Interested Article - Соловецкое восстание
- 2020-06-16
- 1
Солове́цкое восста́ние , или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона . Из-за отказа монастыря принять нововведения правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько лет и завершились лишь в 1676 году падением Соловецкого монастыря.
Предыстория
К началу XVII века Соловецкий монастырь превратился в важный военный форпост для борьбы с шведской экспансией ( Русско-шведская война 1656—1658 годов ). Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники (425 человек на 1657 год) владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря ( Кемь , Сумский острог ). Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря.
Причины
Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казённой палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. В 1666—1667 годах соловляне ( Геронтий (Рязанов) ) написали царю пять челобитных в защиту старых богослужебных чинов. В 1667 году состоялся Большой Московский собор , который анафематствовал древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. 23 июля 1667 года власти назначили настоятелем монастыря сторонника реформ отца Иосифа , который должен был провести реформу в Соловецком монастыре. Иосиф был приведён в монастырь, и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря , позже настоятелем был избран архимандрит . Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт.
События
3 мая 1668 года царским указом для приведения обители в повиновение на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своём распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет .
Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска высаживались на Соловецких островах, пытались окружить их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог , причём двинских и холмогорских стрельцов распускали на это время по домам . Летом 1672 года Игнатия Волохова сменил воевода К. А. Иевлев, войско было увеличено до 725 стрельцов.
Такое положение сохранялось вплоть до 1673 года. В сентябре 1673 года на Белое море прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против защитников Соловецкого монастыря, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царь обещал прощение всем участникам восстания, добровольно явившимся с повинной .
Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята, и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. В 1674—1675 годах стрелецкое войско было удвоено.
До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. 7 января 1675 года на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя — «ирода».
В конце мая 1675 года Мещеринов явился под монастырём с 185 стрельцами для разведки. Летом 1675 года военные действия ужесточились, и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными . Мещеринов окружил монастырь 13 земляными городками (батареями) вокруг стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз Мещеринов решил не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой. Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. 2 января 1676 года отчаявшийся Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю; штурм был отбит, погибли 36 стрельцов во главе с ротмистром Степаном Потаповым.
18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек.
После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены .
После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .
В старообрядческой литературе
Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « », созданный в XVIII веке . В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:
И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.
— История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша
Сообщается о большом количестве убитых (несколько сотен). Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Сашко Васильев и Никанор, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 защитников в живых осталось лишь 14 .
Канонизация убиенных участников восстания (Соловецкие мученики)
29 января (11 февраля) в РПСЦ совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших . 22 января (4 февраля) память Соловецких мучеников совершается в РДЦ (Святаго священномученика Никанора архимандрита и преподобных отец наших, иже с ним во обители Соловецкия избиенных от новолюбец, †1676). В старообрядчестве она совершается по крайней мере с конца XVIII века, этим временем датированы рукописи с памятью Соловецких мучеников .
Тропарь , глас 4
Земны́х благ возненави́дели есте́ и Небе́снаго Царя́ Христа́, Сы́на Бо́жия, возлюби́ли есте́, многообра́зныя ра́ны претерпе́ли есте́ и кро́вию свое́ю Солове́цкий о́стров вторы́м освяще́нием освяти́ли есте́, венцы́ от Бо́га я́ве прия́сте, о нас моли́тися приле́жно, блаже́ни, па́мять всепра́зднественную вам соверша́ющим.
Вели́кий Никано́ре, Христу́, Сы́ну Бо́жию, сострада́льче, моли́ся, умири́ти па́ству и лю́ди, Той бо есть ве́рным утвержде́ние.
Кондак , глас 2.
Ра́зумом на враги́ му́жески вооружи́вшееся, и вся тех се́ти разруши́сте, и побе́ду свы́ше прие́мше, земна́го царя́ не послу́шали есте́, и Ни́коново зло́е мудрова́ние под но́ги свои́ попра́ли есте́, и Влады́це всех Христу́, Сы́ну Бо́жию, моли́теся, свя́ти му́ченицы, всехва́лнии, единомы́сленно вопиюще́: «Коль добро́ и красно́ е́же бы́тии с Бо́гом».
В культуре
- Сергей Максимов , «Год на Севере» (1859, СПб.; 3 изд., 1871).
- В первой серии советского многосерийного фильма « Михайло Ломоносов » поморский рыбак-старообрядец рассказывает юному Ломоносову историю восстания.
- Соловецкому восстанию посвящена песня Александра Городницкого «Соловки».
- События восстания изображены в телесериале « Раскол » (2011) режиссёра Николая Досталя .
Примечания
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1897. — Т. 8: Ибак — Ключарев. — С. 349.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона поморья в XVI—XIX вв. — Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975.
- Лейцингер Я. И. Соловки. 1888 г. / сост. Е. Бронникова; Арханг. обл. краевед. музей. — Архангельск: Правда Севера, 2005. — 136 с. — (Архангельский Север в фотографиях). — ISBN 5-85879-129-8 .
- Петрушко В. И. История Русской Церкви. Первый патриарший период (конец XVI—XVII в.): курс лекций. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2020. — С. 352—353 — 460 с. — ISBN 978-5-7429-1336-8
- А. Денисов . . — Издание В. Т. Усова. — М. , 1907.
- . Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано из 27 сентября 2012 года.
- . Дата обращения: 30 января 2015. Архивировано из 30 января 2015 года.
- . Дата обращения: 6 ноября 2021. 6 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 30 января 2015. 30 января 2015 года.
Литература
- . — XVIII век.
- // История первокласснаго ставропигиальнаго Соловецкаго монастыря. — Издание Спб. акц. общ. печатнаго дела в России Е. Евдокимова. — СПб. , 1899.
- Денисов А. . — Издание В. Т. Усова. — М. , 1907.
- Барсуков Н. А. Соловецкое восстание. 1668—1676 гг. — Петрозаводск: Госиздат КФССР, 1954. — 68 с.
- Борисов А. М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI—XVII веках. — Петрозаводск : Карел. кн. изд-во, 1966. — 283 с.
- Фруменков Г. Г. Узники Соловецкого монастыря. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1965. — 120 с.
- Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI—XIX вв.. — Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975. — 184 с.
- Юхименко Е. М. Соловецкое восстание 1668—1676 гг. и старообрядческая «История о отцах и страдальцах Соловецких» // Архив русской истории. Вып. 2. — М., 1992. — С. 71-92.
- Чумичёва О. В. . — М. : ОГИ, 2009. — 352 с. — (Северная библиотека). — ISBN 978-5-94282-573-7 .
- Кожурин К. Я. Соловецкое сидение. 1668-1676 гг.. — СПб. : Евразия, 2021. — 192 с. — (Parvus Libellus). — ISBN 978-5-8071-0535-6 .
Ссылки
- 2020-06-16
- 1