Кореванова, Агриппина Гавриловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова ( 14 [26] июня 1879 , Санкт-Петербург , Российская империя — 5 ноября 1951 , Ленинград , СССР ) — русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934) . Лауреат Сталинской премии I степени (1946).
Автор книги « Основы классического танца » (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца , вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета.
Агриппина Ваганова родилась 14 ( 26 июня ) 1879 года в Санкт-Петербурге , в семье капельдинера Мариинского театра . Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.
В 1890 году была принята в Императорское театральное училище . Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова , Александр Облаков , Анна Иогансон , Павел Гердт , Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова , назвав это время «двумя годами безделья» :352 , затем перешла в класс Екатерины Вазем . Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле « », поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.
В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра , через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба « Коппелия », за что её прозвали «королевой вариаций» . В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа , однако, не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такие записи: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…» .
Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.
Покинув сцену в 1916 году, занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена на работу в Петроградское театральное училище . Свой первый выпуск, в числе которого были , Ольга Мунгалова и , подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как , М. А. Кожухова , М. Ф. Романова , выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. « Система Вагановой » сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. Среди её учениц — и Елена Тангиева (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова , Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева , Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века .
С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова .
Книга Вагановой « Основы классического танца », в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала шесть переизданий и переведена на многие языки мира.
Скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища . Надгробие (скульптор В. И. Ингал , В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов.) создано в 1953 году.
В 1933 году Ваганова возобновила в репертуаре Мариинского театра балет « Лебединое озеро ». Её редакция потеряла сказочные черты и носила мелодраматический характер: Одетта погибала от выстрела Ротбарта , Зигфрид закалывался, потеряв любимую.
Также Ваганова возобновила балет «Эсмеральда».
Ваганова связала свою жизнь с состоятельным чиновником, членом правления Екатеринославского строительного общества, отставным подполковником путейской службы Андреем Александровичем Померанцевым. Брак не был оформлен, так как Померанцев не разводился со своей женой. В 1904 году у них родился сын Александр. В Рождество 1917 года Померанцев покончил с собой. Родная внучка Вагановой — дочь Александра Померанцева Людмила Александровна родилась в Ленинграде 18 апреля 1944 года и несколько лет занималась в Ленинградском хореографическом училище, но оставила балет из-за слабого здоровья, став инженером. В настоящее время она проживает в Австралии. Внучка А. А. Померанцева Марина Андреевна Померанцева (21.01.1922 — 24.02.2020) была ученицей Вагановой (выпуск 1940 года). Она стала солисткой балета Кировского театра, затем несколько лет преподавала в балетной школе, носящей имя её сводной бабушки.
Архив Вагановых, собранный её сыном, Александром Померанцевым, был передан им в Петербургский театральный музей.
Книга многократно переиздавалась. Среди новых изданий: