Interested Article - Битва новгородцев с суздальцами
- 2020-02-21
- 2
Чудо от иконы « Богоматерь Знамение » (Битва новгородцев с суздальцами) — популярный в России XV-XVII вв. иконописный сюжет, в основе которого лежит историческое событие: осада Новгорода войском под предводительством суздальского княжича Мстислава Андреевича .
Исторический сюжет
В начале 1170 года соединённые силы русских князей: владимирского , смоленского , рязанского , муромского и полоцкого , — возглавляемые суздальским княжичем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского , подошли к стенам Новгорода и осадили город.
Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу , и возьми икону Святой Богородицы , и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине . А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили — какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее , когда провел Бог израильтян сквозь Красное море , а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен .
Значение победы новгородцев было огромным ещё с учётом того, что всего лишь за год до событий войсками Андрея Боголюбского и его союзников впервые за историю русских междоусобиц был взят и разгромлен Киев , где в то время княжил отец новгородского князя .
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» 186 лет после этого события находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице . В 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутую в 1354 или 1355 году церковь Знамения Богородицы , на месте которой в конце XVII века был построен Знаменский собор . Многочисленные списки с этой иконы известны по всей России. Многие из них являются чудотворными и наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалацкая , Дионисиево-Глушицкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие .
Память о чудесном избавлении Новгорода от вражеского войска долго сохранялась в форме устных преданий. Архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). В XIV веке написано . В XV веке рассказ об этом чуде вошёл в новгородский летописный свод , и афонский иеромонах Пахомий Логофет написал «Слово похвальное Знамению».
Композиция
Композиционно икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трёх расположенных одна под другой частей (регистров). В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение». В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа) .
Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Ввысь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе .
Распространение
Предполагается, что в XV веке (в эпоху расцвета новгородской иконописи) были написаны первые иконы на этот сюжет. Одна из них в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее . Две аналогичные известные иконы, созданные приблизительно в тот же период, находятся в Новгородском музее и Государственном Русском музее . Иконы «Чудо от иконы Знамение» имеются также и в других местах, в частности, в церквах в селах Курицко и Гостинополье Новгородской области .
«Битва новгородцев с суздальцами» — излюбленный сюжет стенописи ярославских изографов XVII века.
Примечания
- Дата обращения: 13 мая 2011. 28 июля 2011 года.
- Дата обращения: 13 мая 2011. 19 июня 2012 года.
- от 13 июля 2015 на Wayback Machine
- ↑ «Новгородская икона XII-XVII веков» — Издательство «Аврора», Ленинград, 1983, стр. 33.
- Дата обращения: 13 мая 2011. 23 мая 2014 года.
- Дата обращения: 13 мая 2011. 23 мая 2014 года.
Литература
- Гусев П. Л. Новгородская икона св. Иоанна (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах. — СПб., 1903.
- Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний / Отв. ред. А. М. Панченко ; Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. — Л. : Наука . Ленингр. отд-ние, 1973. — С. 95—148, 281—284. — 304 с. — 6850 экз.
- Дмитриев Л. А. Сказание о битве новгородцев с суздальцами // Словарь книжников и книжности Древней Руси .
- Ключевский В. О. Древнерусские жития. — С. 126—128.
- Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. — М.: Искусство, 1969. — С. 35—36, табл. 51—53, 60—63.
- Лихачёв Д. С. Литература Новгорода XIV—XV вв. // История русской литературы. — Т. 2, ч. 1. — М.; Л., 1945. — С. 263—264.
- Порфиридов Н. Г. . — М.; Л.: Издательство Академии наук СССР , 1947. — С. 239—240, 296.
- Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М., 1982. — С. 83—86, 98—101, 150—154, 217—220, 229—230, 423.
- Труды 15-го археологического съезда в Новгороде. 1911. — Т. 1. Протоколы. — М., 1914. — С. 78.
- Xрущов И. П. О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI—XII столетия. — Киев, 1878. — С. 129—130.
- Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. — СПб., 1908. — С. 120—123, 151—154.
- Frolow A. Le Znamenie de Novgorod: évolution de la légende // Revue des études slaves. — Paris, 1948. — Vol. 24., P. 67—81: Vol. 25, P. 45—72.
Ссылки
- 2020-02-21
- 2