческой биографии Хлебникова
. Автор присутствовал на репетициях. На премьере подвал украшал большой портрет Хлебникова
работы художника
Мане Каца
.
В период
НЭПа
за Газетным переулком укрепилась слава района «красных фонарей», где предприимчивые граждане сдавали свои комнаты
проституткам
целыми кварталами
. После 1926 года всех проституток отловили и сослали на
Соловки
.
Во время
немецкими войсками (1942—1943) в этом подвале расположилось
казино
, в котором немцы «играли в карты, пили, приводили женщин»
. Этот факт подтверждается воспоминаниями ростовчанина Ш. Чагаева
.
В апреле 1945 года в данном помещении уже функционировал общественный туалет
. Это был единственный общественный туалет города
, лежавшего в развалинах после освобождения от немецкой оккупации. Посетив его 21 апреля 1945 года,
Клементина Черчилль
была удивлена царившей там чистотой и сделала комплимент
Ростову-на-Дону
.
С началом
перестройки
первый кооперативный туалет в городе был организован в туалете на Газетном
.
19 сентября 1988 года в помещении кооперативного туалета «Прогресс» — бывшем «
Подвале поэтов
» — была проведена выставка «
Провинциальный авангард
» ростовского товарищества «
Искусство или смерть
» под руководством
Авдея Тер-Оганьяна
. В планы товарищества входило открытие в туалете «Прогресс» постоянно действующего культурного Центра
. Билет в туалет — он же, соответственно, и на выставку — стоил 10 копеек
. Экспозиция размещалась в двух залах — Голубом (мужское отделение) и Розовом (женское отделение). Выставка вызвала скандал и была вскоре закрыта
под предлогом отсутствия воды в туалете
. При этом разгромные рецензии на выставку были опубликованы всеми ростовскими газетами, а также — «
Литературной газетой
»
. Успели отметиться даже телевизионщики, включая «
Дон-ТР
»
и столичную телепрограмму «
Взгляд
»
. А газета «
Вечерний Ростов
» даже попеняла Кировскому райисполкому за отсутствие должного контроля над деятельностью кооперативного туалета
.
На 19 июня 2010 года группой «Мир» было объявлено о проведении в туалете акции «Работа над ошибками»
. Всем желающим предлагалось принести для исправления ошибок свои экземпляры каталога
первой Южно-российской биеннале современного искусства
. Акцию, перепутав всё и вся, проанонсировала даже «
Комсомольская правда
»
.
В июле 2010 года режиссёр
Руфат Гасанов
снял в
Ростове-на-Дону
и
Таганроге
документальный фильм «
O, Sortie!
»
(рабочее название — «Подвал поэтов»
), главным героем которого стал Туалет на Газетном
. Этот фильм был признан жюри одним из самых оригинальных в конкурсной программе Международной летней киношколы
ВГИКа
. Также фильм участвовал в конкурсной программе
30 Международного фестиваля ВГИК
, в конкурсной программе московского кинофестиваля «
Святая Анна
» (спецпрограмма «Обратите внимание»)
и в конкурсной программе Всероссийского кинофестиваля документального кино «Свидание с Россией»
. Работу над фильмом режиссёр начал после прочтения данной статьи в Википедии
.
До осени 2010 года в помещении подвала — по соседству с баром «На Газетном»
— продолжал работать общественный
платный туалет
. Стоимость посещения ставшего легендарным
туалета — 10 рублей
. Поскольку вход в бар «На Газетном» располагался между входами в женское и мужское отделения туалета, завсегдатаи в шутку называли этот бар «Межтуалетьем»
.
В октябре 2010 года общественный туалет был закрыт на ремонт
, продолжавшийся длительное время
. Как утверждали неофициальные источники, данный ремонт должен был плавно перетечь в реконструкцию, в ходе которой Туалет на Газетном прекратит своё существование
.
21 апреля 2011 года на дверях мужского отделения Туалета на Газетном был обнаружен микро-стикер с призывом «Свободу
Вэйвэю
»
, что позднее было определено прессой как нано-протестное выступление в поддержку знаменитого художника
Ай Вэйвэя
, преследуемого властями
Китая
.
