Сердце Ангела
- 1 year ago
- 0
- 0
Замок Святого Ангела ( итал. Castel Sant'Angelo , лат. Castellum Sancti Angeli ) — римский архитектурный памятник , также известный как Мавзолей Адриана ( лат. Mausoleum Hadriani ), иногда называемый Печальный Замок , представляющий собой высокое цилиндрическое здание в на берегу Тибра . Донжон -усыпальница, квадратный двор с окружающей его стеной и мост через реку, украшенный скульптурами, образуют городской ансамбль . Когда-то [ когда? ] считался самым высоким зданием в Риме.
Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей , а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла . Позднее римскиме папы использовали его как крепость от варварских набегов . Замок стал символом могущества Святого Престола и важным атрибутом папской власти. После того, как в 410 году крепость захватили вестготы , Сант-Анджело был полностью разорён . Варвары рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. То немногое, что осталось, впоследствии было перенесено в Ватикан .
В XIV веке крепость стала замком , снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции [ какие? ] . Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса — роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно , знаменитый итальянский учёный, философ и оккультист .
В настоящее время Сант-Анджело является архитектурным памятником — Военно-историческим музеем, одним из самых посещаемых в Италии.
Император Адриан начал строить его в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. Завершил строительство в 139 г., после смерти Адриана, его преемник Антонин Пий . Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу : на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине — император в виде Гелиоса , управляющего квадригой . В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером . В те времена замок выглядел совсем по-другому. Согласно хроникам [ каким? ] , всё строение было облицовано белым мрамором, и имело отличную от сегодняшней [ как? ] форму. С наступлением тяжёлых времён [ когда? ] мавзолей укрепляли, в конечном итоге превратив его в неприступную крепость с крепостными стенами. Затем [ когда? ] это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.
Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила , который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела. В средние века замок был соединён с Ватиканом пассетто , укрепленным коридором [ источник не указан 2112 дней ] . Римские папы превратили его в настоящую крепость: Климент VII в 1527 г. укрылся в замке, когда войска императора Карла V вторглись в Рим . В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини , скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. За всю историю замка это единственный человек, которому это удалось [ источник не указан 2112 дней ] .
Большой вклад в реставрацию замка, равно как и всей жилой части Ватикана, внёс папа Александр VI Борджиа . Именно при нём были созданы многие настенные и потолочные рисунки, а также обустроен дворик имени папы. В этом дворике проходили театральные представления специально для папы Борджиа и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично.
В общем плане, с эпохи Ренессанса и до наших дней облик замка и его планировка существенно не изменились. В XVIII — XIX веках на фасадной стороне строения, прямо над балконом с мраморными колоннами , располагались часы, которые затем были убраны. Также на тыльной стороне замка до XVII века не было балкона с похожими на фасадные колоннами. С появлением широких автомобильных дорог планировка крепостных стен замка претерпела определённые [ какие? ] изменения.
Естественно, что сооружение, существующее почти две тысячи лет, неоднократно перестраивалось и его помещения относятся к разным эпохам.
Спиралеобразная галерея , датируемая временем Адриана, вела к залу, где находились погребальные урны.
Дворик Ангела получил такое название, поскольку в нём поместили мраморную скульптуру XVI в., созданную скульптором Раффаэлло да Монтелупо , которая до XVIII столетия находилась на вершине замка. Позднее скульптура была заменена бронзовой, выполненной фламандским скульптором Питером Антоном фон Вершаффельтом в 1753 году. От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII веке.
В зале Правосудия ( Sala della Giustizia ) в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты , дворик Александра VI , зал Климента VII , залы Климента VIII , лоджия Павла III и лоджия Павла IV ; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека , а также зал Сокровищ и Секретный архив . С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
Ещё со времён папы Григория Великого ( VI — VII век н. э.) замок Святого Ангела пребывал в статусе твердыни, неприступной крепости прямо в Ватикане. В такой крепости можно было в любой момент укрыться в случае нападения вражеских армий, что в Средневековье было явлением довольно частым. В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы . Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла . Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок.
Именно по этой причине ряд римских пап выбрал Сант-Анджело в качестве своей официальной резиденции. Латеранский дворец оказался в запустении [ когда? ] , а строительство Апостольского дворца началось только через 100 лет.
Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий к сегодняшнему вид. Однако, не все преемники папы Борджиа пожелали жить в апартаментах, где происходило кровосмешение , отравления [ кого? ] и т. п. Уже Юлий II , пришедший к власти в 1503 году , отказался использовать замок в качестве резиденции [ источник не указан 2112 дней ] . Вновь вернулись к Латеранскому дворцу . [ источник не указан 2112 дней ] . Новая (летняя) резиденция на месте старого Латеранского дворца была построена по распоряжению папы Сикста V в 1586 году. А вскоре в 1589 началось строительство Апостольского (Ватиканского) дворца, который вот уже более четырёх столетий служит официальной резиденцией для Его Святейшества.
Замок Святого Ангела остаётся молчаливым свидетелем многовековой истории, а также напоминанием о том, как могуч был Святой Престол несколько столетий назад.
Во замок Святого Ангела стал частью Нового Ватикана, перенесенного на планету Пасем. Во второй дилогии цикла « Песни Гипериона » Обновленная Имперская Церковь использовала его как резиденцию Святой Инквизиции, также здесь была замучена и приняла смерть Энея.
Также замок Святого Ангела упоминается в романе Александра Дюма «Асканио». Именно оттуда с помощью свитых в жгуты простыней сбежал скульптор Бенвенуто Челлини.
Замок Святого Ангела упоминается в книге Петера Берлинга «Дети Грааля» как оплот сторонников папы и резиденция «серого кардинала» (он же Райнер из Капочо).
Также замок Святого Ангела упоминается в романе Дэна Брауна «Ангелы и Демоны». Помимо этого замок Святого Ангела упоминается в романе Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Замок Святого Ангела упоминается в романе Дэна Симмонса «Лето ночи» (Summer of Night), опубликованного в 1991 году.
В опере Джакомо Пуччини « Тоска » действие третьего акта проходит на крыше замка.