Протасий Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Святые Гервасий и Протасий — раннехристианские мученики I — II веков , почитаемые Католической (память — 19 июня ) и Православной (память 14 октября по юлианскому календарю ) Церквами. Обретение их мощей Амвросием Медиоланским в 386 году ознаменовало окончательное торжество Православия над арианством в Медиолане .
Скудные обстоятельства жизни и смерти Гервасия и Протасия изложены в мученических Актах , относящихся к концу IV столетия и, возможно, принадлежащих перу Амвросия Медиоланского . Более ранних свидетельств об этих святых не сохранилось, что, впрочем, является типичным для многих почитаемых раннехристианских мучеников.
Согласно Актам, Гервасий и Протасий были близнецами , сыновьями мученика Виталия Миланского и мученицы Валерии . После героической смерти родителей, которую их жития относят к гонениям Нерона , Гервасий и Протасий были заключены в медиоланскую темницу, где их посещал ещё один будущий мученик Назарий . Братья остались верными Христу , за что и были сначала подвергнуты бичеванию , а затем обезглавлены. Мученические Акты относят кончину братьев ко времени Нерона, ряд современных исследователей считают возможной другую датировку — правление Марка Аврелия . Предположение о том, что Гервасий и Протасий были жертвами гонений Диоклетиана , с трудом согласуется с тем, что к 386 году (то есть спустя 80 лет с вероятной даты смерти) место их захоронения было забыто.
В 385 году настроенная про-ариански императрица Юстина , мать малолетнего Валентиниана II , потребовала от православного епископа Амвросия Медиоланского передать одну из городских церквей изгнанному с Востока и нашедшему прибежище при миланском дворе арианскому епископу Авксентию Доростольскому. После решительного отказа Амвросия Валентиниан II в Пасху 386 года разрешил арианам силой захватить требуемую базилику при поддержке императорской гвардии. Но православные христиане Медиолана, окружив своего епископа , бодрствовали в базилике и не позволили арианам занять её. Юстина и Валентиниан II, испугавшись народных волнений, временно уступили.
На Пасху следующего 387 года Валентиниан II приказал Амвросию, обвинённому в подстрекательстве к бунту и неповиновении императорской власти, удалиться из Медиолана. Но православные горожане окружили дом епископа и не позволили властям изгнать Амвросия. Противостояние накалялось, так как император и его мать на этот раз не намерены были уступать. Вскоре Амвросию, по его собственному признанию, в видении было указано место погребения мучеников Гервасия и Протасия, совершенно забытое к этому времени. 19 июня 387 года в месте, указанном Амвросием, были обретены нетленные тела братьев . Мощи были торжественно перенесены в одну из миланских базилик, при этом торжество сопровождалось многочисленными явными чудесами и исцелениями. Юстина и Валентиниан II перед лицом несомненных чудес, происходящих от мощей, были вынуждены навсегда оставить мысль о покровительстве арианам и гонениям на православных.
Обретение мощей Гервасия и Протасия описано самим Амвросием в письме к его сестре Марцеллине, биографом Амвросия , а также упомянуто Блаженным Августином в его « Исповеди » (9:7) и трактате « О граде Божием » (22:8). Августин, находившийся в этот момент на пути к обретению веры, взволнованно описывает виденное и слышанное им:
Тогда упомянутому предстоятелю Твоему открыто было в видении место, где сокрыты тела мучеников Протасия и Гервасия, которые столько лет хранил Ты нетленными в тайной сокровищнице Твоей, чтобы своевременно взять их оттуда в обуздание женщины лютой, но царственной…Исцелялись не только мучимые нечистыми духами…;один медиоланец, слепой в течение многих лет и известный всему городу,…добился разрешения подойти и прикоснуться платком к носилкам, где покоились те, о ком сказано: «дорога в очах Господних смерть святых Его». Затем он поднёс платок к глазам своим, и они сразу открылись. Об этом разнеслась молва, Тебе возносили хвалы, горячие, сиявшие радостью, поэтому противница Твоя, хотя и не приникла к здравой вере, но подавила в душе своей неистовость в преследованиях («Исповедь» (9:7)).
Мощи Гервасия и Протасия были положены в новой медиоланской базилике (ныне называется Сант-Амброджо ), где в 395 году упокоился и сам Амвросий. В 835 году архиепископ Милана поместил мощи двух братьев и святителя в новом порфировом саркофаге , где и они и были обнаружены в январе 1864 года . В настоящее время мощи Гервасия, Протасия и Амвросия покоятся в открытом виде в крипте базилики Сант-Амброджо. Впрочем, в Германии существовала легенда, что после разорения Милана Фридрихом Барбароссой , мощи были увезены в Брейзах , а затем их часть — в Суассон .
Необычные обстоятельства обретения мощей способствовали быстрому распространению почитания святых Гервасия и Протасия по всей Европе. Около 400 года церкви, освящённые в их честь, существовали в Мане (современный Ле-Ман ), Руане и Суассоне. Папа Иннокентий I освятил в их честь одну из римских базилик.