В январе 2012 года было объявлено, что городские власти намерены установить на доме, в котором находится туалет, мемориальную доску в честь пребывавшего некогда в «
Подвале поэтов
»
Велемира Хлебникова
.
С
2015 года
к наглухо забитым дверям Туалета на Газетном гиды стали подводить группы экскурсантов, рассказывая о Туалете как о ростовской достопримечательности
.
В октябре
2015 года
градоначальник Ростова-на-Дону
Сергей Горбань
в ходе встречи с предпринимателями города отметил, что из Туалета на Газетном можно было бы сделать хорошее литературное кафе
. Более того, в этом кафе, возможно,
25 января
2016 года
будет проведён всероссийский творческий вечер поэтов
, церемония награждения «лучших из лучших»
. Ремонт дома и туалета будет возложен на собственника или нового хозяина
. Эскизный проект дизайна кафе подготовило ростовское
брендинговое
агентство «ЖМЕК-дизайн»
.
Проект по превращению туалета в литературное кафе вошёл в план городских властей по подготовке города к
финалу 21-го чемпионата мира по футболу
. Реставрацию здания и реконструкцию туалета наметили на лето
2016 года
.
На апрель
2016 года
Туалет на Газетном продолжал оставаться закрытым для посетителей
. Стальные двери мужского и женского отделений закрыли фанерными щитами.
В апреле
2016 года
редакция интернет-портала
www.1rnd.ru
выступила с оригинальной инициативой — разместить изображение Туалета на Газетном на готовящейся к выпуску 200-рублёвой купюре ЦБ РФ
. По мнению журналистов, если бы дизайн купюры был бы посвящён Ростову-на-Дону, изображение Туалета на Газетном вполне могло бы символизировать этот город, равно как и
Парамоновские склады
, Нахичеванский рынок и знаменитый ростовчанин
Дмитрий Дибров
. Выпуск 200-рублёвой купюры планировался на конец
2017 года
.
В начале
2017 года
состоялись торги, в ходе которых муниципалитет избавился от помещений туалета, требующих дорогостоящего капитального ремонта
. В торгах участвовал
Дмитрий Дибров
, предложивший за это помещение порядка четырёх с половиной миллионов рублей
. Но эта сумма была перекрыта предложением другого ростовчанина, знатока и ценителя истории, хорошо известного в кругах ростовской общественности
.
В октябре
2017 года
стало известно, что владельцем подвального помещения в результате торгов стал руководитель археологического общества «Наследие», подполковник МВД в запасе
. В туалете на Газетном убрали мусор, заменили канализационные трубы, занялись перекладкой стен. для ремонта использовался старый кирпич. Всего на реставрацию туалета на Газетном планируется потратить порядка 10 млн рублей
. Новый собственник планирует открыть в туалете на Газетном антикварный магазин и выставочную площадку
. Первой выставкой на этой площадке Роман Ёлкин хотел бы устроить выставку
товарищества «Искусство или смерть»
. Ремонтные работы в подвале продолжаются и в
2018 году
.
В январе
2023 года
на закрытой стеклянной двери бывшего женского отделения Туалета на Газетном были замечены пожелтевшие от солнца листочки с текстами
Декрета и Манифеста ничевоков
, явно висевшие там уже не один месяц
. По мнению экспертов галереи ZHDANOV, данный весьма многозначительный микрожест явно был приурочен к 100-летию манифеста ничевоков «Да здравствует последний интернационал Дада мира»
. К слову, прародитель русского джаза
Валентин Парнах
называл дадаистов — «французские ничевоки»
.
По состоянию на январь
2023 года
Туалет на Газетном ещё не открыт
.
Туалет на Газетном как достопримечательность
В феврале 2011 года было объявлено об открытии ростовского туристического портала, на котором можно будет ознакомиться с главными ростовскими достопримечательностями, включая и Туалет на Газетном
.
В марте 2011 года сайт «1001 чудо света» назвал Туалет на Газетном самым знаменитым туалетом мира
.
Некоторые журналисты считают, что Туалет на Газетном «есть яркая достопримечательность, не посетить которую, будучи в этом городе, просто неприлично»
.
В 2012 году газетой «Ростов официальный» была высказана мысль «сделать ростовский общественный туалет на Газетном площадкой демонстрации не отхожего места как такового, а провокации в искусстве»
.
