Interested Article - Кебра Негаст
- 2020-08-29
- 2
«Кебра Негаст» , Кебра Нагаст ( др. эфиоп. , ክብረ ነገሥት ) ( «Книга о Славе Царей» ) — эфиопская книга, содержащая легенды о происхождении династии эфиопских правителей от царя Соломона и царицы Савской .
Происхождение книги
Самая ранняя из известных рукописей «Кебра Негаст» датируется XIV веком , но в Европе о ней не было известно до первой четверти XVI века , когда были впервые опубликованы некоторые предания о царе Соломоне и сыне его Менелике , основателе династии эфиопских правителей.
Ряд деталей, упоминаемых в книге свидетельствует о её позднем происхождении. Например имя царицы Савской — Македа ( огненная ) заимствовано из Нового Завета , где она называется Царицей Южной ( Лк. ) , а в 32-й главе Кебра Негаст она отождествляется с царицей Кандакией , упоминаемой в Новом Завете в качестве Царицы эфиопов ( Деян. ). Но согласно комментариям к Новому Завету Уильяма Баркли Кандакия — не столько имя, сколько титул, который носили все царицы Эфиопии.
Существует и арабская версия Кебра Негаст, ещё более пропитанная христианским влиянием. В ней автор приводит цитаты из посланий апостола Павла , в отношении многоженства Соломона приводит сравнение законов Ветхого и Нового Завета, а также утверждает, что христиане способны поддерживать моногамию только благодаря евхаристии . Также арабская версия содержит описание особенностей ног царицы (густые волосы или копыта), что совпадает с историей, описанной в Талмуде и мидрашах (Талмуд Бавли, Таргум Шени, Мидраш Мишле и др.) и впоследствии (VII век н. э.) воспроизведённой в Коране (Коран, 27: 22 - 44).
Основные темы
Большая часть книги посвящена Соломону, его встрече с царицей Савской и последовавшим за этим событиям.
Легенда о царице Савской
Согласно «Кебра Негаст», род эфиопских правителей происходит от савской царицы Македы, прибывшей в Иерусалим , чтобы побеседовать с Соломоном, о славе и мудрости которого она была наслышана. Однажды « возлегли они вместе » и « спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царем Соломоном… детородные муки объяли её, и породила дитя она мужеска пола ». Рождённый ею ребёнок получил имя Байна-Лехкем (варианты — Уольдэ-Таббиб («сын мудреца»), Менелик , Меньелик ) и в 22 года приехал в Иерусалим к своему отцу, который принял и признал его.
Согласно « Кебра Негаст », Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета , который по утверждениям эфиопов, до сих пор находится в Аксуме в соборе Святейшей Девы Марии Сиона . После возвращения сына царица Македа отказалась от престола в его пользу, и он устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии. До настоящего времени сохранились фалаши — эфиопские евреи , которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом.
Отношения с Римской империей
В книге уделено значительное внимание вопросу положения эфиопского государства в мире. В 20-й главе указано, что весь мир разделен между Эфиопией и Римской империей следующим образом: « От середины Иерусалима и от его севера к юго-востоку располагается часть императора Рома; и от середины Иерусалима и от его севера к югу и к Западной Индии. располагается часть императора Эфиопии ». Под «императором Рима», вероятно, имеется в виду византийский император Юстин I , о встрече которого с царём Калебом рассказывается в главе 117. Хотя такая встреча едва ли имела место в действительности, Византия действительно поддерживала довольно тесные отношения с Эфиопией.
Значимость книги
Кебра Негаст, в особенности её оригинальная рукопись, имеет чрезвычайно важное значение для эфиопского народа. Об этом свидетельствует, в частности, следующая история: в 1872 году император Йоханныс IV отправил срочное послание английскому министру иностранных дел графу , в котором требовал вернуть оригинал Кебра Негаст, увезенный в Лондон в 1868 году в связи с введением де-факто английского протектората в Эфиопии. Он писал:
«У Вас там есть книга под названием „Кебра Негаст“, которая содержит законы Эфиопии, в этой книге есть имена царей, названия церквей и провинций. Я прошу Вас безотлагательно установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать её мне, так как без этой книги народ в моей стране не будет мне подчиняться »
Попечителей Британского музея удалось убедить, и 14 сентября 1872 года рукопись была возвращена в Эфиопию .
См. также
Примечания
- от 30 октября 2007 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 13 февраля 2008. 17 февраля 2008 года.
- ↑ . Дата обращения: 8 февраля 2008. 19 января 2008 года.
- О эфиопской версии нахождения Ковчега Завета — см. Хэнкок Г. Ковчег Завета . М., 1999 г.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Байер, Рольф. Царица Савская. Ростов-на-Дону, 1998. С.166
Ссылки
- 2020-08-29
- 2