Мадлен (печенье)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мадлен де Скюдери ( фр. Madeleine de Scudéry , 15 ноября 1607 , Гавр — 2 июня 1701 , Париж ) — французская писательница, поэтесса, хозяйка литературного салона; представительница прециозной литературы .
Мадлен де Скюдери осиротела в шестилетнем возрасте; получила хорошее образование стараниями дяди. В 1630 году переехала в Париж к своему брату Жоржу де Скюдери ; посещала салон госпожи Рамбуйе , где её именовали « Сафо ». После заката салона Рамбуйе, в 1652 году открыла свой собственный; его посещали Ларошфуко , мадам де Лафайет , мадам де Севинье . Во времена Фронды была сторонницей принца Конде .
Мадлен де Скюдери не отличалась красотой; замуж она не вышла по убеждению, отдавая предпочтение платоническому чувству (залог свободы от брачных уз). В этом смысле её можно считать предшественницей феминизма . «Сафо» снискала европейскую славу; в 1695 году Людовик XIV повелел выбить медаль с её изображением.
Карьеру писательницы начала в 1641 году . Все свои галантно-героические романы печатала под именем брата (часть этих романов была написана в соавторстве с ним).
Роман с ключом «Артамен, или Великий Кир» считается самым пространным произведением в истории французской литературы — оригинальное издание включало 13095 страниц. Сногсшибательный объём романа в сочетании с относительно высокой скоростью публикации томов заставил критиков предположить, что книга рождалась «бригадным» методом, однако никаких конкретных подтверждений этой гипотезы не имеется. Для «Артамена», как и для других романов Скюдери, характерно свободное обращение с историческим материалом — в данном случае речь идёт о судьбе царя Мидии Кира II Великого ( VI в. до н. э.): сохранена часть изложенных у Ксенофонта (« Киропедия ») и Геродота сведений, но изменены мотивировки военной доблести героя (у Скюдери им движет любовь к Мандане). Кроме того, в круг персонажей введены реальные лица, жившие в другое время: Солон , Фалес , Сафо . «Артамен» был призван стать своего рода энциклопедией античности для светского общества, будь то сведения о древнеегипетских нравах, о пифагорейской философии или о баснописце Эзопе .
Литературовед В. Кузен предложил в своё время развёрнутый «ключ» к «Великому Киру»; по его данным, образ Кира является аллюзией на принца Конде , Мандана — на герцогиню де Лонгвиль , Аристей — на Жана Шаплена , Парфения — на , Калликрат — на Вуатюра и т. д.
В основе сюжета «Клелии» — изложенная у Тита Ливия история отважной римлянки Клелии , отданной царю этрусков Порсенне в качестве заложницы и бежавшей в Рим, переправившись верхом на коне через Тибр. Мадлен де Скюдери далеко отходит от правдоподобного изображения Древнего Рима и создаёт портрет прециозного общества . Античные нравы в романе приближены к тем, что господствовали во времена Скюдери; отсюда и упрёк со стороны Никола Буало :
Примеру «Клелии» нам следовать негоже:
Париж и древний Рим между собой не схожи.
В центре внимания Скюдери — любовные переживания героев (в Клелию влюблены сын Порсенны Аронций и римлянин Гораций Коклес ), а также нравственные проблемы. Роман, во многом развивающий уроки Оноре д’Юрфе , включает в себя ряд вставных новелл (всего их 15) и в целом отвечает эстетике барокко . Особый интерес читателей вызвала приложенная к первому тому романа ( , La Carte du Tendre ), где рафинированный анализ любовного чувства облекается в форму аллегорической топографии . «Карта Страны Нежности» выглядит как связующее звено между Романом о Розе и разработанной в культуре рококо феноменологией любви ( Мариво ).
Светская беседа определяет собой развитие действия едва ли не с самого начала «Клелии». Это относится как к основному повествованию, так и ко вставным новеллам. В седьмом томе «Клелии» происходит окончательная переориентация повествовательной модели с эпопеи на светскую хронику.
Старушка Скюдери — главная героиня прото-детективного рассказа Э. Т. А. Гофмана « Мадемуазель Скюдери », в котором она пытается защитить невинного юношу от жестокого парижского полицмейстера Ла-Рени .
« » из романа « » послужила отправной точкой для балета Анжелена Прельжокажа « Парк » ( Парижская опера , 1994 ).