Interested Article - Цзягувэнь
- 2021-10-07
- 1
Цзягувэнь ( кит. 甲骨文 , пиньинь jiǎgǔwén , буквально: «письмена на черепашьих панцирях и костях») — иероглифические надписи на гадальных костях (панцирях черепах , лопатках баранов и быков ), фиксирующие результаты гаданий. Считаются древнейшими китайскими текстами и образцами китайской письменности , относятся к XIV—XI векам до н. э., то есть ко второй половине эпохи Шан .
Первые гадательные надписи были обнаружены в 1899 году китайскими учеными Лю Теюнем и (по другим данным, в 1899 году обнаружены Ван Ижуном, а в 1903 году впервые описаны Лю Теюнем ) в районе поселка Сяотунь ( кит. упр. 小屯 ), г. Аньян , провинция Хэнань , где находятся развалины древней столицы Инь династии Шан позднего периода (1300—1046 гг. до н. э., причём этот период нередко тоже называется Инь ), перенесённой сюда Пань Гэном . Когда в 1914 году Ван Говэй выявил в этих гадательных надписях имена правителей этой династии, упоминавшиеся в других текстах, стала возможной датировка надписей. Он же с Ло Чжэньюем впервые систематизировал гадательные надписи, заложив основы изучающей их ветви филологии .
По мере роста количества находок, надписи были выделены в особую категорию древнекитайской эпиграфики — 甲骨學 ( цзягусюэ , наука о надписях на панцирях черепах и костях животных) [ источник не указан 940 дней ] . В китайском языке цзягувэни имеют другое название «буцы» ( кит. упр. 卜辭 , гадательные надписи) , а также могут называться 殷墟文字 ( иньсюйвэньцзы , надписи из столицы Инь ). В западной литературе наиболее распространены термины: Oracle Bone Inscriptions, Oracle Records, Orakeltexte ; в русских исследованиях цзягувэни часто называются «гадательные надписи».
Согласно исследованию Дун Цзобиня начала 1930-х гг., в развитии гадательных надписей есть пять периодов, находящихся в соответствии с периодами власти следующих правителей Инь :
В эволюции цзягувэней выделяют [ кто? ] пять периодов. Первый и второй: 1400—1256 до н. э., для которого характерна симметрия половинок костей. Третий: 1256—1244 до н. э., период упадка. Четвёртый: 1244—1196 до н. э., возрождение старой школы. Пятый: 1244—1196 до н. э., появление пробелов [ источник не указан 940 дней ] .
Структура надписей практически не претерпела изменений на протяжении всех периодов. Они включали дату, имя гадателя, вопрос, ответ и отметку об исполнении. Существенному изменению подвергся, однако, каллиграфический стиль: от крупных грубоватых иероглифов раннего периода до мельчайших, едва различимых глазом, эпохи Западная Чжоу.
Количество различных иероглифов на панцирях и костях насчитывает около 5000 знаков. Из них отождествлены с современными иероглифами около 1500 . Остальные (преимущественно личные имена и географические названия) или уникальны и характерны только для периода Шан, или не расшифрованы.
В 1991 году к востоку от Хуаюань-чжуан (花园庄/花園莊), неподалёку от основного участка раскопок, были открыты ещё более 500 панцирей с надписями. Ценность находки в том, что вся подборка повествует о гадании, санкционированном не главой династии, а одним из принцев: это существенно дополняет картину шанского культа, известную ранее. Доклад о находке был опубликован в 2003 году .
Из современных словарей китайского языка вид китайских иероглифов на гадательных надписях цзягувэнь приведен, например, в девятитомном « Большом словаре китайских иероглифов » (2-е издание, 2010 год) .
См. также
Примечания
- ↑ Ткаченко Г. А. Гадательные надписи // Культура Китая от А до Я. Словарь-справочник. — М. : АСТ: Восток — Запад, 2008. — С. 50—51. — (Мировая культура). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-048906-0 .
- , с. 11.
- См. словарные статьи 殷墟 Yīnxū и 殷 Yīn в источнике: 现代汉语词典 (Сяньдай ханьюй цыдянь) (кит.) . — 5-е изд. (2005). — Пекин: Шану иньшугуань , 2010. — С. 1624. — ISBN 9787100043854 .
- ↑ , с. 13.
- См. словарную статью 卜辞 bǔcí в источнике: 现代汉语词典 (Сяньдай ханьюй цыдянь) (кит.) . — 5-е изд. (2005). — Пекин: Шану иньшугуань, 2010. — С. 107. — ISBN 9787100043854 .
- , p. 24.
- 汉语大字典 (Ханьюй да цзыдянь) (кит.) / 汉语大字典编辑委员会编. — 2-е изд. — 武汉 , 成都 , 2010. — Т. 1. — С. 17 (первой пагинации ). — ISBN 978-7-5403-1744-7 .
Литература
- Крюков М. В. Язык иньских надписей. — М., 1973. — (Языки народов Азии и Африки).
- Крюков М. В. , Хуан Шу-ин . Древнекитайский язык (тексты, грамматика, лексический комментарий) / Отв. ред. Т. П. Задоенко, М. В. Софронов. — М. : Наука , 1978. — 512 с. — 3000 экз.
- Tsuen-Hsuin Tsien. Written on bamboo & silk: the beginnings of Chinese books & inscriptions (англ.) . — 2nd ed.. — Chicago: University of Chicago Press, 2004. — 323 p. — ISBN 978-0-2268-1418-6 .
Ссылки
- 2021-10-07
- 1