Interested Article - Суяб

Суяб или Ордукент ( перс. سوی آب ‎; кит. 碎葉 Суйе , древнекит. произношение Suo-[Suai-] iap ) — раннесредневековый город Чуйской долины , находившийся на Великом шёлковом пути . Остатки города отождествляются с руинами у современного села Ак-Бешим , в 6 километрах к юго-западу от Токмака ( Киргизия ).

Возник в V—VI вв. как одно из самых восточных поселений согдийских купцов на Шёлковом пути. Суяб — ираноязычное название реки Чу в V—VI веках. В 629 году его посетил и описал Сюаньцзан . Он отметил плодородие почвы, особенно благоприятной для выращивания проса и винограда. В то время согдийские торговцы платили дань кагану тюрков.

С выделением Западно-тюркского каганата Суяб становится его столицей. На лето каган удалялся в свою ставку в Невакете в Таласской долине. Тюрки обеспечивали безопасность государства, а согдийцы — его экономическое благосостояние.

В 648—719 годах Суяб служил одной из самых западных крепостей Танской империи . В 647 году в китайских источниках появляется упоминание о «Четырёх гарнизонах» — главных опорных пунктах западных владений Танской империи в Центральной Азии, среди которых упоминается и Суйе . Благодаря китайцам основной религией становится буддизм , до этого сосуществовавший с несторианством и зороастризмом . В Суябе были обнаружены следы самого древнего христианского памятника на территории Киргизии — это небольшая несторианская церковь VII—VIII веков . Получило распространение в Суябе также и манихейство .

По китайским источникам, восходящих к сунскому времени, именно в Суябе, в семье гарнизонного офицера родился великий китайский поэт Ли Бо .

После 719 года Суяб был передан китайцами во владение союзных им тюргешей . Во время китайско-тибетских войн середины века здесь вновь водворился танский гарнизон. После 766 года Суяб отошёл карлукам .

Китайский путешественник , проезжавший через Суяб в середине VIII века, нашёл его в руинах, хотя буддийский монастырь ещё продолжал действовать. После отхода китайцев на восток в 787 году письменных известий о городе мало. В трактате « Худуд аль-алам » он поименован как город с 20-тысячным населением.

Суяб был окончательно заброшен в связи со строительством Баласагуна в XI веке. В конце XIX века Василий Владимирович Бартольд ошибочно принял его руины у Ак-Бешима за развалины Баласагуна. Археологическая зона древнего Суяба занимает 30 гектаров. Раскопки свидетельствуют о наличии в Суябе многочисленных культовых построек, как христианских, так и буддийских.

Примечания

  1. Лубо-Лесниченко E.И. от 19 января 2020 на Wayback Machine // Суяб. Ак-Бешим. / Археологические экспедиции Государственного Эрмитажа. СПб. : 2002. стр. 115-127.
  2. . Дата обращения: 1 июня 2015. 6 марта 2016 года.

Литература

  • Зуев Ю. А. Китайские известия о Суябе // Изв. / АН КазССР. Сер. ист., археол. и этногр. — 1960. — Вып. 3(14). — С. 87—96.
  • Кызласов Л. Р. // Тр. КАЭЭ. — Т. II. — Фрунзе, 1958. — С. 155—242.
  • Кызласов Л. Р. Городская цивилизация Срединной и Северной Азии: Ист. и археол. исслед. М. Вост. лит., 2006. — 360 с. — Суяб, Ак-Бешим: Гл.4 и Прилож.
  • Кызласов Л. Р. Символ креста у манихеев и сакральное пространство города Суяба на реке Чу // Вестн. / Моск. ун-та. Сер. 8: История. — 2006. — № 2. — С. 138—150.
  • Лубо-Лесниченко E. И. Сведения китайских письменных источников о Суябе (городище Ак-Бешим) // Суяб. Ак-Бешим. — СПб., 2002. — С. 115—127. — (Археол. экспедиции Гос. Эрмитажа).
  • Михеева А. А. Христианская церковь на городище Ак-Бешим: (Объект IV): Нов. архив. данные и их интерпретация // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2019. — [Вып.] 3 (65). — С. 246—266.
  • Нарбаев К. Средневековый город Суяб // Наука и новые технологии. — 2013. — № 5. — С. 91—94.
  • Суяб. Ак-Бешим: [Сб. ст.]. -— СПб., 2002. 174 с. — (Археол. экспедиции Гос. Эрмитажа). — ISBN 5-93572-076-0

Ссылки

Источник —

Same as Суяб