В 2012 году фотодизайнеры предлагали клиентам сделать фото для выпускного альбома в Туалете на Газетном: «Ещё одним уникальным местом, где можно сделать фото для выпускного альбома, является Туалет на Газетном — это известнейший общественный туалет в Ростове-на-Дону»
.
В 2014 году выставка «
Провинциальный авангард
», проведённая в Туалете на Газетном в 1988 году, вошла в топ «10 художественных выставок в самых неожиданных местах» по версии сайта
www.novate.ru
.
В 2014 году туристический портал «Зелёный чемодан» назвал Туалет на Газетном «самой посещаемой достопримечательностью Ростова-на-Дону», несмотря на то, что сам туалет был закрыт c
2010 года
.
В
2015 году
стало известно, что ростовская кинолаборатория «Код города» планирует съёмки документального фильма о Туалете на Газетном
. Режиссёром выступил Алексей Захарченко
. Этот фильм должен был войти в полнометражный фильм «Код города. Ростов-на-Дону»
. Позднее стало известно, что фильм Захарченко вылился в отдельный проект
. Сам же фильм «Код города. Ростов-на-Дону» вышел на экраны под названием «Напротив левого берега» и получил Гран-при как лучший документальный фильм на международном кинофестивале «
Золотой абрикос
»
.
В
2017 году
журналисты интернет-портала «Панорама» накануне открытия
чемпионата мира по футболу
предложили, учитывая явный дефицит достопримечательностей Ростова, открыть для посетителей Туалет на Газетном
.
В
2021 году
интернет-портал
Meduza
в связи с юбилеем Википедии опубликовал список самых необычных статей этого международного энциклопедического проекта
. В число этих самых необычных статей попала и статья «Туалет на Газетном»
.
«В туалете есть ещё две достопримечательности, кроме ТВ, авангарда и весёлой публики. Рабочий туалета в казачьей форме и защитного цвета фуражке, какие в станичных магазинах ещё продаются, суетится, что-то подметает, вытирает, бормочет. Причём это, кажется, у него не имидж, а образ жизни. Я видел его не раз в городе, в этом же наряде, с мелиховскими усами и чубом. В самом же туалете есть потайная дверца в каморку, где вот уже лет 30 живёт старик. Эх! Би-Бомж! Живёт себе человек и рад углу, хоть и с унитазом рядом»
—
В. Посиделов
, «
Ура Бум-Бум!
», 1988
.
В 2005 году газета «
Аргументы и Факты на Дону
» назвала Туалет на Газетном «первой ласточкой кооперации», а выставку в нём — «пионером разгулявшегося в следующие два года местного авангарда»
.
Туалет на Газетном упоминается в романе
«Возвращение мессира»
.
В 2010 году Туалет на Газетном фигурировал в одном из вопросов интернет-версии игры «
Что? Где? Когда?
» — «В начале прошлого века избранный на самую высокую должность Земного шара присутствовал на премьере своей пьесы в подвале, превратившемся к концу века в НЕГО. В 70-х годах прошлого века другой упомянул ЕГО, как свидетельство проникновения русских людей в любой уголок Земного шара. Я не прошу вас назвать ЕГО, назовите этих двоих».
В двух шагах от туалета на Газетном, по
Большой Садовой
, между
Газетным
и Семашко, у магазина «Океан», с середины 1990-х до середины 2000-х днём обычно стоял или прохаживался поэт
Александр Брунько
, уже сильно страдающий алкоголизмом. Саша ждал, когда мимо пройдёт кто-нибудь из знакомых и даст ему денег на выпивку. И почти всегда это случалось. В какой-то момент друзья Брунько выказывали намерение построить ему «домик» на скамейке возле «Океана» — в виде сидящего Брунько, но только увеличенного, чтобы Саша мог там пережидать непогоду
.
Кассир Туалета на Газетном в интервью журналистам, интересующимся судьбой акции «Работа над ошибками» (группа «Мир», июнь 2010 г.), заявил: «Такого не может быть, чтобы здесь была выставка! Почему? Да не предрасположен этот туалет для выставочных дел!»
История Туалета на Газетном описывается в школьном сочинении
, победившем в 2010 году в номинации «Эссе» на конкурсе творческих работ «О тебе, мой Ростов», проведённом администрацией
Ростова-на-Дону
.
