Облигация (фильм, 1918)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Отец Се́ргий» ( 1918 ) — немой художественный фильм Якова Протазанова . Экранизация одноимённой повести Льва Толстого .
Сюжет фильма близок к литературному первоисточнику.
Молодой князь Степан Дмитрич Касатский ( Иван Мозжухин ) с благоговением относится к государю Николаю I ( Владимир Гайдаров ) и всячески ищет его расположения. Князь влюбляется в красавицу Мэри Короткову (В. Дженеева), не подозревая, что она любовница государя. Узнав правду, он переживает потрясение и встаёт перед необходимостью полностью пересмотреть свою жизнь. Князь отказывается от титула, уходит в монастырь и принимает постриг под именем отца Сергия. В монастыре жизнь кажется ему слишком суетной и подверженной соблазнам. В поисках душевного успокоения он становится отшельником. Через шесть лет на масленицу мимо его кельи проезжала весёлая компания, а с ней — красавица Маковкина (актриса Наталья Лисенко ). Она решает на спор соблазнить отца Сергия и уговаривает друзей привезти её в три часа ночи к нему. Она просится в келью Сергия согреться и снимает намокшую одежду. Отец Сергий смущается, видя в этом происки дьявола. Маковкина отвечает, что она просто грешная женщина, и начинает соблазнять его. Сергий под предлогом удаляется в сени, где отрубает топором указательный палец левой руки, дабы «усмирить плоть». Маковкина видит кровь и молит о прощении. Уже через год она сама уходит в монастырь. Праведность отца Сергия привлекает к нему как верующих, так и светских бездельников, которым в охотку поиздеваться над затворником. Соблазны находят его и в уединении. Не в силах обрести покой и прийти к согласию со своей совестью, отец Сергий впадает в отчаяние и становится безымянным бродягой…
Владимир Баллюзек , Александр Лошакофф, В. Воробьев
Впервые о намерении экранизировать повесть Толстого Протазанов заявил, ещё работая над постановкой « Пиковой дамы », а в 1916 году «Отец Сергий» был даже анонсирован в рекламе товарищества И. Ермольева . Однако в те времена постановка «Отца Сергия» была бы как минимум затруднительна, так как действовал цензурный запрет на изображение в художественных фильмах членов царской семьи и представителей духовенства . Съёмки фильма проходили в середине 1917 — начале 1918 года. Во время съёмок Яков Протазанов заболел, и на некоторое время его подменял на съёмочной площадке сценарист Александр Волков. Фильм вышел на экраны 14 мая 1918 года . Премьера фильма состоялась в московском кинотеатре «Арс».
Фильм имел значительный успех, ещё более упрочив авторитет Протазанова, как постановщика, и Мозжухина, как выдающегося актёра.
По словам очевидцев, это был подлинный шок. Когда зажгли свет, несколько мгновений публика молчала и потом разразилась тем, что называют бурей аплодисментов. Это был своего рода результат десятилетней работы русского кинематографа над фильмом-экранизацией. И при сравнении „Отца Сергия“ с первыми простодушными фильмами-лубками и добросовестными иллюстрациями вырисовывается творческий итог той школы классической литературы, которую в кратчайший срок успело пройти русское кино.
—
Фильм был вывезен за рубеж вопреки запрету советских властей и пользовался там значительным успехом.
Драма не драма, роман не роман, а сама жизнь, и кто видел эту картину, тот понимает, что это сильнее и драмы, и романа. Ведь искрящегося снега так, как видит его зритель, не нарисует и сам Толстой. Ни одна актриса не будет себя так вести, так искренно перед театральной публикой, как делает это Лисенко перед аппаратом. И на ленте остаётся более сильная правда, чем бывает на сцене. Радостно глядеть на такой фильм — произведение гениального художника. Тут сила Толстого и сила Мозжухина соединились.
— Б. Лазаревский, газета «Кинотворчество» (Париж), 1924, № 2, стр. 18
В 1928 году, к столетию со дня рождения Льва Толстого, был осуществлён повторный выпуск фильма; однако демонстрация его в рабочих клубах была запрещена. Повторный выпуск вызвал бурную негативную реакцию советской идеологической прессы. Вот типичный пример тогдашних нападок на фильм:
Показывать „Отца Сергия“ — это значит заведомо возбуждать интерес к церкви, к религии. Вместо того, чтобы к толстовским дням преподнести нашему зрителю крепкую советскую антирелигиозную фильму, Совкино, точно старьёвщик, разрыло кляузную рухлядь, демонстрируя её при помпезной рекламе исключительно по торгашеским соображениям. Стыдно за Совкино… <…> Полтора часа приходится наблюдать за „переживаньицем“ Мозжухина, напоминающего игру провинциального актёра. Убогость постановки низводит картину на нет, делая её абсолютно никчемной.
— «Долой с экрана „Отца Сергия“!» — газета «Кино», 1928, № 40, стр. 5.
В «Истории советского кино» (1969) сказано:
В фильме «Отец Сергий» при всех его несомненных художественных достоинствах повесть Толстого получила либерально-буржуазную трактовку, что сказалось в ограниченном толковании коренных пороков старого строя как «отдельных недостатков» царизма и буржуазного общества. Однако могучая сила толстовского реализма нашла выражение в лучших эпизодах картины.
— «История советского кино». Изд. «Искусство», М., 1969, т. 1, стр. 113. Раздел «Рождение советского кино», часть «Русское кино», глава 3.