В октябре 2010 года один разгорячившийся журналист, критикуя французских искусствоведов за приглашение
Авдея Тер-Оганьяна
участвовать в выставке «
Русский контрапункт
» (
Париж
,
Лувр
, 2010), заявил в своей статье, что место работам Тер-Оганьяна не в Лувре, а в Туалете на Газетном
.
Астраханцы
, «приревновав» Велимира Хлебникова к ростовскому Туалету на Газетном, утверждают, что в их туалете, который располагался в Астрахани на территории Александровского сада, ставшего позднее Братским садиком, Велимир Хлебников бывал «не один раз, как в Ростове-на-Дону, а довольно часто, и даже начертал на стене бессмертные строки»
.
В апреле 2011 года в газете «
Московский комсомолец
» проскользнула информация о том, что в помещении Туалета на Газетном могло быть открыто одно из новых заведений питания сети ресторанов «
РИС
»
.
В августе 2012 года эстафету Туалета на Газетном подхватили художники
Ижевска
: в единственном муниципальном туалете, расположенном рядом с Центральной площадью города у выставочного центра «Галерея», выставкой
Сергея Орлова
был открыт
.
30 сентября
2012 года
в туалете-музее был проведён каллиграфический перформанс
. Экспозицию
Орлова
сначала сменила выставка
Энвиля Касимова
«Рукотворное»
, а затем планировалась выставка
Вячеслава Мизина
.
«Купеческий
Ростов
очень медленно осознавал факт исторической бесценности непрезентабельного и всячески замызганного общественного туалета на Газетном 46. Признав, возгордился и даже стал говорить об этом через глянцевые путеводители и краеведческие книжки. Не отдавая себе отчёта в феноменальной многогранности данного артефакта.
Велемир Хлебников
,
Мартирос Сарьян
,
поэты-ничевоки
,
Евгений Шварц
,
Марсель Дюшан
,
Клементина Черчилль
,
Авдей Тер-Оганьян
,
Сергей Тимофеев
,
Леонид Стуканов
,
Наталья Дурицкая
— с этой стороной сортирного бытия всё понятно. Речь о символе. Метафоре бессознательно руинированного палаццо. Трудно представить более выразительный символ упадка городской культуры, нежели „
Подвал поэтов
“, превращённый в нужник. И ведь совершенно непонятно, что с этим теперь городу делать. Превращать в музей? В выставочную площадку? Бред! Туалет в центре города есть элемент культуры, не менее важный, нежели музей или выставочный зал. Совмещать музей с сортиром в одном функциональном пространстве? Идея сильная, но психологически город к подобному радикализму явно не готов и в ближайшие годы вряд ли подготовится. Зато готовы художники.
Наталья Дурицкая
и
Сергей Сапожников
уже доказали это, проведя в туалете перформанс „Здесь был Вова“. Сам город же… Городу остаётся только культивировать данный миф, удобряя/унавоживая эту почву»
—
И. Смирнов, 2010
.
«Уже почти десять лет 19 ноября отмечается
Всемирный день туалетов
. К праздничной дате специалисты публикуют рейтинги уборных, проводят семинары, кинопоказы. Одному из старейших отхожих мест современного Ростова не получить и две звезды у туалетных критиков. Однако ни одна другая уборная не может похвастаться столь насыщенным литературным прошлым»
—
Е. Сапрыкина, 2010
.
«Я спросила у одного из известных „сортирных фигурантов“
Авдея Тер-Оганьяна
, как он относится к этому сюжету <
закрытие Туалета на Газетном в 2010 году
>. Авдей сказал, что глупо закрывать туалет в центре города, где и так с туалетами х…во. И музей в этом дурацком подвале делать тоже глупо. Вообще не музейчики надо делать, а реально развивать в городе современное искусство»
—
А. Бражкина
, 2011
.
«На мой взгляд, там должен быть клуб, общепит. Что ж, на голодный желудок стихи там слушать? Хотя, конечно, основа — стихи, мне хотелось дать ростовским поэтам и музыкантам трибуну. Однако само помещение очень маленькое, там нет места для сцены. Над туалетом находится небольшой бар, и если объединить их, вышел бы неплохой центр — единое творческое пространство. Я уже докладывал министру культуры
Владимиру Мединскому
о том, что такая точка там может быть и что министерство культуры могло бы проводить там конкурсы поэтов»
—
Дмитрий Дибров
, 2018
.
Челноков М., Фомина Е.
// Русская служба новостей. — 2011. — 27 окт.
↑
Бондаренко Е.
от 29 сентября 2014 на
Wayback Machine
// РИА Новости. — 2013. — 19 ноября.
Собств. корр.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// www.vidpochivay.com. — 2012. — 24 янв.
Собств. корр.
от 9 января 2016 на
Wayback Machine
// Городской репортёр. — 2015. — 18 дек.
Лещенко Л.
от 22 июня 2019 на
Wayback Machine
// 34travel.me. — 2019. — 7 мая.
Варцаба В.
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
// Аргументы и Факты. — 2015. — 20 марта.
↑
Ростов-на-Дону и окрестности. Тайны степного мегаполиса. / Под ред. О. А. Хорошева. — Ростов-на-Дону: Наш регион, 2009. — 128 с. —
ISBN 978-5-904422-01-1
.
↑
Зайчикова Л. Г.
История «Театральной мастерской» по материалам из фонда Ростовского областного музея краеведения // Известия Ростовского областного музея краеведения. — 2001. — № 9.
↑
Смирнов И.
от 7 октября 2013 на
Wayback Machine
// www.rostovnews.net. — 2010. — 3 сент.
↑
Келешьян Д.
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
// Кто главный. — 2011. — № 12.
↑
Товарищество «Искусство или смерть» / Под ред. О. Головановой. — М.: ГМСИ, 2009. — 304 с. —
ISBN 978-5-91611-006-7
.
Полонский И.
от 24 июня 2016 на
Wayback Machine
// СвободнаяПресса-Юг. — 2016. — 25 февр.
↑
Собств. корр.
Вперед в прошлое! // Аргументы и Факты на Дону. — 2005. — 29 марта.
Сигутин А.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// www.16thline.ru. — 2011. — 8 сент
Лисицын В.
от 3 октября 2013 на
Wayback Machine
// Самиздат. — 2005. — 27 апр.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 сентября 2010. Архивировано из
20 июля 2010 года.
Гребенников М.
от 8 декабря 2015 на
Wayback Machine
// www.rostovnews.net. — 2010. — 20 июня.
Док. фильм «O, Sortie!». Реж. Р. Гасанов. ВГИК, 2010 г.
Новикова А.
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
// Официальный портал городской Думы и Администрации Ростова-на-Дону
Приказ № 578
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
// www.rostov-gorod.ru. — 2010. — 15 сент.
Романов А.
9 октября 2010 года.
// news.km.ru. — 2010. — 8 окт.
Камикадзе А.
от 23 июля 2021 на
Wayback Machine
// Факт и компромат. — 2010. — 22 окт.
Резник С.
Есть или не есть? Вот в чём «РИС»! // Московский комсомолец на Дону. — 2011. — 7 апр.
Собств. корр.
от 29 ноября 2014 на
Wayback Machine
// Известия Удмуртской республики. — 2012. — 20 авг.
Иванов А.
// Комсомольская правда. — 2012. — 20 авг.
Собств. корр.
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
// www.izvestiaur.ru. — 2012. — 27 сент.
Кожина Л.
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
// Аргументы и Факты. — 2012. — 27 дек.
Собств. корр.
от 2 апреля 2015 на
Wayback Machine
// susanin.udm.ru. — 2012. — 26 дек.
Собств. корр.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// www.izvestiaur.ru. — 2012. — 28 дек.
↑
Пилипенко Г.
от 23 октября 2013 на
Wayback Machine
// www.rostovnews.net. — 2010. — 29 авг.
Словаева Н.
Полёт Ваганова во сне и наяву // Про Ростов. — 2010. — № 10.
Сапрыкина Е.
(недоступная ссылка)
// Газета Дона. — 2010. — 17 ноября.
Бражкина А.
// Неизвестный Ростов. 20 век. — 2011. — 1 янв.
Рычагова А.
от 6 мая 2018 на
Wayback Machine
// don24.ru. — 2018. — 6 марта.
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).